<<< Назад

Грузовые автомобили на «Мотор-шоу 2004»

В.Саблин

Оживление экономики России отразилось и на росте производства грузовых автомобилей. За I полугодие 2004 г. автозаводы изготовили 101 244 грузовика, что на 12,1% больше, чем за тот же период 2003 г. Маркетологи рассчитывают, что общий выпуск грузовиков за год составит 200–205 тыс., т.е. будет больше по сравнению с 2003 г. на 4,5%. Наряду с количественным ростом налицо и качественные изменения в типаже выпускаемых в России грузовых автомобилей. Усиление конкуренции на рынке вынуждает заводы расширять модельный ряд, поднимать качество продукции, самое серьезное внимание уделять фирменному техническому обслуживанию и ремонту. Все сказанное подтвердила обширная экспозиция грузовиков отечественных автозаводов и зарубежных фирм, работающих на российском рынке.

ЗИЛ-4362 C2

Обилие новинок по грузовой тематике и автобусам существенно превысило число представленных впервые легковых автомобилей и в этом одна из главных особенностей выставки 2004 г. Вслед за решением руководителей КАМАЗа вторгнуться в новые для завода секторы рынка автомобилей грузоподъёмностью 3,0 и 5,0 т, а также закрепиться в секторе тяжелых магистральных тягачей, ОАО «ГАЗ» выпуском нового семейства 4-тонных грузовиков «Валдай» усиливает конкуренцию в секторе среднетоннажников, а АЗ «Урал» и вовсе удивил всех, объявив о подготовке производства оригинальной серии дорожных грузовиков, в рекордные сроки собрав их первые опытные образцы.

Словом, на MIMS’2004 было много нового и необычного.

АМО ЗИЛ

Прославленный московский автогигант, выпускавший в былые времена по 180–200 тыс. грузовиков, находится в затяжном кризисе, обострившемся в последние годы. За 4 года, предшествовавших 2003-му, и без того скромное производство автомобилей сократилось в 4 раза. В 2002 г. отрицательный баланс составил 1,96 млрд. руб., что привело к смене руководства. С 2003 г. кроме нового директора заводом управляет и специально созданная «Московская автомобильная компания» (МАК), призванная превратить АМО ЗИЛ в холдинг, или «связку» равноправных самодостаточных компаний, которые, работая вместе, смогут кардинально улучшить экономическую ситуацию.

«Тигр» ГАЗ-2330

Положительные сдвиги уже есть. Падение производства остановлено, кардинально изменились методы реализации продукции, сформирована дилерская сеть. АМО ЗИЛ 2003 г. закончило с положительными итогами. Реализация автомобилей увеличилась на 7,3%, а выпуск за 12 месяцев – на 10,9%. В 2004 г. завод планирует собрать 17 068 автомобилей, и по итогам первых 7 месяцев нет сомнений в том, что этот план будет выполнен. В год 80-летия выпуска первого АМО-Ф15, открывающего экспозицию предприятия, завод представил модели будущего года, вобравшие в себя новейшие разработки как самого АМО ЗИЛ, так и его партнеров. «Гвоздём» экспозиции, несомненно, стал фургон ЗИЛ-4362 С2, разработанный совместно специалистами АМО ЗИЛ и латвийской компании AS Ferrus.

Отправной точкой проекта можно считать предложение мэра Москвы Ю. Лужкова, сделанное им в 2002 г. в Риге во время визита в Латвию, по организации в этой стране совместного автосборочного предприятия мощностью 1 000 автомобилей в год для поставок продукции на рынки стран Балтии, в Чехию и другие страны, где традиционно присутствовала бывшая советская техника. Стремясь к тому, чтобы продукт СП полностью соответствовал строгим европейским стандартам, конструкторы установили на машину ряд зарубежных агрегатов: дизель Cummins мощностью 150 л.с., сцепление Sachs, коробку передач ZF. Кроме того, усилили передний мост, ввели блокировку дифференциала заднего моста, а также разработали новые интегральный капот, панель приборов, рулевое колесо и головную светотехнику. Получился весьма оригинальный грузовик с более высокими потребительскими свойствами, чем стандартный «Бычок», и это вполне оправдывает его повышенную цену.

