Опубликовано: ГП 06-2006

ВДНХ КНР

А. Николаев, фото автора

Очередная, 7-я по счету демо-выставка «Коммерческий автотранспорт'2006» прошла в комплексе «Крокус Экспо» под лозунгом «Главная выставка полезных машин». Хотя она и называлась международной специализированной, по составу представленной техники ее впору было окрестить выставкой достижений Китайской Народной Республики. Автобусы, грузовики, пикапы и фургоны из Поднебесной буквально заполонили обе открытые площадки.

Круговорот кадров

Характерной особенностью выставки стало то, что транспортники с удивлением обнаружили знакомые лица из одной компании на стендах другой. Еще большее количество переходов осталось, что называется, за кадром. Оно и понятно: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Самые большие кадровые потери понесла Scania в лице «Скания Россия» и «Скания Сервис»: некоторые их менеджеры по продажам и другие специалисты перешли в «МАН Автомобили Россия» и «Рено Тракс Восток». Самое большое пополнение пережил MAN в лице компании «МАН Автомобили Россия». Приобретением стали не только опытные продавцы и сервисные специалисты, но и финансисты из «Афин Восток», до этого работавшие на IVECO.

Анализируя перемещения специалистов автотранспортной отрасли, возьму на себя смелость сделать бизнес-прогноз на 2006 год. В результате многоходовок Scania, скорее всего, упустит лидерство по продажам новых тяжелых грузовиков. На эту вершину поднимется Volvo, которой пока принадлежит пальма первенства по суммарной реализации новых и подержанных автомобилей. Усилится борьба за третье место, на которое претендуют сразу три бренда: Mercedes-Benz, IVECO, MAN. Позиции трехлучевой звезды кажутся наиболее стабильными, но «мановский» лев готов к прыжку и набирается сил.

Setra ценой 360 тыс. евро обрела нового хозяина до окончания выставки

Опыт и авторитет Пера Густава Нильсона, который возглавил «МАН Автомобили Россия» должны сделать свое дело. И если не в этом году, так в 2007-м и последующих – обязательно. Большой прогресс вырисовывается и в деятельности Renault Trucks, который уже идет с опережением намеченного плана продаж. И только голландский DAF, представленный не заводскими силами, а частной компанией, пока спокойно взирает на схватку. Ему хватает своей доли рынка, а что касается объемов поставок новой техники – так они постепенно растут.

Таким образом, произошедшие ротации, рокировки и смена кадров в итоге скажутся на положении компаний по результатам деятельности в текущем году и ближнесрочной перспективе. А по некоторым брендам – и на отдаленной. Почему я в этом уверен? Да потому, что роль личности в бизнесе еще никто не отменял. К тому же российский рынок довольно молод, он окончательно не сформировался. Так что перемены будут, хотим мы того или нет.

Автобусы

Выставка сильно проиграла от отсутствия отечественных брендов вроде «Волжанина», ГолАЗа, ЛиАЗа и ПАЗа. Не оказалось на ней и привычного в последние годы ЛАЗа. Не приехала корпорация «Богдан». Проигнорировала ее компания «КОСТА», представляющая марку TemSA. МАЗ не привез перронный низкопольник 171-й модели. То ли сочли дорогим такой показ, то ли руководствовались другими соображениями. Не было и троллейбусов – ни отечественного, ни белорусского, ни украинского производства. А ведь тем же украинцам было что показать. Например, трехосный 140-местный «Богдан» Е231, 170-местный сочлененный ЛАЗ Е291D1, известный также под названием ElectroLAZ или низкопольный ЮМЗ Е186, рассчитанный на перевозку 112 пассажиров. В общем, «за кадром» осталось много интересной техники.

Neoplan Tourliner впервые представлен в России

Пассажирская экспозиция могла быть богаче, если бы на таможне не застрял обладатель титула «Автобус года-2006» Neoplan Starliner N 516 SHD. Впрочем, и без него было на что посмотреть. Впервые в России было показано несколько образцов, в числе которых туристический лайнер Neoplan TourLiner N 2216 SHD и Karosa Arway 12М. Но главное не в самих пассажирских машинах, а в тенденциях, происходящих на рынке. Одна из них – появление новых игроков, и в частности, автобусного департамента NEOMAN Bus в структуре ООО «МАН Автомобили Россия». Осенью 2005 года, когда новая бизнес-структура только зарождалась, компании удалось реализовать 6 новых лайнеров: по два туристических, междугородных и городских. План 2006 года предусматривает поставку 30 новых пассажирских машин и десятков подержанных. И он постепенно реализуется.

