Затишье на «резиновом» фронте
Когда они собираются вместе, получается очень красивое зрелище: громадные стенды соперничают друг с другом в размахе, этажности и прочем великолепии. Иногда даже непонятно, что для них более приоритетно: привлечение новых клиентов или демонстрация конкурентам собственной «крутизны». О ком идет речь? О ведущих мировых производителях автомобильных шин. Их ежегодное место встречи – проводимая в Москве выставка «Шины. РТИ. Каучуки», где без суеты и наплыва любопытствующих обывателей можно и себя показать, и на других посмотреть.
Шинные» выставки, которые я регулярно посещаю последние лет десять, всегда вызывали смешанные чувства. С одной стороны, где еще увидишь продукцию сразу всех ведущих российских и зарубежных производителей автомобильной «обувки», да еще в сопровождении конструкторов, проектировавших эту самую продукцию? Но с другой стороны… Ни на одной выставке, посвященной другим автомобильным компонентам, нет столь низкого уровня компетентности специалистов, представляющих продукцию своих компаний. Особенно заметно это, когда интерес проявляется к грузовым шинам.
Чем одна шина отличается от другой? Каковы особенности конструкции данной модели? Чем новый рисунок протектора лучше прежнего? Как повлияли изменения в конструкции шины на снижение сопротивления качению – по наблюдениям, на подобные вопросы способен внятно ответить лишь каждый десятый присутствующий на стенде специалист. Другими словами, подавляющее большинство из тех, кто представляет на выставках ведущих производителей шин, толком не знают основных параметров и особенностей их продукции. Особенно это чувствуется, когда попадаешь на стенд не самого производителя, а его дистрибьютора или дилера – никакой информации кроме цен, иноязычных проспектов и рассказов о «крутизне» марки от них добиться невозможно.
На стендах российских производителей немало грузовых шин, но новинок – единицы! |
Но наши специалисты в своей некомпетентности могут зайти еще дальше. На минувшей выставке произошел комичный случай: ведущий конструктор одной из отечественных компаний просто убил меня своим ответом на вопрос о том, каковы преимущества измененного рисунка протектора одной из грузовых шин по сравнению с предыдущей моделью. Оказывается, он, в общем, и сам толком не знает, почему протектор именно такой. Просто видел подобный рисунок у европейских аналогов и постарался сделать нечто похожее. Вот так! Впрочем, хватит о грустном. Пора посмотреть, каковы тенденции в мире грузовых шин и чем порадуют автоперевозчиков их производители в 2006 году.
Шинных новинок из России и ближнего зарубежья, предназначенных для грузовиков и автобусов, в этот раз на выставке было меньше обычного. И неудивительно – ранее существующие прорехи в номенклатуре шин для коммерческой автотехники нашим производителям удалось закрыть за минувшие три-четыре года, и теперь они перешли главным образом к обновлению уже существующей продукции.
Украинская «Днепрошина» представила сразу несколько новых моделей с посадочным диаметром 20 дюймов, предназначенных главным образом для МАЗов, КрАЗов и КамАЗов. Шины недорогие, с тканевым брекером и универсальным рисунком протектора, который, по мнению разработчиков, наиболее популярен у владельцев отечественных грузовиков. Но вскоре у «Днепрошины» должны появиться и металлокордные модели, это будут шины нового поколения, разработка которых ведется в настоящее время на предприятии.
Восстановленными шинами начинает заниматься все больше продавцов |
«Белшина» приступила к производству двух моделей грузовых шин, предназначенных в первую очередь для белорусских МАЗов. Причем комплектовать ими планируют в основном современные скоростные модели с посадочным диаметром колеса 22,5 дюйма. Модель Бел-128 (315/80 R22,5; макс. скорость 120…130 км/ч) разработана для грузовых «магистральников», а модель Бел-118 (295/80 R22,5; макс. скорость 130 км/ч) – для новых междугородных туристских автобусов МАЗ-152.