ГАЗ-3106

Вниманию посетителей был представлен и ЗИЛ-436202 с колесной формулой 4х2. Его полная масса 9 000 кг, силовой агрегат – дизель Cummins (Euro-3). Автомобиль с кабиной с модернизированным оперением и задним мостом с блокировкой дифференциала. Следующий экспонат завода: самосвал ЗИЛ-ММЗ-250210 грузоподъёмностью 2,5 т с улучшенным дизайном оперения. Большой интерес вызвал грузовик ЗИЛ-433182 с полной массой 14,5 т, оснащенный 6-цилиндровым минским дизелем Д-260.11Е2. Он имеет улучшенный задний мост, шины размером 10.00R20 и АБС.

Гамму полноприводных моделей представили трехосный ЗИЛ-4334В2 с двигателем Д-245.9Е2 и шасси двухосного ЗИЛ-43273Т с колесной базой 4 140 мм и допустимой массой 8 120 кг. Спецавтомобили – это новый пожарный ЗИЛ-640904 с цистерной объёмом 5 000 л. На нем стоит дизель КамАЗ с V-образным расположением шести цилиндров. Об автобусах читатель найдет информацию в отдельной статье.

ОАО «ГАЗ»

Автозавод, входящий в холдинг «РусПромАвто», показал на выставке более 20 экспонатов, охватывающих все направления деятельности. Предприятие переживает очень важный период. На заводе, первом из отечественных, внедрена новая система организации труда (на основе опыта компании Toyota), направленная на то, чтобы с меньшими затратами и усилиями производить продукции больше и качественнее. Внедрены или внедряются гибкие процессы производства, повышается мотивация труда, более бережно распределяются материальные ресурсы. Создано 53 эталонных участка, суточный темп сборки вырос с 482 до 654 грузовиков, процент сдачи готовой продукции с первого предъявления увеличился с 66,5 (март 2003 г.) до 98,3% (август 2004 г.). Грузовых автомобилей в I полугодии 2004 г. по сравнению с тем же периодом 2003 г. выпущено на 11 097 больше. Общее количество составило 79 835 (+16,1%).

«Вепрь» ГАЗ-330811

За год ОАО «ГАЗ» планирует выпустить 100 тыс. автомобилей «Газель» и «Соболь», плюс 20 тыс. среднетоннажников, спрос на которые стал устойчивым. Кроме семейства рестайлинговых «Волг» на выставке были показаны новые автомобили повышенной комфортности, ГАЗ-32217 «Газель» (5-местный пассажирский автомобиль с гардеробом и большим багажником), 12-местный вариант «Газели» с системой, снижающей токсичность выхлопных газов до норм Euro-3, 7-местный «Соболь-люкс» с трансформируемыми сиденьями.

В экспозиции наибольший интерес вызвал предсерийный образец грузовика «Валдай» ГАЗ-3310, производство которого начнется в конце года. Ему мы планируем посвятить отдельную статью, а пока заметим, что его главное назначение – городские перевозки, а грузоподъемность – 4,0 т. Автомобиль будет выпускаться с двумя колесными базами 3,3 и 4,0 м и оснащаться дизелями ММЗ Д-245.7Е2, IVECO, SOFIM, Cummins и ГАЗ-562 (лицензия Steyr). На выставке широко были представлены полноприводные автомобили: ГАЗ-221177 «Соболь», джипы ГАЗ-3106 и «Комбат», среднетоннажный «Вепрь» ГАЗ-330811, многоцелевой вездеход «Тигр». Специальный раздел экспозиции был посвящен автомобилям, предназначенным для людей с ограниченной подвижностью.