12-метровый Neoplan TourLiner N 2216 SHD привлекателен для российских перевозчиков тем, что пока оснащен двигателем Euro 3, хотя скоро это станет большой редкостью. Не будем забывать, что с 1 октября 2006 года вся Европа переходит на Euro 4. В двухзвездочном исполнении он имеет 55 посадочных мест, а в трехзвездочном – 49. Высота салона составляет 2153 мм, а общая габаритная (с кондиционером в передней части крыши) – 3800 мм. Вместимость топливного бака – 460 л. Словом, характеристики, достойные лайнеров такого класса. Цена – тоже (на уровне 300 тыс. евро).

Ближайший конкурент немецкой компании DaimlerChrysler в лице автобусного подразделения ООО «ЕвоБус Русслэнд» традиционно представил весь спектр пассажирских машин от микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter до туристических лайнеров Setra. Популярность марок оказалась настолько высока, что все они обзавелись табличками «Продано» до официального закрытия выставки. Вот она, магическая сила звезды в действии.

Higer – один из новичков российского рынка

Коротко о новинках. Акционерное общество Karosa является членом холдинга Irisbus, поэтому его в полной мере коснулась политика корпоративной модернизации производственной гаммы. Междугородный лайнер Karosa Arway призван заменить производимый в настоящее время Karosa 950. Он будет выпускаться с длиной кузова 12; 12,8 и 15 м с числом мест от 53 до 67. Автобус оборудован 6-цилиндровым дизельным двигателем IVECO Cursor рабочим объемом 7,8 л мощностью 330 или 381 л.с. На выбор предлагается 6-ступенчатая механическая КП ZF 6S.1600 или 4-ступенчатая автоматическая Voith D 864.3.

У представленного на выставке образца Arway 12М багажные отсеки – 3,7 м3, а объем ящиков составляет до 5,8 м3. Число мест в салоне может быть 49, 51, 53 или 55 мест. Благодаря повышению габаритной высоты автобуса высота в проходе достигла значения 2254 мм, а боковых окон – 950 мм. Удобству входа и выхода способствуют двери шириной 800 мм (на заказ средняя – 1200 мм), а высота первой ступени у передней и средней дверей составляет всего 343 мм. Лайнер оснащен топливным баком емкостью 310 л и баком AdBlue объемом 6 л. Для российских перевозчиков, скорее всего, будет интересен устанавливаемый на заказ бак емкостью 430 л. Кроме автобусов, поставляемых в настоящее время на российский рынок (модели 950; С954 Е и С956 Axer) с двигателями Euro 3 в стандартном и северном исполнении, в конце 2007 г. Karosa планирует начать продажи через дилерскую сеть лайнеров Arway стандарта Euro 3. Перед началом поставок с ноября 2006 по март 2007 года он будет испытан зимой в Сибири. Но если заказчики проявят интерес к автобусам в версии Euro 4, производитель пойдет им навстречу.

Еще один «китаец»

В 2006 году автобусный бизнес в России бурно развивался. Если два-три года назад импортные городские и туристические машины уходили единицами, то на сегодняшний день спрос идет на десятки и сотни единиц. Наиболее перспективными представляются низкопольные трехдверные модели габаритной длиной 12 м. Конечно, 15-метровый автобус больше перевозит, но многие отечественные автобусные парки строились в 1950 – 1960-е годы и к обслуживанию такой техники не готовы – у них просто нет так называемой сквозной смотровой ямы. Кроме того, не проходят они и сертификацию, хотя некоторые российские заводы начали выпуск 15-метровых трехосников.

Прошедшая выставка показала, что наиболее востребованной рынком остается 12-метровая модель. И в этом сегменте в настоящее время доминируют китайские производители и Scania. Шведская техника хороша, и хвалить ее лишний раз, как считают некоторые специалисты, смысла нет. Единственный минус – высокая для ряда отечественных перевозчиков цена. Поэтому в ближайшее время эту нишу будут активно осваивать китайцы. Корейские производители, и прежде всего Hyundai, на этой выставке даже не представили городскую модель Aero City, ограничившись «туристом». А ведь еще недавно лидером по продажам импортных новых автобусов в России был именно Hyundai. И по праву лидера он мог бы продемонстрировать новинку Super Aero City в городском (с числом мест 21+1) или междугородном (38+1 или 45+1) вариантах. Увы, этого не случилось. Теперь пальма первенства принадлежит технике «made by China».

