Пикап JMC Baodian
Некоммерческое предложение
Пикап JMC Baodian производит основанная в 1968 году компания Jiangling-Isuzu Motors Co., Ltd. Созвучность этой аббревиатуры американскому бренду GMC стала предметом традиционно плоских шуток про недостаток фантазии у китайцев, но как раз в данном случае эвфоническое перекрестье образовалось случайно, без маркетингового умысла.
На внутреннем рынке JMC известна в основном как производитель коммерческой техники, в частности лицензионных грузовиков Isuzu. В 2005 году JMC даже была удостоена звания "Самая конкурентоспособная автомобильная компания Китая", но по каким параметрам она превзошла конкурентов, официальные источники не говорят.
JMC производит грузовики Kaiyun и Baowei, микроавтобусы Ford Transit и пикап Baodian (Баодиань). В Россию пикапы JMC впервые привезли в 2006 году для демонстрации на автосалоне. Но продажи начались лишь через год.
Great Wall Wingle тоже не ахти какая новинка – первые экземпляры появились весной. Но продажи начались только в октябре. Цены на заднеприводную модификацию начинаются от 429 000 руб., а полноприводный "стандарт" продается за 483 000 руб. И это уже с надстройкой на кузов! Baodian дороже: 533 000 руб. за полноприводник. Лишь недавно китайцы пошли на значительные уступки, а дистрибьютор, по словам одного из менеджеров компании "Атлант-М Азия", "оптимизировал логистику". В результате Baodian с будкой стоит теперь 469 000 руб., а пикап обойдется в 444 000 руб. К сожалению, Baodian с закрытым кузовом в России пока нет, поэтому мы обошлись пикапом. А вот Wingle, напротив, без будки не предлагают.
Конструктивно машины очень похожи. Кузова покоятся на рамах а-ля Isuzu, задние подвески – на длиннющих малолистовых рессорах, мосты, естественно, сплошные, с неразъемными картерами. Передние колеса подвешены на двойных рычагах, а в качестве упругих элементов применены надежные торсионы: длинные у Wingle, покороче (а значит, и пожестче) у Baodian. В передних подвесках имеются стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормоза – сзади "барабаны", спереди дисковые.
Как Wingle, так и Baodian построены по "жесткой" бездифференциальной схеме распределения момента по осям. У Baodian трансмиссия аналогична "уазовской": ручное управление "раздаткой" плюс возможность ручного же отключения приводов передних колес от ступиц. Разве что в качестве приводов здесь не карданные шарниры, а современные ШРУСы. Wingle устроен более хитро: передний мост подключается посредством электропривода; мне не пришлось орудовать рычагом, достаточно было нажать соответствующую кнопку. Она приводит в действие актуатор, расположенный в переднем редукторе, который, перемещая вилку-фиксатор, подключает приводы колес. В ступицах замков нет, поэтому приводные валы обречены на постоянное вращение, вне зависимости от выбранного режима раздаточной коробки. Само собой, у обеих машин есть понижающая передача.
Защита агрегатов отсутствует. Спасает, что мотор, раздаточная коробка и топливный бак не выступают вниз за пределы рамы, но на серьезном бездорожье на это надежда слабая. И самое главное: оба автомобиля оснащены дизелями, ведущими свою родословную от Isuzu 4JB1-T. На Baodian этот дизель перекочевал без особых конструктивных изменений, а вот Great Wall его модернизировала, адаптировав систему впрыска Common Rail фирмы Bosch. В результате мощность выросла до 95 л.с. против 85 у конкурента.
Дизайн китайцы только осваивают. Кузов Baodian с минимальными отличиями от Isuzu Rodeo (Opel Campo) серии TFS16 окрашен зеленым "металликом", окрас в охру – передняя решетка и бампера. Неплохо смотрятся и хромированные подножки вкупе с легкосплавными дисками. Хорошо, что у производителей хватило вкуса не наряжать в хром зеркала, решетки и молдинги.
Wingle выглядит более вызывающе и оригинально, а с закрытым кузовом – и более законченно. Здесь есть претензия на стиль и дизайн свежий и задорный. Не удивлюсь, если окажется, что к дизайну Wingle приложил руку кто-то из европейских автомобильных стилистов – уж очень ладная вышла мордочка, с большим ассоциативным рядом.
Качество изготовления кузовных деталей в целом лучше у Great Wall, хотя и здесь встречаются огрехи – неровности, плохая подгонка. Надстройка кузова несъемная, стыки с бортами заделаны герметиком и не подразумевают вмешательства. Подъемная задняя крышка по краям прилегает к откидному борту неплотно, оставляя щели в добрый сантиметр. Разумеется, сквозь них в кузов будет засасываться пыль и грязь, что неизбежно испортит красивую обивку потолка кузова. Нужна ли она тут?