ОАО «КАМАЗ»

«Валдай» ГАЗ-3310 с базой 3,3 м

В месяц предприятие продает на рынке России до 2 200 грузовиков десятков модификаций и исполнений. Доля завода на рынке по итогам первой половины 2004 г. составила 38,5% против 35,2 в тот же период 2003 г. Новые базовые модели, показанные на выставке, находятся в стадии продвижения на российские и иностранные рынки, они дополняют существующие модельные ряды и созданы с учетом богатого опыта эксплуатации автомобилей КамАЗ. Модернизированный магистральный седельный тягач модели «5460М» отличается от предшественника «5460» с допустимой нагрузкой на седло 10,8 т, дебютировавшего в позапрошлом году, дизелем Euro-3 и улучшенной компоновкой. Его колесная база стала меньше, высота седла уменьшена до 1 100 мм, задний мост получил гипоидную главную передачу, а передняя ось – дисковые тормоза. Магистральный тягач имеет так называемую «тоннельную» кабину повышенной комфортабельности с пневмоподвеской, обновленным интерьером и улучшенной внешностью. В конструкции возможно использование как отечественных, так и импортных компонентов, обеспечено выполнение российских и международных требований к таким автомобилям.

Полноприводный седельный тягач КамАЗ-65225 разработан для перевозки грузов большой массы по любым дорогам, допускающим прохождение транспорта с осевой нагрузкой до 13,0 т. Он может работать в составе автопоезда полной массой до 59,3 т. Допустимая нагрузка на седло (литое, с тремя степенями свободы) – 17 т. На тягаче установлен турбонаддувный (с интеркулером) дизель КамАЗ-740.50-360, развивающий мощность 360 л.с. и крутящий момент 1 460 Нм при 1 200-1 400 мин-1. Дизель отвечает требованиям Euro-2. В паре с ним работают коробка передач ZF16S–151 и механическая раздаточная коробка ZF Steyr VG1600/300. Повышенная прочность агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части, а также применение шин размером 12.00 R20 с «вездеходным» рисунком протектора позволяет использовать автомобиль и в условиях бездорожья. На шоссе полностью груженый автопоезд массой 59,3 т разгоняется до 80 км/ч.

КамАЗ-65225

РУП «МАЗ»

В год своего 60-летия минчане привезли в Москву 7-тонный МАЗ-200, на бампере которого была прикреплена табличка с цифрами «1947» – годом начала производства. Оставаясь верным традиции, завод выставил очередную новинку, выпуск которой начат в этом году. Ею стал автопоезд из автомобиля МАЗ-534008-320-031 с прицепом МАЗ-870102. Подробнее об этом автопоезде мы планируем рассказать в ближайшее время, пока же сообщим, что он обладает повышенной грузовместимостью, равной 110 м3, соответствует нормам Euro-3 и рассчитан на эксплуатацию во время дальних международных и междугородных рейсов. Полная масса автопоезда 42,0 т, грузоподъёмность – 26,7 т. На автомобиле установлен двигатель ЯМЗ-658 мощностью 420 л.с. и 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-239. Максимальная кинематическая скорость достигает 122 км/ч. Ежегодно Минский автозавод выпускает около 20 тыс. тяжелых грузовиков.

ЗАО «МАЗ-MAN»

Совместное предприятие, учрежденное в конце 1997 г., отныне принадлежит австрийской компании TIV, располагающей 48% (блокирующий пакет) акций предприятия. В 2003 г. выпуск составил 187 грузовиков (прирост по сравнению с 2002 г. +85%), однако поток заказов в этом году столь велик, что может быть собрано около 500 автомобилей (при изначально закладываемой мощности 3 тыс. машин в год). Доля белорусских комплектующих в продукции завода составляет менее 30% (рама, мосты, гидроусилители рулевого управления, тормозные механизмы, ресиверы и т.п.).

