Опубликовано: ГП 04-2008

Безумный Макс. ЗИЛ-паровоз.

Сергей Цыганов, Сергей Ионес, фото авторов

Безумный Макс

У него есть имя – Мэд Макс. Или Mad Max, кому как привычнее. Работает он шоу-стоппером в московском байк-клубе «Ночные Волки», и живет там же, в небольшом железном закутке без крыши, на улице Нижние Мнёвники. Там вообще всё железное, в этом байк-клубе, кроме разве что пивных кружек. Что попишешь – законы жанра.На слётах байкеров Мэд Макс неизменно в центре внимания – он утробно рычит, мигает фарами и пускает в небо языки пламени. На его фоне любят фотографироваться полу- и обнаженные байкерши, и даже их солидные спутники, с бородами и в косухах – тоже любят. Короче говоря, он всеобщий любимец. «Он живой, – говорят байкеры. – И глаз радует».

Макс, как в анекдоте, «мог быть негром». В смысле – КрАЗом. Со старой «кразовской» платформы начались опыты «ночных волков» в автотюнинге. Попилили-покромсали и поняли – выходит лажа. Не тянул старый КрАЗ на машину байкеровской мечты. Взяли взамен не менее старый «133-й» ЗИЛ. «Насколько старый, спрашиваю?» – «А Бог его знает, – отвечают. – Совсем старый».С ЗИЛом дело пошло веселее. Купили ему новенький «камазовские» двигатель и колеса, кое-что обновили в ходовой. Потом с болгарками и сварочным аппаратом начали фантазировать над экстерьером. А фантазия у поклонников эстетики Дикого Запада известно какая – безграничная. Отвязная. Замешанная на алкоголе и чём-то покрепче. Воспитанная на суровых буднях тусовок, мотоциклетных вестернах и комиксах с Чарли Шинном в главной роли. Байк-арт – это крепкий мужской взгляд на свободу сквозь рогатину чоппера.Мэд Макс рождался долго, почти пять лет. Он и сейчас еще незавершен, хотя в некоторых местах заметно поржавел и настойчиво требует реставрации. Это такой постоянно действующий стенд для творческой самореализации: выдались деньги и время, берем в руки инструмент – и вперед, на художественный подвиг. Макс, как говорят, все понимает и прощает «волкам» непостоянство.Зато как он расцветает, оказавшись в своей стихии! К нему цепляют рукотворный трейлер в виде цистерны, который, раскладываясь, образует сцену. Позади кабины, там где у нормального тягача располагается «спальник», у Макса специальная пиротехническая комнатка. Пока на сцене и поблизости гремит действо, специальный человек в этой комнатке вершит свое пиротехническое таинство, результатом которого получается столб пламени. Вверх, естественно, туда, где звезды. Ночью это выглядит эффектно, сильно воздействуя на неокрепшее байкеровское сознание. Тем более что трубы выхлопа тоже выведены вверх, по обеим сторонам от кабины и сизый выхлоп добавляет драйва.Весит вся эта байда с прицепом порядка тридцати тонн. Включая, разумеется, массу самого ЗИЛа. Насколько это больше паспортной грузоподъемности тягача, легко посчитать. Но Макс совершенно официально зарегистрирован в ГИБДД, имеет номера и в принципе может свободно разъезжать по дорогам. Что с ним иногда и происходит. Самая дальняя поездка была минувшим летом, в балтийский Калининград, естественно, на байк-шоу. Макс выдюжил, не подвел и выступил с триумфом. На трассе его даже разгоняли до 90 км/ч, но, как признался водитель, «было страшно».Mad Max… Была в 1980-х такая рок-группа в Германии, не очень знаменитая, но след оставившая. Но «безумного Макса» мы помним, конечно, больше по фантастическому кино 1979 года с молодым Мелом Гибсоном. Там он играет парня, мстящего байкерам за убитую семью. Странная у «ночных волков» логика – «оригинальный» Макс не на их стороне, он вообще был полицейским. А с копами у байкеров традиционно непонимание. Но, возможно, это название – лишь аллюзия, игра смыслов и ассоциаций. С чем-чем, а с безумством у машины все в порядке.…Воскресенье, утро. На улице пасмурно и депрессивно. Клуб «Ночные Волки» пуст, нормальная жизнь здесь начинается позже, после «восемнадцати ноль-ноль». На кабине и раме лежат островки подтаявшего снега. Байкер Саша, один из создателей Макса, заводит его, вставляя отвертку в замок зажигания, и осторожно выруливает из «стойла». Макс не выглядит ожившим, напротив, весь его облик говорит: «Ах, отстаньте, еще не время. Я не выспался». Он хмур, он не в духе, но смиренно делает пару кругов и застывает в проёме ворот, позируя. Расслабься, старина, мы не будем тебя больше мучить. Не будем сегодня пускать газовые фейерверки (кто же по утрам пускает газовые фейерверки?), не будем даже выезжать на дорогу, пугая обывателей. Мы просто немного постоим и отпустим тебя в твое «стойло». До весны еще есть немного времени. Спи.




