Схема
Нас удивил складной столик на газовом амотризаторе, который вообще не фиксировался
Рация переговорного устройства «салон-улица»
Вытяжной люк на малых скоростях соврешенно не спасает в жару
При движении задним ходом монитором можно пользоваться как парктроником
Вход в грузовой отсек оборудован сдвижными дверями
Дверь отсека бойцов бронирована по всему периметру |
Генеральный продуцент: ООО «Чайка-НН»Изготовитель кузова: ОАО «Завод технологического оборудования «КАМЕЯ»Производитель оснастки и комплектации: ООО «Невская техническая компания»Торговое наименование: «Чайка-Сервис Profit»Модель по ОТТС: «Камея-473215»Начало продаж: 2008 г. Цена: 1 300 000 руб.
Если сказать, что эта машина сразу обратила на себя внимание, то это неправда. На выставке «Комтранс-2008» было много спецтехники компании «Чайки-НН» на шасси моделей ГАЗа, а поднятые до потолка павильона стрелы манипуляторов и автогидроподъемников приковывали больше взглядов, нежели скромный броневичок. А ведь это был первый бронеавтомобиль на шасси «Валдая» и вообще первый инкассаторский Profit. И почему фирмы прохлопали такой пиар-момент? Почему никто не повесил на машину транспарант со словом «Первый!»?
Тост за родителей! В предыдущих строках слово «фирмы» не зря написано во множественном числе. Кроме ГАЗа и «Чайки-Сервис» соавтором проекта стала «Невская техническая компания» (НТК) из Петербурга, а кузов согласно табличке именуется «Камея-473215». ГАЗ представлять не надо, о «Чайке-НН» и ее автомобилях мы неоднократно рассказывали в нашем журнале, не нуждается в представлении и нижегородское ОАО «ЗТО «КАМЕЯ» из Берёзовой Поймы – ее фургоны хорошо известны в России, а вот о «Невской технической компании» несколько слов сказать стоит.НТК занимается разработкой и изготовлением бронированных автомобилей для инкассации и перевозки ценных грузов, а также специальных автомобилей различного назначения. Шасси используют самые разнообразные: «Соболь» (НТК-292921), «ГАЗель» (НТК-2929, -292923), «Нива» (ВАЗ-2131), «Патриот» (УАЗ-3163), грузовиков КамАЗ-53215 и «Урал-4320», фургонов LDV Maxus (SWB SR, SWB HR, LWB HR), Ford (Transit и Transit Connect LWB) и Volkswagen Transporter T5. Здесь бронируют автомобили по индивидуальным заказам и ремонтируют бронемашины как свои, так и других изготовителей. Производство ведется в цехах ОАО «Спецмаш».Машины НТК работают во многих регионах России от Калининграда до Сахалина, в системе Росинкаса, в Сбербанке РФ и многих подразделениях коммерческих банков и охранных структур, в том числе в Болгарии, Белоруссии и Казахстане.
Блиндированный дизайн!? Броневик мало чем отличается от фургона Profit на базе «Валдая», который в прошлом году презентовала ООО «Чайка-НН» («ГП» № 1, 2008 г.). И ведь свежо воспоминание, как наш журнал провел конкурс на лучшее название для этого коммерческого фургона («ГП» № 10, 2007 г., с. 26). Именно с легкой руки читателей машина получила имя Profit, что в переводе означает «прибыль».Действительно, броневик на шасси ГАЗ-3310 «Валдай» весьма похож на мультистоп Profit, но... «Федот, да не тот».У новинки короче база и меньше длина, а стиль, безусловно, такой же. Впрочем, это неудивительно. Процитирую Шелепенкова из январского теста: «Пластмассовые кузовные панели будут использоваться и для других моделей». Мы ждали микроавтобус, а получили спецтехнику! Вы думали, что обтекатель на крыше кабины и округлые боковые панели сделаны и бронелиста?Увы, при нынешнем состоянии технологий обработки металлов такие плавные поверхности из бронелиста не сделать. Машины, у которых наружная часть кузова изготовлена из спецсталей, внешне напоминают бронетранспортеры. Если у инкассаторской машины дизайн не имеет угрожающего вида, значит, бронезащита расположена под кузовными панелями (скрытые бронепанели), изготовленными из обычного автомобильного стального листа или пластмассы.А как же сохраняется кузов при обстреле? Да никак. Считается, что после штурма автомобиль подлежит списанию. Более того, кузов в случае нападения портит сама охрана. Дело в том, что бойницы, чтобы отстреливаться от нападающих, бывают двух типов. Одни закрываются примерно как отверстия для ключа в дверных замках, другие – скрытого типа. Их как бы сделали не до конца. При отражении атаки, обороняющиеся открывают бойницу во внутренней бронированной капсуле, а наружную панель простреливают. Кузов, естественно, портится. У данной машины, как у многих нынешних российских инкассаторских автомобилей, бойницы скрытого типа, т. е. простреливаемые.