«Урал»-55571

На выставке компания показала оригинальную модель самосвала МАЗ-MAN- 750268, не встречающуюся как в модельных рядах МАЗа, так и немецкой компании. Четырехосное шасси грузовика разработано на базе трехосного самосвала МАЗ-MAN- 651668 и отличается наличием задней оси, автоматически приподнимающейся и опускающейся, а заодно и самоустанавливающейся. Ведущими являются колеса 2-й и 3-й оси. За «поведением» последней оси следит электроника, приподнимающая ее при необходимости перераспределения нагрузки по мостам и при движении порожней машины. Грузоподъёмность самосвала до 29,5 т при собственной массе 14,5 т. Радиус поворота – 11,5 м. Объем устанавливаемых по желанию кузовов от 16,5 до 20 м3. На самосвале установлен 6-цилиндровый дизель мощностью 410 л.с. и 16-ступенчатая механическая коробка передач. Эта модель родоначальник серии тяжелых многоосных грузовиков различного назначения, к производству которых ЗАО «МАЗ-MAN» планирует приступить в течение нескольких лет.

АЗ «Урал»

В год своего 60-летия АЗ «Урал» познакомил посетителей с представителями нового поколения грузовых автомобилей, предназначенных для работы на дорогах общего пользования. Спроектированные в обстановке глубокой тайны и построенные за рекордно малое время опытные образцы новых грузовиков стали едва ли не самой большой сенсацией выставки. Заводчане показали бортовой «Урал»-6363 с колесной формулой 4х2 и полной массой 18 т при грузоподъёмности 10 т и самосвал «Урал»-63645 с колесной формулой 6х4 грузоподъёмностью 15 т. В конструкции машин широко применены узлы и агрегаты, производимые заводами холдинга «РусПромАвто». «Изюминка» конструкции – облегченная рама с лонжеронами нестандартного сечения – оригинальная разработка специалистов Уральского автозавода.

TATA-SFC 407

Автомобили рассчитаны на установку дизелей типа ЯМЗ-7601 и других, развивающих 300–400 л.с. Бескапотная кабина имеет современную подвеску со стабилизаторами и отличается от стандартной новым дизайном и интерьером. В ней установлены подрессоренные сиденья. Новые дорожные «Уралы» укомплектованы многофункциональным блоком подготовки воздуха Knorr-Bremse, АБС от WABCO, независимым отопителем Gidronic от Eberspaacher, радиатором и охладителем Шадринского автоагрегатного завода, изготовленными по швейцарской технологии Cupro Braze. «Обутые» в радиальные шины «Урал»-6363 и «Урал»-63645 способны развивать на шоссе скорость до 120 км/ч.

Новые дорожные «Уралы» спроектированы по модульному принципу, позволяющему по желанию покупателей укомплектовать их узлами и агрегатами других отечественных и зарубежных производителей. До конца 2004 г. планируется изготовить первую опытно-промышленную партию. Продолжается работа по созданию других модификаций с разными колесными формулами, рассчитанных на иные области применения и другие функциональные нагрузки.

Кроме этих двух образцов большое внимание посетителей было уделено капотному самосвалу «Урал»-55571 со всеми ведущими колесами. Автомобиль был показан с кабиной и оперением интегрального типа из современного стеклопластика. В отличие от прошлого года нынешний «Урал»-55571 не опытная, а серийная машина. Его собирают на главном конвейере завода. У самосвала грузоподъёмностью 14,0 т увеличена до 6,5 т максимальная нагрузка на передний мост, установлена новая раздаточная коробка, повышена эффективность тормозной системы, модернизированы редукторы ведущих мостов, обновлены бампер и светотехника, массивный рычаг переключения передач в середине салона заменен джойстиком. На автомобили возможна установка усиленного рулевого управления, независимого отопителя, блокируемых межколесных дифференциалов и других опций. На «капотники» можно устанавливать любые наддувные дизели, в том числе и отвечающие нормам Euro-3. Предполагается, что капотная компоновка получит дальнейшее распространение на шасси грузовиков, входящих в серию спецавтомобилей, и потребители смогут приобрести подобные машины уже осенью этого года.