Вся китайская «рать»? Линейка автобусов DongFeng

В «Крокус Экспо» было показано много китайских пассажирских машин, но не все на сегодняшний день можно продавать официально из-за отсутствия сертификата. На устранение этого пробела потребуется время, и участники рынка рассчитывают наверстать упущенное, чтобы не потерять возможных заказчиков. Впрочем, уже есть прецеденты натянутых отношений продавцов с клиентами. Например, одна из компаний взяла предоплату за заказанные автобусы у перевозчика, а поставить их не в состоянии уже два месяца. Перевозчик требует вернуть деньги, а фирма всячески выкручивается, пытаясь задобрить обещаниями ввести специальные бонусы на сервис и запасные части.

И все-таки у китайцев был бенефис. Практически все машины до закрытия выставки нашли своих покупателей. Компания «ЮК-Авто», сделавшая ставку на Golden Dragon 55-местной модели XML 6129 Grand Cruiser, не прогадала. Красивый лайнер привлекал посетителей, а заодно обращал внимание на другие модели, представленные совместно с ООО «РКК-Союз». В частности, речь идет о 27-местном пригородном автобусе XML 6721 и 21-местном XML 6720 City Shuttle в варианте «Маршрутное такси».

Целую россыпь моделей малых и средних городских и пригородных автобусов показала компания «ИРИТО» – эксклюзивный дистрибьютор фирмы DongFeng. И как бы трудно ни произносились названия китайских компаний и моделей, к ним придется привыкать, потому что наступление китайской техники, казавшееся страшным сном, становится явью.

«Пазики» последнего поколения на стенде «Руспромавто»

Китайскую «рать» на апрельском форуме поддержала группа компаний «Русбизнесавто». Она выкатила «межгород» среднего класса Higer KLQ 6840, рассчитанный на 31 посадочное место, и 47-местный автобус большого класса Higer KLQ 6129. Несмотря на то что фирма является одним из лидирующих операторов на рынке продаж коммерческой техники, принадлежит к когорте фаворитов по снабжению предприятий двигателями и запасными частями, не ясно, как будет обслуживаться проданная ею китайская техника. Да, у компании есть сеть фирменных СТО, но из автобусов она может обслуживать только продукцию ПАЗ, ЗИЛ, МАЗ и Hyundai. А об автобусах King Long китайской компании Higer, которыми «Русбизнесавто» занялась с 2006 года, пока ни слуху ни духу. Кроме того, компания поставляет на рынок пассажирские машины других марок – НефАЗ, ЛАЗ, МАрЗ, МАЗ и продукцию ГК «Русские Автобусы»: ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ПАЗ. А сотрудничая с китайскими производителями, выходит, что она усиливает конкуренцию с российскими заводами. Парадокс да и только.

Официальный дистрибьютор компании King Long, ЗАО «Русинтехсервис», рекламировал 12-метровый туристический XMQ 6127 вместимостью 49 пассажиров и XMQ 6840 HB2 длиной 8,5 м с числом мест 29. И это еще не все представленные экспонаты из Поднебесной, ведь был еще Yutong и другие бренды. Примечательно, что при этом ряд компаний не информировал посетителей стенда о стоимости продукции, боясь раскрыть свои карты перед конкурентами. Ценник на конкретную модель озвучивался лишь после обмена визитками или подтверждения того, что перед менеджером – реальный транспортник, а не «засланный казачок».

Тягач JAC предлагался за $55 000

Неудивительно, что у продавцов родилась притча относительно стоимости «китайцев». Чтобы узнать, насколько корректна объявленная цена китайского автобуса, нужно вычесть из нее 18% НДС, 20% таможенных платежей и $7000 за перегон машины из Китая в российскую столицу. И если после этого останется цена легкового автомобиля, значит, вас где-то обманывают.

Грузовики

Российский рынок большегрузов в ближайшее время тоже претерпит существенные изменения. И в немалой степени – из-за напора китайских производителей. Foton, Dong Feng, JAC – вот лишь некоторые из китайских брендов, затмивших массовым присутствием европейские марки.

Официальный спонсор чемпионата мира 2006 года по футболу в Германии компания Hyundai в лице официального дистрибьютора «Хёндэ КомТранс Рус» ничем особенным не удивила. Представив всем знакомые модели средних и тяжелых грузовиков, она косвенно подтвердила статус выставки не как демонстрационной площадки новинок, а как стоковой площадки для реализации массовой продукции. В числе представленной продукции – хорошо известные бортовые машины Hyundai HD72 для городских и пригородных грузоперевозок, а также трехосные седельные тягачи HD700.

ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» не поскупилось на полноту представленного спектра коммерческих машин марки Mercedes-Benz. На стенде компании выстроились бронированный фургон Sprinter 314, переоборудованный ЗАО «Евраком» методом скрытого капсульного бронирования, фургон Vito 109 CDI в специальной версии для России по цене 19 999 евро, фургон Vario для ФГУП «Почта России» с надстройкой Московского завода специализированных автомобилей (МЗСА).

FAW тоже из Китая: с проспектами и прайс-листом: бери – не хочу

Кузова-фургоны и гидроборта были смонтированы на «мерседесовском» шасси специалистами МЗСА из комплектующих и по технологии ведущих европейских производителей. Для их изготовления использовались сверхлегкие и долговечные алюминиевые панели. Кстати, на более тяжелых шасси Vario установлены гидроборта особой конструкции – так называемые «слайдеры», которые в сложенном состоянии размещаются под рамой автомобиля. Наряду с фургонами даймлеровцы показали полностью обновленный Mercedes-Benz Axor и Actros с технологией BlueTec, отвечающий нормам Euro 4 и Euro 5.

ЗАО «Вольво Восток» представило комплексные решения для российских транспортников в виде пакетов «Регион» и «Регион Профи». И если первый действует уже давно, то второй – с 2006 года. «Профи» предполагает наличие 380-сильного двигателя и 14-ступенчатой механической КП, а также кабины повышенной комфортности Volvo FM. Стоимость пакета рассчитана так: 14 800 евро – первый взнос (с учетом НДС), 2000 евро – ежемесячный платеж, включающий НДС, страховой полис ОСАГО на один год и страхование КАСКО на весь период действия договора лизинга. Здесь же используется «Синий сервисный контракт» до 4 лет. При этом первый взнос с учетом НДС составляет 1000 евро, а ежемесячный – 99 евро.

Если для привлечения внимания к своему стенду Volvo использовала шоу профессиональных актеров, то расположенная на открытой площадке Scania обошлась собственными силами. То ли потенциал компании из-за отсутствия нового продукта временно исчерпан, то ли моральный дух сотрудников после массового оттока специалистов упал, но привычного пафоса на стенде со шведской техникой в этот раз не наблюдалось.

Продукция завода «Автотор» выстроена как на параде

«МАН Автомобили Россия» подготовил к выставке MAN TGA с новым типом кабины XLX (она занимает промежуточное положение между самой комфортабельной XXL и бюджетной LX). А вообще успехи компании впечатляют. В 2005 году объемы продаж были удвоены, а клиентская база расширилась втрое. Более того, за первые четыре месяца нынешнего года объем существующей клиентской базы был удвоен. В контрактах появились одинарные, а не двойные цифры. Это означает, что MAN теперь работает и с частными перевозчиками, с небольшими компаниями, а не только с крупными. Итог такого подхода налицо – к маю были подписаны контракты на поставку более 300 грузовиков. Напомню: общий план 2006 года составляет продажу от 700 до 800 автомобилей.

На чем зиждется столь уверенная поступь? На строительстве трех новых СТО в России (в том числе на южной окраине Москвы); на открытии центров по продаже подержанных грузовиков в Санкт-Петербурге и Челябинске; на создании собственной лизинговой компании. Не нужно сбрасывать со счетов и то, что были разработаны и созданы 5 новых модификаций грузовиков по одинаковой цене независимо от того, где продается техника – в Калининграде или Владивостоке. Пять типовых комплектаций для российского рынка предполагают три модели седельных тягачей и две автосамосвалов с кузовами «Бецема» (6х4 с объемом платформы 13 м3 и 8х4 с кузовом 17 м3). Седельные тягачи будут представлены в виде MAN TGA 18.360 в экономичной комплектации без изменений в немецкой конструкции по цене 69 300 евро; для региональных (межобластных) перевозок с топливным баком увеличенного объема, позволяющим преодолевать без дозаправки 1000 км и более; для международных перевозок с максимальным уровнем комфорта.

Флагман IVECO – магистральный тягач Stralis стандарта Euro 5

Представительство IVECO выступило объединенным стендом, приютив официальных дилеров «IV-Parnas» и «Питертракцентр» из Санкт-Петербурга, а также «ТПК Инфо» из подмосковного поселка Лунёво. Хиты прежние: Stralis, Eurocargo, Daily. Кстати, модельный ряд фургонов и легких грузовиков Daily в ближайшее время будет обновлен. А в павильоне напротив ООО «Ивеко-УралАЗ» демонстрировало новую версию капотного седельного тягача и бескапотного магистральника.

Настоящий праздник устроила на территории временного базирования компания «Рено Тракс Восток». И повод для привлечения массовых посетителей оказался весьма убедительным: Premium Vostok-2 стал обладателем титула «Лучший зарубежный грузовик года» в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Кроме того, компания удвоила объемы продаж в минувшем году и полна решимости удвоить продажи и в нынешнем.

