Нашествие «Жуков»
Легендарный Volkswagen Kafer и New Beetle
В этом номере мы публикуем материал, не похожий на предыдущие. Помимо традиционного экскурса в историю, мы попытаемся спрогнозировать судьбу выпускаемой ныне модели. Речь пойдет о легендарном Volkswagen Kafer (а вернее – о коммерческих вариантах этого автомобиля) и о его «реинкарнации» New Beetle.
В Мексике, где старый «Жук» выпускался до недавнего времени, конвейер остановился на отметке 21 529 464 экземпляров, 21 529 465го «старого» «Жука» не будет. Зато новый «Жук» – Volkswagen New Beetle – вовсю сходит с конвейера и давно появился у российских дилеров. Попробуем спрогнозировать его будущее как автомобилядонора для различного рода модификаций, которые рано или поздно обязательно появятся. Нелишне отметить, что передний привод этого автомобиля развязывает руки не только заводским конструкторам, но и талантливым самодельщикам, и тюнинговым ателье.
Сначала немного о легендарном и, как оказалось, многоликом предшественнике.
Предыдущий «Жук» разошелся по миру немыслимым для автомобиля тиражом. Наверное, этот рекорд не будет побит никогда. Правда, следует уточнить, что в процессе эволюции от того прототипа, который был создан и поставлен на производство гениальным Фердинандом Порше, со временем не осталось ни одной оригинальной детали. На протяжении почти 60 лет его выпуска с постоянными модернизациями менялись узлы и агрегаты, конструктивные решения и даже внешний вид автомобиля. Так что первый и последний Kafer (так его называли немцы, Coccinelle – «Божья Коровка» – французы, а «Beetle» – «Жук» – англичане) – это два очень похожих, но совершенно разных автомобиля.
Создатели сегодняшней версии пошли не совсем привычным путем. Взяв все лучшее во внешнем виде у старенького «Жука», они сумели поставить получившийся оригинальный кузов на платформу Volkswagen Golf IV. Естественно, форма кузова была приведена в соответствие с современными веяниями в автомобильном дизайне. New Beetle унаследовал от предка покатый капот, ярко выраженные крылья, круглые фары, двухдверный кузов... Правда, компоновка повторилась с точностью «до наоборот»: у старого «Жука» двигатель располагался сзади и ведущими были задние колеса, а у нового – двигатель занял место спереди, и приводит он, повторимся, не задние, а передние колеса.
Вернемся к «старенькому» Kafer, его промышленным модификациям и самодельным творениям. Разумеется, в первую очередь нас интересуют пикапы и фургоны. Вообще тема о «Старом Жуке» бесконечна и интересна. Достаточно сказать, что автор за много лет собрал более 100 фотографий различных модификаций легендарного автомобиля – вплоть до самого настоящего… вертолета!
Первый пикап был выпущен сразу же после постановки Kafer на конвейер. Он служил для внутризаводских перевозок заготовок и деталей, и для нас особого интереса не представляет. «Настоящий» пикап, впервые выпущенный фирмой Volkswagen для почтовой службы Германии, покинул заводские ворота в 1945 году. Специальный дощатый кузовок, довольно высоко возвышавшийся над кабиной водителя, был очень вместительным, если места для корреспонденции все же не хватаc цельнометаллическим кузовом и люком сзади. База осталась неизменной. Конечно, эти автомобили служили не только для перевозки почты, но и состояли «на службе» у мелких предпринимателей как доставочные или развозные автомобили.
Тогда же фирма Voll выпустила многоцелевой фургон, сильно изменивший дизайн Kafer. Чтобы увеличить вместимость грузового отсека, специалисты фирмы подняли уровень крыши до 2200 мм (!). Однако при этом образовывалась огромная «ступенька» между кабиной и грузовой частью. Дизайнеры помучилисьпомучились, да и подняли кабину до уровня фургона. Соответственно изменилась и посадка водителя – она стала «более вертикальной». Пришлось повысить и уровень капота. Интересно, что практически ни одной детали от оригинала не осталось нетронутой. Все было изменено, даже ветровое стекло по типу американских развозных автомобилей стало плоским с двумя форточками. Получился Volkswagen, мягко говоря, немного странной формы, но тем не менее абсолютно узнаваемый.