КрАЗ-7140Р6 8х6

ЗАО «ЯРОВИТ Моторс»

MIMS, как впрочем и ожидалось, стала местом премьеры продукции совершенно нового российского автопроизводителя, компании «ЯРОВИТ Моторс», располагающей производственной площадью на территории металлургического завода в Санкт-Петербурге. Производство многоосных грузовиков повышенной грузоподъёмности и проходимости полной массой и осевыми нагрузками, превышающими допустимые для дорог общего пользования, начинается во второй половине этого года. Инвестиции в строительство завода составляют порядка $40 млн., а учредителями ЗАО являются: компания Elgin System (США) – 51% акций и компания Tracks8Dummpers (Великобритания) – 49% акций. При повышенной грузоподъёмности и высоких тяговых свойствах грузовики нового завода соответствуют экологическим и дорожным требованиям, имеют высокие скоростные качества и более экономичны в эксплуатации, чем карьерные самосвалы равной грузоподъёмности. Предполагается освоение в производстве широкого модельного ряда с колесными формулами 6х6, 8х8, 10х8. В планах компании выпуск трех базовых семейств автомобилей: GLOROS (кабина над двигателем), DOGMUS (кабины за двигателем) и ORDEX (шасси под установку спецоборудования с кабиной перед двигателем). Среди поставщиков агрегатов завода – фирмы Deutz, Cummins, ZF, SISU AXLES, AXLETECH и др. На выставке были показаны два экспоната: 34,7-тонный самосвал с колесной формулой 8х6 YAROVIT-4352 и 27,3-тонный самосвал с колесной формулой 6х6 YAROVIT-3342. В настоящее время автомобили проходят испытания и подготовку к сертификации.

ЗАО «АМУР»

Terex-Tatra 250J45 30 230 4x4.2

Завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), расположенный в Новоуральске (Свердловская обл.), в этом году приступил к сборке индийских грузовичков ТАТА, два из которых были показаны на выставке. Среднетоннажный ТАТА-SFC 407 полной массой 5 300 кг при снаряженной 2 000 кг по своей конструкции восходит к моделям Mercedes-Benz 30-летней давности. Снабженный 3-литровым, 75-сильным дизелем ТАТА 497 SP ТС 35, отвечающим нормам Euro-2, грузовик имеет односкатную ошиновку колес, рессорные подвески жестких балок мостов, кабину, «надвинутую» на двигатель. Габариты автомобиля: 5 015х1 906х 2 270 мм, база – 3 100 мм.

Более крупная модель, ТАТА-LPT 613 имеет полную массу 7 250 кг при снаряженной массе 3 070 кг. Автомобиль скомпонован по схеме «кабина над двигателем» и снабжен 6-цилиндровым турбонаддувным дизелем ТАТА 697 ТС IC, отвечающим нормам Euro-2. Его мощность 130 л.с. при 2 400 мин-1, максимальный крутящий момент 416 Нм при 1 400-1 700 мин-1. Подвески рессорные, с телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, тормоза барабанные, предусмотрен моторный тормоз-замедлитель.

К августу 2004 г. собрано 15 первых машин, проводится оммологация грузовиков на Дмитровском автополигоне. Одновременно завод решает вопросы с налаживанием торговой сети по марке «ТАТА» и организации технического обслуживания автомобилей как гарантийного, так и послегарантийного.

