ЗИЛ-164
Самодельный или отреставрированный?
Этот автомобиль в меньшей степени отличается от базовой серийной модели, чем самодельные грузовики, представленные в наших прежних публикациях. Но по объему вложенного владельцем труда реставрация и частичная реконструкция данного автомобиля сопоставима с постройкой самодельного грузовика.
Выпущенный в 1959 году ЗИЛ-164 попадает в разряд антикварных грузовых автомобилей как по международным, так и по российским стандартам. Этот грузовик приехал из Самары для участия в традиционном автофестивале «Экзотика», прошедшем в июле на Тушинском аэродроме.
Несколько лет назад жителю Самары Ильдару Мухаметзянову за бесценок достался неисправный и некомплектный ЗИЛ-164. Перед новым хозяином стоял вопрос, что делать: тратить время, силы и деньги на восстановление или избавиться от останков машины. Ильдар решился на реставрацию, руководствуясь соображениями, далекими от извлечения быстрой материальной выгоды. Когда-то на таком грузовике работал отец и учил Ильдара управлять автомобилем. Был резон продолжить «эстафету поколений», взять в помощники и приобщить к технике 13-летнего сына Марата. Года два назад в пустующем «углу» цеха одного из промышленных предприятий Ильдар и Марат взялись за капитальный ремонт старого грузовика.
Машину восстанавливали по правилам профессиональной реставрации антикварной техники – с полной разборкой. Можно представить, сколько усилий надо, чтобы разобрать до рамы 51-тонный грузовик: приходится отворачивать огромное количество ржавого крепежа, демонтировать большие по весу и размерам агрегаты. Владельцам машины предстояло выяснить, какие детали машины годятся для восстановления, а какие нет, и приобрести недостающие. Данную модель сняли с производства в 1965 году, и запчасти к ней стали дефицитом. Ильдару удалось достать немало редких запчастей: от коренных листов рессор до буферного щита, накрывающего раму между передним бампером и облицовкой.
Не понадобилось «переделывать» машину, используя узлы от ЗИЛ-130. Остались оригинальные коробка передач и мосты. Посильной задачей оказался капитальный ремонт родного 6-цилиндрового нижнеклапанного двигателя.
Незначительным, но важным дополнением под капотом стал расширительный бачок от «Жигулей»: теперь в радиаторе не вода, а тосол. Бачку нашлось место только на переднем щите кабины, и шланг от пробки радиатора пришлось тянуть через весь моторный отсек. В кабине, на левой стенке, размещен коммутатор: ЗИЛ получил современную бесконтактную систему зажигания.
В свое время кто-то из прежних хозяев автомобиля заменил кабину. Она заимствована от ЗИЛ-157. Наружные панели у нее точно такие, как у кабины «164-го», но знатоки находят определенные отличия. Например, в 1950-х для вентиляции кабины у ЗИЛа, как у Studebaker времен войны, ветровое стекло поднималось вверх . Позднее на «157-м» от этого отказались, и рамку стекла жестко закрепили в проеме – такой вариант мы видим у этой машине. Посередине «торпедо» у ЗИЛ-157 два отверстия для манометров, а у ЗИЛ-164 – одно. Во вторую, «лишнюю» дырку Ильдар установил часы от «Волги» ГАЗ-21.
Интерьер кабины приближен к эталонному. Нет ни сидений от иномарки, ни современной комбинации приборов, ни обивки дверей, которую на «164-й» завод никогда не ставил. Из незначительных отличий стоит отметить включатель аварийной сигнализации, появившийся на панели приборов. Натуральная кожа, которой обивали сиденья грузовиков в 1950-е годы, у машины пришла в негодность. По заказу хозяина в ателье сиденья обшили искусственной кожей с тканевыми вставками. Таким же материалом покрыли листы картона, которыми у ЗИЛов данного семейства обиты потолок и задняя стенка кабины. Получился приятный на вид комплект обивок коричневого цвета. Пол и моторный щит кабины застелен легко моющимся линолеумом. Поперек моторного щита над педалями заняла место огромная заводная рукоятка, а возле правой двери появился кронштейн для топора.
Внимательно осматривая кабину, находим и другие устройства, которых не было в 1959 году. Перед ветровым стеклом на капоте появились жиклеры омывателя, а на полу – педаль его включения. Ручки дверей остались родные, но замки теперь запираются снаружи ключом. Личинки позаимствованы у «Волги» ГАЗ-24-10. Во времена освоения целины и запусков первых спутников двери кабин грузовиков на ключ запирать не полагалось и никаких личинок не было.