Автомобиль выпускается в двух вариантах. В первом он противостоит пулям из пистолета ТТ – класс защиты 2 по ГОСТ Р 50963–96, изм. 2. Во втором случае ему не страшен автомат Калашникова – класс защиты 3. Соответственно, чем лучше броня, тем меньше грузоподъемность автомобиля. В первом случае она составляет 3000 кг, во втором – 2500. Как видим, разница немаленькая – полтонны!Листы брони не только защищают кабину и грузопассажирский отсек, но и двигатель. Их можно увидеть, подняв капот. Закрыт броней и топливный бак. Разумеется, и остекление в машине пулестойкое. Считается, что говорить «бронированные стекла» не совсем корректно, хотя в быту это выражение употребляется часто, но у специалистов в ходу выражение «бронестеклопакеты».Перед нами, конечно, обычный инкассаторский автомобиль, какие встретились и Александру Трохачёву в Бразилии («ГП» № 5, 2008 г., с. 97), а вовсе не бронетранспортер или танк. Живучесть под огнем у такого блиндадос чуть хуже, чем БТР-90. Не из-за уровня бронирования. Отнюдь. У того в запасе есть подкачка всех колес.Обездвижить автомобиль конечно можно. Как это сделать? Я не хочу обсуждать чужие секреты на страницах журнала. Замечу лишь, что более живучие инкассаторские бронеавтомобили, такие, например, как делают в Германии, во Франции и других странах «золотого миллиарда», обходятся заказчикам в несравнимо большую сумму. Гигантскую сумму! Отечественные предприятия могут серийно выпускать и более защищенные? Но к чему такие траты, если при перевозке особо ценных грузов их по уставу обязан сопровождать целый эскорт бронированных секьюрити?
Вы возите в машине автомат? Наверное, некоторые хотели бы возить с собой в автомобиле огнестрельное оружие, но не иметь на то разрешения. А вот тем, кто охраняет ценности это необходимо, ведь они выполняют боевую задачу!* Поэтому в машине предусмотрено крепление для АКМ, но вот устанавливают его уже по заказу, как и столик, огнетушитель, дополнительные сиденья. Можно заказать даже внутреннюю решетчатую перегородку с дверью, стеллажи, рундук, электроблокировку замков, автомагнитолу, охранную сигнализацию, светосигнальный маяк, вытяжную вентиляцию с электровентилятором, GSM- и ГЛОНАСС-позиционирование, зеркала заднего вида с обогревом и др.В нашей подопытной машине есть и столик, и решетчатая перегородка. На полу, между водительским и пассажирским сиденьем, расположился кондиционер, который легко принять за центральный подлокотник. Здесь нужно заметить, что это вещь для инкассаторской машины очень нужная. Стоять летом в пробках при полностью закрытых окнах – еще то удовольствие. Окна не открываются, поскольку пулестойкие стеклопакеты – это элемент защиты. Есть лишь вентиляционный люк в крыше, но в отличие от кондиционера от сильной жары он не спасает.Есть еще дополнительное оборудование, о котором нужно сказать пару слов. Это переговорное устройство «салон – улица». В кабине водителя установлены микрофон и динамик. Такие же в маленькой коробочке около внешнего зеркала заднего вида со стороны водителя. Инкассаторы не имеют права открывать двери, чтобы общаться с инспектором ГАИ или охранником на воротах предприятия. Все переговоры ведутся через упомянутое устройство.Но это все дополнительное, хотя и очень нужное оборудование. А что входит в штатный комплект? Кроме сидений для инкассаторов и освещения фургона машине полагаются мощные механические запоры на всех дверях и усиленные петли, обивка всего салона термошумопоглощающим ковролином, а также дополнительный отопитель фургона. Еще интересное оборудование, подчеркну, что оно в штатной комплектации, – автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке «Допинг-2». Комментария к этому оборудованию не требуются – из названия все ясно.А вот многотональную систему «Пантера-И», «светосигналку» СГС-01 с САБ, вытяжную вентиляцию, кондиционер, электроблокировку замков, антикорозийную обработку днища и полостей придётся заказывать отдельно.