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ»

Terex-Tatra 163SK4

Во времена СССР Кременчугский автозавод выпускал ежегодно до 30 тыс. тяжелых дизельных трехосных автомобилей, значительная часть которых успешно экспортировалась. После распада огромной страны положение завода долгое время оставалось нестабильным, а выпуск машин иногда падал до нескольких сотен в год. С приходом в 1999 г. нового инвестора – СП «Мега-Моторс» – Холдинговая компания, включающая еще несколько предприятий Украины, переживает экономический подъём. Особенно успешными можно считать 2002 – 2003 гг., за которые удалось создать современную дилерскую сеть, организовать продажи в кредит и лизинг, вывести на рынок новые модификации бортовых грузовиков. В результате уже в I полугодии 2004 г. КрАЗ изготовил в 3 раза больше автомобилей, чем за аналогичный период 2003 г.

Основным рынком сбыта остаются страны СНГ и, в первую очередь, Россия, на которую приходится 60% экспорта. Во Вьетнаме на сборочном заводе компании в 2004 г. должно быть собрано 400 грузовиков. Современный модельный ряд насчитывает до 150 грузовых автомобилей с колесными формулами от 4х2 до 8х6, многие из которых разработаны в соответствии с пожеланиями российских нефтяников, строителей, производителей спец-оборудования. На MIMS’2004 состоялся дебют шасси КрАЗ-7140Н6 с колесной формулой 8х6 грузоподъёмностью 18,8–25,3 т. У автомобиля два управляемых передних моста, а 1-й, 3-й и 4-й – ведущие. Технически допустимая полная масса достигает 37,5 т. Вторым экспонатом был полноприводный самосвал КрАЗ-65032-061 6х6 с односкатными колесами и полной массой до 29 т при грузоподъёмности 14,5 т. Размер шин 1 350х550х533. С 330-сильным дизелем ЯМЗ-238Д самосвал преодолевает подъёмы в 25%.

SCANIA

Компания представила модернизированный седельный тягач Scania P114GA 4х2 NA 340 Griffin, производство которого началось в 2004 г. Снабженный 11-литровым рядным дизелем ДС11 03 340 мощностью 340 л.с. (Euro-3) он имеет усиленную раму с лонжеронами толщиной 9,5 мм, кабину серии СР19 в безопасном исполнении с одним спальным местом. При модернизации автомобиль получил регулируемое рулевое колесо, круиз-контроль, очиститель/омыватель фар, генератор на 80 А, пневмосигнал за бампером, электрический подогрев моторного масла, работающий от сети 220 В, клапан блокировки стояночных тормозных камер. Масса тягача 6,7 т. Кроме этого тягача компания представила новые грузовики R-серии, подробное конструктивное описание которой было опубликовано в нашем журнале (№6 за 2004 г.). Все автомобили R-серии, демонстрировавшиеся на Красной Пресне, были снабжены особой системой воздухозабора, рассчитанной на суровые зимние условия эксплуатации в России.

TATRA

Чешский завод вошел в число компаний, принадлежащих американскому концерну Terex, и с 2003 г. выпускает грузовики под торговой маркой Terex-Tatra. Несмотря на смену владельца у чешских автостроителей сохранен традиционный интерес к рынку России и СНГ. Компания предлагает на российском рынке полноприводные самосвалы и седельные тягачи, снабженные дизелями воздушного охлаждения Euro-2. И 2004 г. можно считать успешным: завод выиграл тендер на поставку более 100 автомобилей транспортникам Сургута. Продолжается сотрудничество с российским ОАО «Пожтехника» (Торжок), и очередной продукт этого сотрудничества был представлен: пожарная лестница на специальном двухосном шасси Terex-Tatra-250J45 30 230 4х4,2. Продолжаются попытки установки дизелей ЯМЗ на чешское шасси, ряд предприятий России ведет работы по установке своего спецоборудования на шасси Terex-Tatra с целью экспорта готовой продукции.

Кроме пожарной лестницы компания показала свою последнюю разработку в семействе моделей 163 – самосвал Terex-Tatra-163SK4, хорошо зарекомендовавший себя в трудных условиях эксплуатации в Сибири.

Комментировать ... >>
Loading...