Две описанные модели не выпускались серийно, но свой след в истории оставили. В 1964 году завод отпраздновал своеобразный юбилей – 25 000 произведенных автомобилей Volkswagen для почтовой службы.
В конце 60-х был выпущен длиннющий фургон, предназначенный для снабжения запасными частями станций технического обслуживания Volkswagen. За основу был взят простой Kafer, к нему пристроили кузов фургона с большим задним свесом. Но массовым этот фургон тоже не стал – слишком трудоемким оказалось его изготовление.
Не устояла в свое время и известная швейцарская кузовная фирма Beutler из предместья Берна, долгое время сотрудничавшая с Volkswagen и выпускавшая оригинальные автомобили. В 1958 году кузовщики Beutler «выдали на гора» модель Touring. Этот автомобиль на базе Kafer был универсален. Из четырехместного универсала он мог превращаться в полноценный фургон грузоподъемностью 250 кг, при этом боковые задние стекла защищались специальными леерами. Одним словом, это был грузопассажирский вариант «Жука». В этом же году из ворот ателье выкатили простой фургон. Правда, его полезный внутренний объем был маловат, да и груза он брал всего около 200 кг. Зато фургончик имел боковые выдвигающиеся по вертикали створки, причем они выдвигались из крыши так, что грузовое отделение становилось для погрузкивыгрузки груза «прозрачным».
Эти операции можно было проводить как с правой, так и с левой сторон, это очень удобно для развозного автомобиля. Внутренние размеры грузового отделения были таковы: 1500х1230х630 мм. Автомобиль назывался Variant. По конструкции оба кузова швейцарцев были идентичны. Вообще эта фирма довольно долго сотрудничала с концерном Volkswagen. Здесь выпускались и пикапы, и фургоны, и спортивные автомобили – в основном для Германии.
В общем жизнь вокруг Kafer бурлила и продолжает бурлить. И сегодня существуют тысячи клубов почитателей этого автомобиля, проводятся слеты и тематические встречи владельцев.
…Но отправимся за океан. «Жук» был настолько популярен, что отвоевывал себе место под солнцем не только в Европе, но и в Новом Свете. Особенно полюбились тамошним снобам Kafer с передком от… RollsRoyce и Mercedes. Изготовителей подобных «китчей» было превеликое множество. Нашлось несколько американских фирм, поставивших эти изделия на поток. Результат работы одной из них – Lieffring Industries. Фирма поставляла набор крыльев и капотов для самостоятельной переделки.
Было и бесчисленное количество самоделок, например, любой желающий мог переоборудовать свой автомобиль в кемпинг на колесах или длиннющий лимузин, ведь раньше таких жестких правил по регистрации транспортного средства, как сегодня, еще не было. Вот и появлялись всевозможные «Жуки»-«мутанты».
Естественно, невольно задаешься вопросом: будут ли подобные модификации у нового «Жука» – автомобиля New Beetle? Думаю, что будут, причем в тех же ипостасях, в которых разъезжал его предшественник. Мало того, модифицировать сегодняшнего «Жука» гораздо легче, чем старого. Ведь переднее расположение двигателя и передний привод являются как бы отдельным «тяговым» блоком, сзади которого можно прицепить все, что угодно, лишь бы силенок у движка хватило. Так что, вперед – к прогнозам!
Владельцев новых «Жуков», наверняка, уже гдето ожидает облицовка радиатора от одной из моделей RollsRoyce. На таком экипаже не стыдно будет и за «Оскаром» приехать.
Для людей семейных подошел бы вариант с кузовом универсал. В увеличившемся багажнике (именно такой вариант в свое время предлагала фирма Beutler) свободно разместится вся семья и небольшой груз.
Для трудового люда подойдут фургон и пикап. Пикап скорее всего станет помощником фермеру, а фургон будет работать в городе и развозить мелкие товары – от мороженого до готового платья.
А любителей дальних путешествий будет ждать «дача на колесах», в которой водитель со своей семьей автономно проведет отпускной месяц вдали от родного дома…
Суждено ли таким машинам выехать на дороги мира – неизвестно, однако не отнеситесь к этому материалу, как к некой шутке. Все перечисленные факты о Kafer достоверны, а сбудутся ли наши прогнозы – покажет время.