Незаметные перемены
В преддверии Московского автосалона в Бронницах, на армейском полигоне прошла выставка-демонстрация
»автомобилей двойного применения»
Первое впечатление, возникшее при беглом знакомстве с экспозицией, разместившейся на территории 21 НИИИ АТ МО РФ, заключалось в том, что ничего нового. Хотя расположение групп экспонатов изменилось. Правда, при более внимательном изучении оказалось, что перемены есть, и немалые. Начнем с новинок.
Прежде всего, нужно назвать ЗИЛ-4327А1 с колесной формулой 4х4 и оригинальной независимой подвеской колес. Нет, это не тот «Бычок» с подвеской от грачёвских вездеходов, который уже не один год штурмует препятствия трак-триала, а совершенно новая машина с кабиной и оперением ЗИЛ-4334. Заслуживает внимания и двигатель – ЯМЗ-534. Ярославцы все же ухитряются начать производство этого многострадального малыша, и до конца года изготовят довольно приличную промышленную партию. Соответственно, «пятьсот тридцать четвертый» дизель стоял под капотами еще нескольких машин.
Разумеется, здесь присутствовал самосвал на шасси GLOROS от питерского завода «Яровит». Но про эту машину мы уже писали. Немало моделей выставил УАЗ – серийных и специализированных: со скрытым бронированием, а также для дорожно-патрульной службы. Два милицейских «УАЗика» («Хантер» и «Симбир») оставили сильное впечатление. В обеих машинах по требованию заказчика столик для составлений протокола смонтирован в «обезьяннике». Причудливы, однако, пути милицейской мысли, да и в юморе ей не откажешь... Остальное оборудование машин вызывает уважение: все необходимое для службы в машинах есть. Вплоть до компьютера.
Присутствовали здесь и машины из Набережных Челнов, и вездеходы из Миасса. Правда, все они укладывались в формулировку «модернизированные образцы уже известной техники». Из внедорожников отметим присутствие брянских (БЗКТ) и минских (МЗКТ) полноприводных тяжеловесов. Брянский завод отказался от бортовой схемы трансмиссии, впрочем, это было известно уже год назад. Встретили мы здесь и старого знакомого – «Гидроход», но уже в новом исполнении. Стоявший на нем раньше бензиновый двигатель уступил место американскому дизелю.
В «сервисной зоне» наше внимание привлекли «мультилифты». Занятно: не прошло и четверти века (КамАЗы с такими кузовами проходили эксплуатационные испытания на автокомбинате №9 перед Московской олимпиадой), а наши защитники догадались, что такая система и в армии хороша... Что же до остального, то мы увидели немало средств ремонта и обслуживания техники в полевых условиях. Разобраться в разнообразии всех других кабин за один день невозможно, и пришлось соображать, что к чему уже по каталогу. Так, присутствовало довольно много ремонтных автомобилей, причем сварочный аппарат – едва ли не обязательный элемент оборудования. Это, похоже, откровенный реверанс в сторону нашего нефтегазового комплекса.
Свои новости всплыли и на пресс-конференции. Из слов заместителя начальника ГАБТУ МО РФ можно сделать вывод, что особых новинок армейское начальство на этой выставке не усмотрело. Так что независимая подвеска автомобилей ЗИЛ на вооруженные силы впечатления не произвела. Заметим, что на вопросы журналистов, надо сказать естественные, если не банальные, отвечали большей частью представители ГАБТУ. И все это вместе навело на мысль: похоже, заводской вольнице в торговле вооружениями, вплоть до автомобилей, пришел конец. Оно может и к лучшему, поскольку никто из оте-чественных промышленников на выполнении оборонных зарубежных заказов не разбогател. Может, теперь разбогатеют?
Демонстрация техники прошла по уже знакомому сценарию. Оживление внесли только миасские спортсмены. Во всяком случае, когда двухосный «Урал» на хорошей скорости влетел в глубоководную ванну, проплыл по ней немного и, не дотянув до выезда, затонул, зрители были в восторге. Впрочем, «утопший» благополучно завелся и выбрался на сушу собственными силами. Это, кстати, характерная для нынешней демонстрации ситуация. Все «завязшие и утопшие» справлялись с трудностями своими силами, и эвакуаторы, не прописанные в сценарии, остались без работы.
В заключение – демонстрация эвакуации техники в боевых условиях и традиционное выступление сочленённых гусеничных «Витязей». К нему традиционный же комментарий: «Машины аналогов в мировой практике не имеют». В финале не менее традиционный «поклон» всё тех же «Витязей».