Завели мотор и… … и сразу ощутили дискомфорт. Вспомнились «Бычки» с белорусскими тракторными дизелями. Или все-таки «Бычки» потише? Особенности человеческого восприятия звука не позволяют возвести неприятие в абсолют. Сравнить можно, лишь поставив машины рядом или устроить испытания с использованием приборов. Но одно можно сказать наверняка: ехать долго в нашем «Профите» тяжело – тарахтение белорусского мотора давит на уши, вибрация истязает нервы. Таковы особенности минского дизеля Д-245.7 Евро-3.Если кто не знает, минское предприятие по производству двигателей изначально должно было обеспечивать моторами тракторы «Беларусь» и ЕТЗ (Елабужский тракторный завод). В 1990-е годы, когда выпуск тракторов уменьшился, и появились новые модели грузовиков, то конструкторы вспомнили, что двигатель был приспособлен и для автомобилей**. Конечно, это не самый хороший вариант, но что бы российские заводы делали без белорусских дизелей? Свои годятся только для тяжелой техники, а импортные даже из китайского зарубежья слишком дорогие. К тому же мотор, хоть и шумит, но тянет хорошо.Долго поездить не удалось, но некоторые впечатления о машине все же появились. Во-первых, как у мультистопа Profit здесь большой задний свес и выступающая подножка, которая не видна в зеркала заднего вида. Для сдачи экзамена на категорию «С» задним ходом, неплохо бы потренироваться. Надо сказать, что и у некоторых других грузовиков присутствует такое неудобство. Впрочем, есть одно лекарство, которое быстро излечивает: сильно подешевевшая в последнее время электроника. На этой машине были установлены камера заднего вида и весьма недурственный черно-белый автомобильный телевизор, который при движении задним ходом мы использовали как монитор. Это не стоит бешеных денег, но по извечной привычке ко всему импортному такой «парктроник» производит впечатление иностранщины.Второе впечатление об автомобиле – управление довольно комфортное. Не сравнить со старичками ГАЗ-52 и ГАЗ-53 – близкими по грузоподъемности автомобилями из Нижнего Новгорода, точнее, из города Горького. На «Валдае», по крайней мере не на груженом, передачи можно переключать, как на легковой машине: без перегазовок и двойного выжима сцепления. Руль с гидроусилителем очень легкий. Разворачивается «Валдай», как говорится, «на пятачке». Не спорю, среди иномарок есть машины и получше, но и здесь все очень неплохо, особенно если сравнивать с грузовиками недавнего прошлого, которые еще бегают по нашим дорогам.Что касается броневой защиты, то она на удобстве управления машиной не сказывается. Несмотря на то, что стекла в кабине чуть меньше, чем у обычного «Валдая», обзорность не ухудшилась. И за кондиционер, смонтированный между сиденьями, локоть не задевает. Короче, нормальный такой бронеавтомобиль!
*Реально боевую. Инкассаторы выполняют не столько транспортные, сколько боевые задачи по доставке материальных ценностей или документов государственной важности. Именно поэтому в инкассаторских броневиках не применяют airbag. Жизненное пространство в броневике ограничено, и в случае малейшей аварии контузия экипажу гарантирована. Не проще ли блиндированной «инксассатке» протаранить препятствие? Запас прочности ведь у нее завидный, а спутниковые маяки способны выявить местоположение ценного груза (Прим. – Ю.П.).**В мобилизационной экономике СССР, двигатель ММЗ просто был обязан быть универсальным, поскольку разрабатывался с прицелом для применения на автомобилях.
|