JMC в свою очередь поразил огромной щелью между передним бампером и фарами и кривоватой установкой самого бампера. Однако это сущие мелочи в сравнении с качеством других китайских пикапов. Наши герои отменно окрашены – ровно, без вздутий и непрокрасов, сварные швы аккуратны, зазоры невелики.
В любом случае, несмотря на грузовое предназначение пикапов, в кузов вместится только одна европаллета, и худо-бедно для коммерческого использования более всего приспособлен Wingle.
Интерьер... одинаков! Да-да, главная, можно сказать, формообразующая деталь салона – передняя панель одинаковая в обеих машинах. Среди китайских автозаводов очень высока степень перекрестной унификации: одинаковые мосты, подвески, трансмиссии... Почему бы не стать одинаковым "торпедам"? Это все закупается у сторонних производителей, и в этом отчасти секрет низкой себестоимости.
Покрытие пола будет легко пачкаться |
Художественным решением приборной панели сходство салонов наших конкурсантов не исчерпывается: нерегулируемые из салона зеркала (настроить обзор можно только непосредственным нажатием на отражающий элемент!) и отсутствие салонного светильника для переднего ряда. Как эрзац – слабый фонарик в центре потолка, ближе к заднему креслу. Мало того, что переднюю часть салона он почти не освещает, так его еще и неудобно включать с водительского места.
Впрочем, Wingle в комплектации "люкс" все эти мелочи имеет, чего не скажешь о Baodian. JMC беднее даже стандартной комплектации, чем Great Wall, – нет подстаканников (ни одного!), никак не индицируется включение габаритов, ближнего света и передних "противотуманок" (ориентироваться можно только по положению переключателей и подсветке приборов), а бокс-подлокотник имеет только одно отделение, правда, очень глубокое. Зато у Baodian есть электростеклоподъемники в передних дверях, чего нет у оппонента. Wingle парирует двумя подстаканниками на консоли, держателями бутылок в передних дверях, наличием нормальной индикации наружного освещения и подлокотником, разделенным на два сегмента.
На полу у Baodian – нечто, напоминающее мягкий линолеум. Мягок он с тыльной стороны, на которую приклеен ворсистый звукопоглотитель. А снаружи – обычный ПВХ, легко моющийся и, увы, легко царапающийся. Уж сколько слов было сказано про странную любовь китайцев к светлым салонам, а хочется прокричать еще раз: не место таким расцветкам на внедорожниках. И такому материалу на полу внедорожника тоже не место! Да, он не промокает, да, он легко моется. Но он очень легко пачкается. Даже обычный резиновый коврик в ногах водителя за 4000 км пробега машины оставил несмываемые черные полосы и потертости.
Топливный шланг ничем не прикрыт |
Да и непромокаемость такого покрытия тоже условная: даже маленькая ранка на внешней стороне будет засасывать влагу внутрь, в звукопоглощающий мат, лежащий прямо на металле. При этом просохнуть такой ковер естественным образом не сможет никак. Значит – коррозия. Wingle в этом смысле более продуман: серый ворсистый ковер на полу хоть и собирает влагу, но и отдает ее с той же охотой, достаточно на несколько часов направить в ноги поток теплого воздуха. Вообще практичность кабины Wingle выше, что касается и цветового решения, и примененных материалов.
Посадка хороша в обеих машинах, благо различий почти нет; одинаковы высота сидений и угол наклона нерегулируемой рулевой колонки. Профили сидений тоже примерно одинаковы, разве что в Baodian имеется небольшой "провал" в районе поясницы, то есть там, где должен быть подпор! У Wingle спинка более ровная, но и здесь поясничный подпор лишним бы не был. Кресла JMC более мягкие, есть подозрение, что под тканевой обшивкой здесь – обычный мебельный поролон, крупноячеистый, с невысокой кратностью вспенивания. Если так, то сиденья довольно скоро продавятся и уже не смогут восстановить первоначальную форму... На задних сиденьях как по ширине, так и по длине запаса нет, трое взрослых людей в зимней одежде в продолжительной поездке устанут определенно. Двоим будет проще, но ноги тоже особенно не вытянешь.
Обе машины оснащены рудиментарными магнитолами с несъемными (sic!) передними панелями. Их приемники, естественно, имеют "азиатскую" частотную коррекцию, но европейский шаг настройки – 0,5 мГц. На внешнюю штыревую антенну (прячется в левой передней стойке, вынимается руками) прием ведется с переменным успехом – какие-то станции лучше, какие-то хуже. Но за городом чувствительности не хватает – половина московских УКВ-вещателей становится недоступна при удалении от МКАД всего на 10–15 км. Причем у Great Wall приемник ощутимо хуже, ему не хватает селективности и на некоторых частотах отчетливо слышны посторонние сигналы и помехи.