Окраска кабины необычная, комбинированная: «военный» цвет хаки сочетается с «мирной» муреной. В те же цвета окрашен бензобак, взятый от ЗИЛ-157. Как ни странно, противоположные оттенки «зелено-коричневый» и «зелено-синий» совершенно не диссонируют.
От водителей и автомобильных инженеров старшего поколения приходилось слышать, что для ЗИС-150 и ЗИЛ-164 была характерна недостаточная жесткость передних крыльев. В самом деле, на многих старых фотографиях можно видеть грузовики с вмятинами, неровностями и трещинами на крыльях. На машине Мухаметзянова сложная форма крыльев восстановлена идеально. Кронштейны с внутренней стороны крыльев абсолютно ровные, сверкают шляпки болтов, соединяющих крылья с кронштейнами. Подножки тоже в отличном состоянии. Это свидетельствует о тщательном подходе к реставрации.
Задние крылья, полукругом согнутые вокруг колес, внешний вид машины не портят, а даже наоборот, облагораживают. Наверное, можно было подобрать серийные крылья, например, от самосвала ММЗ, но хозяин предпочел самодельные. Крылья не просто изготовлены из плоских листов металла, они усилены ребрами жесткости, придающими заводской вид. Задние крылья с ребрами жесткости по заказу владельца выгибал профессиональный жестянщик. К сожалению, он не сумел сделать снаружи отбортовки. Это оказалось слишком сложно и затратно.
На колесные диски старого ЗИЛа отлично встали современные радиальные шины О-129 омского завода. Они призваны обеспечить грузовику лучшую устойчивость и управляемость, чем устаревшая диагональная резина.
Существенно отличается от оригинала полностью изготовленная самостоятельно Ильдаром и Маратом бортовая платформа. У старых советских бортовых грузовиков силовой каркас днища платформы, продольные лонжероны и поперечины делали из дерева. На ЗИЛе из Самары применен каркас днища, сваренный из стальных профилей. Два мощных швеллера играют роль лонжеронов, а в качестве поперечин – профили прямоугольного сечения. Деревянными остались только брусья, обязательная прокладка между лонжеронами платформы и рамой машины.
Пол и борта платформы хозяин машины собирал из досок полностью самостоятельно. Современный по дизайну ярко-синий тент на заказ сшила самарская фирма, специализирующаяся на такой продукции. Он похож на увеличенный в размерах тент «ГАЗели» не только потому, что изготовлен из аналогичного материала. Как и у нижегородской полуторки, верх тента белый, полупрозрачный. Поэтому днем в кузове не мрачно, а светло. Каркас тента тоже самодельный – решетка из тонких, но достаточно жестких профилей. По-настоящему «фирменная» деталь – продетый в многочисленные петли шнур крепления тента к бортам. В качестве шнура использован металлический трос в прозрачной пластиковой оболочке. Такое крепление применяют на современных полуприцепах – фурах.
Из стальных профилей выполнены и кронштейны, на которые установлены задние фонари. Световые приборы выдержаны в стиле «ретро». Сзади справа и слева по два круглых красных фонаря, применявшихся на старых советских грузовиках. В каждом фонаре по две секции: стоп-сигнал и габаритный огонек. Рядом – самодельные указатели поворотов. Снаружи у них прозрачные «белые» стеклышки подфарников ЗИЛ-130 старого образца, а внутри – современные оранжевые лампочки, дающие предусмотренный правилами движения свет. Передние подфарники старые, они у ЗИЛ-164 общие с ГАЗ-51 и МАЗ-200, только внутри тоже оранжевые лампочки «поворотников». На переднем бампере установлены четыре противотуманные фары. Облику машины идеально подходят круглые фары от автобуса ПАЗ-672 (такие же применяли на ЛАЗах и ЛиАЗах). Две другие прямоугольные – уже излишество. Роль фонаря заднего хода играет «тракторная» фара в отдельном корпусе.
На ЗИЛе этого поколения капот не позволяет шоферу видеть правое переднее крыло и бампер. Поэтому на края бампера хозяин поставил два габаритных уса.
У грузовиков ЗИС-150 и ЗИЛ-164 есть определенный круг поклонников. Без сомнения, у них был привлекательный дизайн. Длинный «нос», округлые формы кабины, капота и крыльев, овальные стекла дверей смотрятся стильно и гармонично. Ильдар Мухаметзянов доказал, что в облик ЗИЛа 1950-х годов парадоксальным образом может вписаться кузов, изготовленный по технологиям начала XXI века. Занимаясь доработкой ретро-автомобиля с использованием современных деталей, очень сложно не перейти ту тонкую грань, за которой начинается безвкусица. Создателю данной машины, на мой взгляд, это удалось.