ТагАЗ выкатил на всеобщее обозрение полную модельную гамму малотоннажников Hyundai Porter. В «грузовой» экспозиции заявили о себе «Чайка-Сервис», «АМУР» и группа «ГАЗ». Практически всю гамму коммерческих машин представили немецкие марки Volkswagen и Ford. От них не отстали французские производители Renault и Peugeot, но описывать известные модели смысла нет. Зато важно отметить, что в экспозиции появились различные варианты бронеавтомобилей на шасси иномарок, спрос на которые медленно, но неуклонно растет.

Freightliner стал одним из любимых тягачей российских дальнобойщиков

Из участников стран СНГ на выставке отметились холдинговая компания «АвтоКрАЗ», Минский завод колесных тягачей, МАЗ.

Прицепы

Среди экспонентов, представляющих прицепной состав, на этот раз были новые марки. Например, польская Wielton. Основанная 10 лет назад сейчас компания является крупнейшим в Польше производителем полуприцепов. На фирме работает 470 человек. Благодаря их усилиям среднемесячный уровень продаж превысил 260 ед. техники, из которых каждая четвертая (27%) реализуется на экспорт. На двух заводах выпускаются полуприцепы, прицепы, контейнеры и полуприцепы-контейнеровозы. На самом современном третьем заводе – самосвалы со стальной и алюминиевой мульдой и подвижной платформой. Торговое предложение включает практически все виды современного прицепного состава, и приятно отметить, что у фирмы появилось торговое представительство в Москве.

Второй новичок рынка – немецкая компания FFB (Feldbinder). Фирма производит более 1700 единиц прицепного состава, а ее годовой оборот составляет 120 млн. евро. На выставке FFB показала опрокидывающиеся полуприцепы Silo для сыпучих и гранулированных грузов. Один из них – Silo Feldbinder KIP 40.3 – объемом 40 000 л снабжен алюминиевой рамой. Но в арсенале фирмы есть модель KIP 91.3 объемом 91 000 л, предназначенная для транспортировки больших партий груза.

Представительство компании Rolfo решило сыграть на потребности рынка в автовозных поездах и показало модель Formula Arctic. Универсальное оборудование для транспортировки легковых машин быстро адаптируется под тягач той или иной европейской марки, впрочем, и не европейской тоже.

Марка King Long тоже относится к серии техники с маркировкой «Made by China»

Надстройка предназначена для тягачей с колесной базой 3700...3900 мм. Особая структура верхнего и нижнего ярусов увеличивает грузовое пространство и дает ряд преимуществ: снижение общей габаритной высоты и увеличение объема перевозок. Есть версия с козырьком и без козырька. Четыре варианта исполнения прицепа построены на инновационном шасси с внешней структурой, позволяющей увеличить вместимость грузовой платформы и разместить легковые автомобили на 15...20 см ниже традиционного уровня загрузки. А это чрезвычайно важно при перевозке мини-вэнов и особенно внедорожников. Общая вместимость автопоезда – до 10 машин класса Chevrolet Lacetti.

ЗАО «Новтрак» из Новгорода, представляющее немецкую марку Sommer, привезло в Москву свежие разработки, в том числе полуприцеп-самосвал SK 24 и полуприцеп-сортиментовоз SW 24H, показали и полуприцеп-фургон SG 240 FN.

Пожалуй, трудно было бы представить прицепную рать на выставке без изделий ООО «Машиностроительный завод «ТОНАР». Работая под девизом «Сегодня идея – завтра продукция», он подготовил к показу свои изделия, которые пользовались интересом автоперевозчиков и конкурентов. Довольно скромно «отстрелялся» на выставке МАЗ, сделав упор на листы с подробным техническим описанием своей продукции. А вот производственно-торговое предприятие «Центр ТТМ», специализирующееся на выпуске автофургонов, прицепов и коммунальной техники, заявило о себе в полный голос. Наряду с хорошо известными отечественными марками ярче показала себя и компания «Солекс-Авто», поставляющая на рынок в том числе и прицепной состав марки Stokota. В экспозиции нашлось место продукции подмосковного ЗАО «Бецема» и ОАО «Уралавтоприцеп», «Тверьстроймаша» и ООО «Интерпайп Ван». Стенды были и у компаний Shmitz Cargobull, «Kоgel Россия», МЗОК, ГРАЗ и др. И в целом прицепной раздел состоялся. Жаль только, что техника эта была представлена вразброс.

Комментировать ... >>