Индикация включения привода работает очень плохо |
В JMC широкополосная акустика расположена выше, чем у Wingle, и формирует более правильную пространственную картину. "Сцена" находится примерно на уровне козырька комбинации приборов, и она не зажата по ширине. Все исполнители стоят более-менее на своих местах, их несложно локализовать, но вглубь музыкальное пространство не уходит, фокусируясь в самом ближнем поле. Кассетник Wingle дает более упрощенную картину, иногда даже искаженную. Пространственного разрешения почти нет, все свалено в кучу; этот звук даже с натяжкой не назовешь стереофоническим.
Тональный баланс опять-таки на стороне Baodian – здесь есть подобие басов, а "серединка" вообще отыгрывается очень неплохо.
Прогреваются оба мотора долго – дизелям вообще свойственна малая теплоотдача. Но будучи "холодными", не капризничают, рокочут ровно и тянут уверенно. Great Wall к прогреву вовсе некритичен, а JMC более нежен – ему нужно дать несколько спокойных минут, иначе отдача заметно падает.
Baodian тарахтит, что твой МТЗ, и тяга у него тракторная. При старте на ровном месте к педали газа можно не прикасаться вовсе, достаточно аккуратно отпустить сцепление. Это несложно – педаль сцепления настроена прекрасно и с информативностью на ней все в порядке. Не то "газ". Совсем не то. Поначалу испытываешь недоумение перед ее ограниченным ходом и нежеланием мотора выходить на сколь-нибудь рабочие обороты. Но потом все становится на свои места: педаль просто нужно продавить посильнее, сломав сопротивление невидимого демпфера.
Передняя подвеска со стабилизатором |
Разумеется, никакого демпфера тут нет, это банальное прикусывание тросика, но ощущение такое, будто под педаль положили кусок поролона. Освоившись с нелинейно нарастаемым сопротивлением, начинаешь видеть в нем некое своеобразное очарование – тягу можно дозировать прямо-таки ювелирно, по десятым долям килограмм-сил. Особенно ценно это зимой и на рыхлых грунтах, где колеса очень нежелательно срывать в пробуксовку.
Педали Wingle более правильные, более равномерные, ими удобно манипулировать в пробках и при скоростных переключениях. Но для точного дозирования тяги потребуется больше сноровки и привыкания.
Разгон у Baodian более убедителен – и это несмотря на меньшую мощность. Но, во-первых, он легче (хотя бы из-за открытого кузова), во-вторых, тут более пологая характеристика крутящего момента. Турбина настроена так, что момент ее включения в работу приходится на обороты чуть выше холостых. И само включение происходит деликатно, почти незаметно. Создается ощущение атмосферного мотора, разве что в сравнении с "атмосферником" рабочий диапазон оборотов шире. Поскольку момент смещен вниз по шкале оборотов, то двигатель довольно быстро выходит из оптимальной зоны и переключать передачи приходится быстро. Это несложно: рычаг расположен прямо на картере КП, без промежуточных звеньев и передачи включаются четко.
У Wingle турбокомпрессор проявляет себя больше: он позже включается в работу и делает это резче, сопровождая включение характерным свистом. Соответственно в самом "низу" тяги меньше, но верхняя граница оборотов у этого дизеля выше, крутить его можно до 4000 мин-1. Он более зажигателен и спортивен. Такому дизелю да более "короткую" трансмиссию! Впрочем, нет, не нужно: Wingle отлично сбалансирован, он и разгоняется эффективно, и умеет поддерживать высокую скорость.
Агрегаты находятся внутри рамы |
По штатному спидометру 155 км/ч машина без труда держит на шоссе сколь угодно долго, не заставляя беспокоиться за состояние его здоровья. Wingle не стремится уйти с траектории, ширины полосы вполне хватает, подруливаний не требуется. Все надежно, все под контролем. Шумно, конечно, но в меру, разговаривать можно без особого напряжения связок.
С Baodian сложнее. Высокая скорость – не его стихия. До 120 км/ч он сохраняет приемлемую устойчивость, но при приближении к своим пиковым 140 км/ч динамический коридор расширяется до опасных пределов, машину трудно удержать не только в полосе, но и вообще на дороге. Особенно в дождь – штатные шины не любят мокрого асфальта! А шум на высокой скорости становится неприятным. Причем ровный гул мотора – не самый раздражающий. Гораздо больше давит на мозг аэродинамический свист от зеркал, в основном почему-то от левого. Или с дверным уплотнителем не все в порядке?