Из российских производителей принципиально новые модели грузовых шин представил лишь Московский шинный завод. Это две легкогрузовые шины, предназначенные для «ГАЗелей». Размерность обеих одинаковая – 185/75 R16С, а рисунок протектора разный. У модели М-219 – дорожный. Такая шина эффективна на маршрутах город–пригород, и в холодное время ее желательно заменить на специальную зимнюю. На протектор второй шины, М-305, разработчики «нарезали» всесезонный рисунок. Такие шины предназначены для тех, кто эксплуатирует «ГАЗель» исключительно в городской черте, у них даже название соответствующее – Megapolis. Логика разработчиков понятна: в городах дороги регулярно чистят и поливают противогололедными реагентами, благодаря чему круглый год можно использовать одну и ту же шину. «Всесезонность» шины, точнее связанная с ней безопасность применения в холодное время года, по сегодняшним понятиям – вопрос далеко не однозначный. У М-305 есть весомый аргумент в свою пользу: в отличие от большинства других «всесезонок» на ее протекторе присутствуют ламели – обязательный атрибут настоящего зимнего рисунка протектора.
На российском рынке появилась новинка от Hankook – 22,5-дюймовая SSD08 для колес ведущей оси |
Из иноземных шинных новинок, предназначенных для грузовых автомобилей, следует отметить две. Первую представила компания Hankook. Это шина SSD08, устанавливаемая на колеса ведущей оси магистральных грузовиков с посадочным диаметром 22,5 дюйма (всего предложено четыре типоразмера: 295/80 R22,5; 315/80 R22,5; 11R22,5 и 12R22,5). Вторая новинка – грузовая шина Matador. Правда, интересна в данном случае не столько сама шина, сколько факт ее появления в российской гамме продукции словацкого производителя. Дело в том, что в нашей стране Matador известен главным образом шинами для легковых автомобилей, хотя в Восточной Европе ситуация обратная – там не менее (а то и более) популярны грузовые модели компании. Теперь грузовые шины этой марки решено представить и в нашей стране – словаки разумно начали экспансию с модели одной из самых популярных размерностей – 295/80 R22,5.
Были ли на выставке вездесущие китайцы? Естественно, куда же теперь без них! На российском рынке автокомплектующих они действуют даже более активно, чем на рынке готовых автомобилей. Правда, на шинном поприще в нашей стране дела у них идут не очень споро. Причина – в консерватизме отечественных автоперевозчиков, опасающихся пока ставить на свои автомобили китайскую «резину». Как рассказал представитель одного из дилеров, завезенную из Китая партию шин его компания не смогла продать в течение целого года. И это несмотря на значительно меньшую стоимость по сравнению с европейскими аналогами! Причина неудачи оказалась в маркетинговом просчете – вместо шин для колес управляемой оси, к выбору которых перевозчики подходят наиболее трепетно, надо было завозить шины для ведущих колес, а еще лучше – для прицепов.
Грузовые шины Matador известны в Европе, но российским перевозчикам только предстоит с ними познакомиться |
Как показал последующий опыт, такие шины продаются куда активней, поскольку их влияние на безопасность движения ниже, чем влияние шин управляемых колес. Хотя нельзя не признать реальный недостаток китайских моделей, сказывающийся на объемах реализации: их ходимость пока не дотягивает до ходимости европейских аналогов.
Впрочем, сэкономить на шинах наши автоперевозчики все же не прочь, но там, где они считают это допустимым. Например, за счет приобретения восстановленных шин. Опыт нескольких последних лет доказал, что такие шины служат не меньше новых, а стоят заметно дешевле. Судя по тому, что от выставки к выставке число продавцов восстановленных шин растет, спрос на такие шины стабильно увеличивается. Это говорит о том, что автоперевозчики, хотя и считаются наиболее консервативными и наименее привередливыми потребителями, начинают подходить к выбору шин более требовательно. Низкая цена остается для них важнейшим фактором в пользу приобретения той или иной модели, но этот фактор уже не единственный и не имеет абсолютного превосходства над другими. А это значит, что шины, произведенные с использованием самых передовых технологий, будут занимать все большую долю в предложениях как импортеров, так и отечественных производителей.