ЗИЛ-паровоз

Черный седельный тягач с полуприцепом, похожим на цистерну, изредка появляясь на московских улицах и загородных трассах, успел стать легендой среди тех, кто интересуется автомобильной экзотикой. У меня же был профессиональный интерес: как устроен этот автомобиль, из каких агрегатов собран, чем отличается от серийного ЗИЛа и, наконец, какова его специальность?

Таким был бы грузовик эпохи ядерной войны. Кабина и оперение издали кажутся то ли вытесаными из камня топором первобытного человека, то ли одетыми в броню рыцарских доспехов, а с близкого расстояния покрытыми несгибаемой кожей байкерской куртки со множеством заклепок. Под причудливыми заплатками и накладками из грубых стальных листов проглядывают знакомые очертания «зиловской» кабины: панорамное ветровое стекло, вертикальные стойки, двери с характерной формой окон и форточек. Радикально отличаются от прототипа только крылья, облицовка, световые приборы и передний бампер, похожий на отбойник-путеочиститель паровоза. Мне понравились корпуса четырех фар: длинные, граненые, с козырьками, напоминающие кожухи сигналов семафора. В основе всех остальных деталей кабины – серийное «железо» ЗИЛа. Под боковыми накладками и оконными решетками – обычные двери с обычными замками и стеклоподъемниками, только ощутимо потяжелевшие. Не дай Бог, закрывая дверь, прищемить палец! Самодельные наружные панели, в отличие от серийного грузовика, закрывают собой подножки. Сами подножки выполнены из стальных решеток. Ни в какую погоду они не станут скользкими, и о них можно стряхнуть с сапог снег и грязь.Под горбом из наварных накладок скрывается серийный капот от ЗИЛ-133ГЯ. С тыльной стороны даже остался конвейерный голубой цвет. Запирается капот двумя наружными крючками от ГАЗ-51. Вздувшаяся середина капота и нависший над ветровым стеклом козырек по идее должны ухудшить обзорность, но водитель, проехавший на этом монстре не одну тысячу километров, утверждает, что с обзорностью и чувством габаритов все в порядке. Вынесенные немного вперед кронштейны позволяют смотреть в зеркала через ветровое стекло, и решетки на боковых окнах уже не мешают. Остается добавить, что внутри кабина практически серийная. Сиденья, руль и панель приборов остались от ЗИЛа позднего выпуска, а грозный гудок паровоза включается обычной кнопкой на обычной «гитаре» «камазовского» подрулевого переключателя.Сооружение за кабиной сбоку похоже на спальный отсек американского тягача, а сзади, благодаря зарешеченному окну двери, – на вход в автозак. На деле это никакой не «спальник», а специальный кузов, назначение которого объясню немного позже. Этот короб стоит на раме отдельно от кабины и никак не связан с ней. Задняя стенка кабины ЗИЛа осталась нетронутой. Чтобы попасть в кузов, надо подняться на расположенную за ним поперек рамы площадку, сделанную из такой же решетки, что и подножки. На эту решетку ведут две исключительно удобные ступеньки-подножки, расположенные с правой стороны машины. На левом лонжероне рамы – вместительный топливный бак, сваренный из двух, и ящик для аккумулятора. На правом лонжероне под кузовом – инструментальный ящик, переделанный из бензобака ЗИЛа, верхняя половина которого превращена в откидную крышку.Несмотря на обилие грубого черного «железа», машина зрительно кажется невысокой, а ее силуэт стремительным и динамичным. Такого эффекта удалось достичь благодаря сочетанию длиннобазной рамы ЗИЛ-133ГЯ, вытянутого «паровозного» бампера-отбойника, невысокой «зиловской» кабины с низкими окнами, обтекаемой формы ложного «спальника». В основе тягача лежит ЗИЛ-133ГЯ с двигателем КамАЗ-740. Под капотом оказался довольно свежий на вид, не загрязненный потеками масла камский дизель. Впечатление не обманчиво: холодный двигатель при +5 °С завелся с пол-оборота.