А вот на "городской" скорости машины близки по управляемости и устойчивости. Свою поправку, конечно, вносят более высокий центр тяжести и чуть более мягкая подвеска "Вингла", заставляющие машину крениться немного более желаемого. Более жесткий "Баодиан" прописывает повороты четче, а связь между рулем и колесами здесь более внятная. Но и "Винглу" нельзя попенять на отсутствие обратной связи: если выровнять все условия (убрать надстройку, обуть автомобили в одинаковые шины), то различия в ощущениях сведутся к нюансам. И, конечно, чувствуется геометрическое преимущество "Баодиана" (у него на 25 мм короче база) в маневренности.
Задняя подвеска – на малолистовых рессорах |
Если выйти за рамки спокойного передвижения и приблизить автомобили к критической черте, то более надежно покажет себя Baodian. Он до последнего сопротивляется скольжениям, честно выбирая ход подвески. Скольжение наступает вполне прогнозируемо, а для его коррекции не нужно обладать какими-то особыми навыками. "Вингл" более "американист" и вальяжен, подвеске иногда недостает упругости. Плюс центр тяжести ощутимо выше. Поэтому при тех же условиях крены больше, а скорость прохождения поворотов ниже. На дуге "Вингл" иногда проявляет желание поскользить всеми четырьмя колесами, видимо, здесь иначе распределяется масса по осям. Он же более чувствителен к боковому ветру – еще бы, с такой-то парусностью!
По поводу "будки" сначала был некоторый скепсис – нужна ли она вообще, без стекол? Так вот: нужна. Именно отсутствие остекления защищает груз от шаловливых взглядов и позволяет не думать о том, что на очередном ухабе что-то выпадет, выбив стекло. Опять же, меньше требований к креплению груза в сравнении с открытой платформой. Что касается обзорности, то к ней привыкаешь примерно на второй день; ориентироваться по зеркалам, оказывается, можно даже в очень стесненных условиях! Но парктроник в заднем бампере все равно лишним не будет.
Включение переднего моста в Baodian никаких трудностей не вызывает, а вот Wingle удивил: светодиоды индикации светятся столь тускло, что приходится прикрывать их ладошкой от света, чтобы понять, сработал актуатор или нет. Да и сам процесс растянут во времени – кнопку приходится держать несколько секунд, до двукратного щелчка реле где-то в районе перчаточного ящика. И еще одна неожиданность: при перезапуске мотора трансмиссия автоматически, не спросив разрешения, возвращается в заднеприводный режим, и приходится все начинать сначала.
Вездеходность, как известно, определяется геометрией и свойствами шин. По клиренсу и углам съезда/ въезда машины примерно равны, а вот угол рампы у Baodian более выигрышный. Жесткая подвеска тоже предпочтительнее – больше информации передается на органы чувств. Но оба автомобиля суть полноценные внедорожники, без скидок на происхождение. Недаром в разных трофи и "покатушках" все чаще появляются китайские пикапы, вытесняя постепенно "Нивы" и "уазики". Есть даже примеры удачного лифтинга и превращения "китайцев" в настоящие вездеходы.
Покаянно признаюсь: Baodian был первым китайским пикапом, которым мне довелось управлять достаточно продолжительное время. Не миновала меня и предвзятость к автопрому этой страны. Но времени на адаптацию потребовалось на удивление немного. Тут вот что важно: надо подождать, когда пройдет первый шок ("они еще и ездят?!"), привыкнуть, выбросив из головы предубежденности...
И очень быстро все становится на свои места. Wingle и Baodian отлично показали себя в самых разных условиях, а для последнего даже случайно смоделировалось испытание на гидрофобность (см. врез). Поломок не случилось, но кое-что вылезло. Например, у Baodian оказались совершенно разрегулированы фары – ближний свет был как дальний, а дальний вообще освещал облака. К тому же пучок был смещен влево и встречные водители по ночам недовольно "моргали". А корректора нет... В Wingle неприятно "голосит" выжимной подшипник, а схождение на новой машине оказалось немного нарушенным ("в плюс"). Получается, что многие комплектующие китайцы научились делать более качественно, чем окончательную сборку, ведь все перечисленное – результат исключительно недонастройки систем.
Если обобщить, то выходит следующее: Wingle машина более комфортабельная и доработанная, более скоростная, спектр ее применения весьма широк, не исключено даже чисто коммерческое использование. У Baodian более брутальный характер – жесткая подвеска, мотор, хорошо переносящий "натяг", механическое управление трансмиссией. Он более внедорожный, более "заточен" на эксплуатацию вне города. Да и конструктивно он проще – меньше риска. Проблемы с качеством изготовления есть у обоих, но они не фатальны и, можно сказать, заложены в цену товара. Хорошую цену, правильную.
Редакция благодарит компанию "ИРИТО" за предоставленный автомобиль Great Wall Wingle (495) 739-4993 и компанию "Атлант-М-Азия" за предоставленный пикап JMC Baodian (495) 661-2360