<<< Назад

Перед весенним наступлением
Автобус «Неман-3232»

П. Гаманьков, фото автора

Не случайно на страницах нашего журнала с завидной регулярностью появляются материалы о белорусских автобусах марки "Неман". Дело в том, что руководство УП "Досведчы завод "Нёман" всерьез намерено отхватить "кусок пирога" на рынке автобусов малого класса. В 2007 году были представлены два образца, готовых к производству, – "Неман-3231" и польско-итальянско-белорусский продукт на базе IVECO – Neman-Cacciamalli.

Теперь я познакомился с третьим претендентом на серийный выпуск. Это китайский автобус CCJ6660D компании (иероглифы Петров вольно перевел как "Чанчунь – Весеннее Наступление"), представленный неизвестной фирмой "ООО "Чаньчуньская торгово-промышленная компания "Ифа" и созданный методом крупноузловой сборки на "Немане".

Автобус хоть и предназначен для городских пассажирских перевозок, но сварной кузов облицован стальным оцинкованным листом. Интересно, что передняя и задняя маски в отличие от большинства современных автобусов не пластиковые, а тоже штампованные стальные. Для входа-выхода пассажиров предусмотрены две одностворчатые двери на пневматическом приводе, расположенные в базе и заднем свесе.

"Неман-3232" (такое у него теперь имя) смотрится симпатично. Можно отметить достойное качество сварки и окраски кузова. Даже при желании не найдешь неаккуратный сварной шов или неравномерные зазоры между панелями, что для китайской техники нетипично.

В салоне установлено 23 сиденья. Предусмотрены и поручни для стоящих пассажиров. Но общая вместимость не определена. Видимо, для китайских конструкторов данный показатель не является существенным, и общая вместительность ограничивается принципом "сколько влезет". Благодаря своеобразной схеме размещения кресел (часть пассажиров сидит, как в вагонах метро) в салоне очень просторно. Ширина прохода – более 60 см. Уж если автобус рассчитан на работу в городе, то возле каждой из дверей имеются небольшие накопительные площадки, но добраться до них можно через три ступеньки.

Китайско-белорусский автобус оснащен 4-цилиндровым турбодизелем Yuchai и китайской 5-ступенчатой механической КП. Силовой агрегат соответствует экологическим нормам Euro 3, а вот с его креплением у белорусских конструкторов сразу возникли трудности. В Китае на CCJ6660D монтируют совсем другой 95-сильный двигатель CY4100ZLQ (Euro 1) производства Dongfeng Chaoyang DEC, Ltd. (Дунфын Чаоян). Соответственно мотор Euro 3, доставленный в комплекте с шасси Dongfeng EQ6590KSP1, никоим образом не хотел крепиться к раме, и пришлось заводчанам включать смекалку. Китайские же товарищи-тунчжи лишь разводили руками, мол, ничего не знаем, вы заказывали мотор Euro 3, а мы таких агрегатов на этот автобус не ставили и ставить не собираемся, а как его крепить – вообще без понятия! Такое вот чудо кооперации.

Шумоизоляция как на месте водителя, так и в салоне неплохая, на порядок тише, чем в "Богдане" или МАЗ-256. В движении автобус ведет себя предсказуемо: силовой агрегат не назовешь зверем, но тянет он неплохо – на полноценные 85 "коней" (и это самая форсированная версия в гамме двигателей YC4F115!). Для движения в городском потоке его мощности вполне достаточно, но все портит "кривая" схема переключений степеней в КП, заимствованная с японской лицензии: попасть в нужную передачу получается не всегда.

Подрулевые переключатели расположены, как на праворульных машинах – в зеркальном отражении. По привычке включаешь указатель поворота левой рукой, а тут срабатывают "дворники"! Включаешь правой рукой "дворники" – моргают "повороты"!

Направляясь на встречу с китайско-белорусским автобусом, я был настроен довольно скептически. Было очевидно, что при выборе предприятия-поставщика комплектов для сборки на белорусском заводе будут руководствоваться в первую очередь минимальной стоимостью предлагаемой продукции, иначе автобус вряд ли окажется конкурентоспособным на рынке СНГ. А что в таком случае ожидать от него? Но... я поспешил с выводами. Во-первых, "Неман-3232" оказался симпатичным как внутри, так и снаружи. Во-вторых, приятно удивило качество сборки. Так что дело осталось только за дилерской маржой. Если она будет разумной, автобус сможет заинтересовать потенциальных потребителей.

Комментировать ... >>
александр
(03.11.14)
Автобус полное го..но.... Купили в 2009г а он уже весь расмыпался, а запчастей на него не где нет.....
испуганова катя
(11.05.11)
тут не правда
сват
(02.01.10)
и панель из шоколада!
Loading...