У базового трехосного ЗИЛа обычные колеса со «сто тридцатыми» дисками. Бездисковые колеса этой машины безошибочно указывают, что ее мосты заимствованы от КамАЗа. Причем, судя по состоянию картеров задних мостов, пробег у них пока небольшой. Вся тормозная система тоже «камазовская», причем основные узлы совершенно новые. Даже кран ручного тормоза в кабине словно вчера куплен в магазине запчастей. Впрочем, поддерживать мосты в чистоте помогают и самодельные крылья с развитыми брызговиками, укрывающие колеса задней тележки, по дизайну выполненные в том же стиле, что и вся машина.Мой знакомый, занимающийся не реставрацией, а текущим обслуживанием олдтаймеров, говорит, что здоровье автомобиля начинается изнутри. Другими словами, главное в любой машине – исправные агрегаты и прежде всего двигатель. Я полностью с ним согласен и, похоже, владельцы черного автопоезда придерживаются того же мнения. Машина всегда готова ехать хоть в Подмосковье, хоть в Питер, хоть в Калининград.Самодельным является не тягач, а весь автопоезд. Основанный на мощной раме полуприцеп только с первого взгляда похож на автоцистерну. Ровные прорези в боковых стенках бочки вызывают сомнение, что в этом полуприцепе можно перевозить какие-то жидкости. И не напрасно! Боковины мнимой цистерны раскрываются, и полуприцеп становится сценической площадкой. Издалека видно, что с каждой стороны бочки посередине сделано по откидной стойке. На них опираются половинки развернутой эстрады. Вот она, настоящая профессия данного грузовика! Это передвижная сцена, грамотно замаскированная под бензовоз. Створки раскладываются механически с помощью системы лебедок и тросов. Чтобы раскрыть их, надо влезть на верхнюю палубу по мощной лестнице на заднем торце цилиндра или по таким же крепким поручням на его боковине. А затем, откинув массивный верхний люк, спуститься в шахту, то есть в бочку. Перед концертом два механика спускаются в люки: один – в передний, другой – в задний, и вдвоем приводят в действие механизмы трансформации кузова.Интересно, а для чего предназначен короб за кабиной тягача? Оказывается, это тоже элемент сцены. Там смонтировано оборудование для пиротехнических эффектов. Сверху над крышей ненастоящего «спальника» замечаешь газовую горелку. Внутри комнаты с зарешеченной дверцей находятся газовый баллон и оборудование, позволяющее в нужный момент, открыв горелку, пустить в небо эффектный язык пламени. Этот трюк обычно входит в концертную программу клуба, для которой как раз и был разработан этот черный автопоезд.Можно добавить, что масса тягача, по утверждению его владельцев, составляет 8 тонн, а весь автопоезд весит 24 тонны! Значит, тягач немного тяжелее серийного бортового ЗИЛ-133ГЯ, снаряженная масса которого всего 7610 кг.Автор идеи, лидер «Ночных волков» Хирург и разрабатывавшие машину специалисты конструкторской группы «Вульф инжиниринг», использовав образ из известного зарубежного фильма, создали автомобиль-маску, автомобиль-оборотень, истинную специальность которого определить с первого взгляда трудно. При этом получилось транспортное средство, рассчитанное для выполнения определенной задачи и способное эту задачу успешно решить.А имидж? Я фотографировал машину для журнала возле клуба «Ночные волки» в выходные в малолюдных Мневниках. Неизвестно откуда появились зрители, разглядывавшие диковинный грузовик, пытавшиеся фотографироваться на его фоне. Кое-кто даже мешал мне работать. Из глянцевых иномарок выходили хорошо одетые господа, подъезжали и останавливались таксисты-кавказцы. Кажется, такого внимания публики еще не привлекал ни один из самодельных или антикварных автомобилей, которые мне прежде приходилось снимать. И ведь не зря!

Комментировать ... >>