Альтернатива есть всегда
Когда на свет родилась «Программа развития таксомоторного транспорта г. Москвы», ее анонсировали как самую прогрессивную и безальтернативную. Вот только так, и никак иначе. И когда она «забуксовала», что, кстати, совсем не удивило многих столичных транспортников, оказалось, что альтернативы ей действительно нет. Как нет уже в системе столичного такси тех профессионалов, кто готов был ее предложить. Зато есть полный «беспредел» на столичных улицах...
За голову схватились даже самые рьяные сторонники частного извоза – буквально в течение года частный извоз из категории экономической подозрительно быстро и организованно преобразился в категорию национальную. Таких развалюх на столичных улицах еще не видывали! Смуглый небритый брюнет, утверждающий, что 100 рублей от Лубянки до Солянки – мало, и лишь потом спрашивающий «где это?» – классический образец столичного «бомбилы» начала XXI века. Еще раз подчеркнем – «столичного», причем, не столицы независимого закавказского государства, а России.
Видимо, все происходящее и предопределило название новой организации, призванной консолидировать усилия настоящих профессионалов, предоставляющих услуги таксомотора, будь то уцелевший муниципальный таксопарк, новые транспортные объединения или таксист-индивидуал (в самом лучшем смысле этого слова). В начале февраля зарегистрирована Региональная общественная организация «Гильдия добросовестных перевозчиков».
О том, насколько своевременным было ее создание, говорят сроки. Посудите сами: в июне Правительство Москвы приняло постановление «Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в г. Москве». В середине сентября Мэр Москвы Ю. Лужков проводит выездное совещание в здании 14-го ТМП в ОАО «Элекс Полюс Такси» (об этом комплексе мы будем говорить отдельно), на котором принимается решение о создании и оказании всемерного содействия Гильдии, а спустя 4 месяца она фактически приступает к работе.
Формы и масштабы работы, планируемой в рамках Гильдии добросовестных перевозчиков, не имеют аналогов в России, да и среди европейских государств не многие могут похвастать такими службами. Сейчас в Москве лицензированными таксомоторными перевозками занимается 42(!) юридических лица, владеющих 3,5 тыс. автомобилей или пятой частью от потребностей города. На их долю приходится обслуживание 400 тыс. клиентов ежедневно. Сколько людей перевозят частники, из которых более 80% «нелегалы» – не знает никто. Сложить из этой мозаики единую картину, достойную столицы, и предлагает Гильдия.
Исполнительный директор Гильдии В.М. Мант одной фразой определил ее философию и основной организационный принцип – «Равное партнерство при равных правах». Как это должно реализовываться в жизни? Члены Гильдии получают возможность пользоваться единой диспетчерской службой, специальными регулируемыми стоянками в наиболее напряженных пассажирообразующих точках: у вокзалов, аэропортов, спортивных и торговых комплексов, приобретать необходимое оборудование и специализированные автомобили-такси на льготных условиях, в том числе и в рамках финансирования из городских фондов. Члены Гильдии, со своей стороны, должны работать по единому тарифу, соблюдать общие правила подготовки и эксплуатации транспорта, не говоря уже об обязательном медицинском контроле водителей, страховании пассажиров и их качественном обслуживании.
Как видите, все достаточно просто и доступно для понимания любого профессионального транспортника. На деле же получается, что не любого. С первых же шагов Гильдия столкнулась с весьма сильными подводными течениями, осложняющими и заведомо затягивающими формирование цивилизованного таксомотора Москвы. Пример?
P> Пожалуйста. Еще в июне прошлого года принято решение организовать до конца 2004 г. 10 регулируемых (обратим внимание именно на это слово) стоянок. А поручили это благое дело ГУП «Московский таксомоторный транспорт». Вот тут-то и начинается самое интересное: если бы ГУП «МТТ» было заинтересовано в таких стоянках и способно их организовать, оно бы сделало это и раньше. С появлением Гильдии им, видимо, становится обидно – а вдруг у «них» что-нибудь получится, и тогда несостоятельность «МТТ» решить проблему регулируемых стоянок будет очевидна.
Скрепя сердце, ветераны «шашечек» предлагают новичкам организовать на пробу нерегулируемую стоянку у городского аэровокзала. После сдачи в аренду под автосалон, казино, магазины и офисы огромного комплекса, сведению к минимуму автобусных рейсов в аэропорты и замены их более мобильными «маршрутками», аэровокзал практически утратил свое значение крупного транспортного узла. Тот, кто хоть раз побывал на площадке перед ним, прекрасно понимает, что никакой НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ стоянки там быть не может в принципе. Вопрос «почему?» лишен всякого смысла. Браться за организацию здесь стоянки – терять время и выбрасывать деньги на ветер.
Поняв, что «гильдийцы» первый удар отразили, и решение мэра выполнять все-таки придется, «МТТ» наносит второй удар, тоже ниже пояса – передает, теперь уже под РЕГУЛИРУЕМУЮ стоянку, место у Белорусского вокзала, в самой узкой части площади, у бокового входа при минимальном пассажиропотоке и свободных площадях. При этом возврат в лоно цивилизованного «извоза» исконной территории в центре площади опять-таки не рассматривается в принципе.
Дело сделано, полгода прошло, шагов никаких, можно докладывать «наверх», что у Гильдии ничего не получается. Куда уж там до полутора тысяч оборудованных стоянок, которые предполагается организовать в 2004 г. Однако, парадокс ситуации в том и состоит, что у Гильдии добросовестных перевозчиков получается многое. Помните сентябрьское выездное совещание мэра в диспетчерской службе ОАО «Элекс Полюс Такси». Теперь пришло время рассказать о ней.
Комплекс, оборудованный по последнему слову даже не сегодняшней, а завтрашней техники, позволяет принимать заказы и отслеживать их выполнение в реальном масштабе времени, постоянно и одновременно поддерживая радио- и компьютерную связь с несколькими сотнями автомобилей-такси. Приняв заказ, оператор сообщает клиенту не только время подачи такси, но и протяженность оптимального маршрута, скорость исходя из оперативной ситуации в городе, время в пути и стоимость поездки. Сюда же поступает вся информация о количестве пассажиров, месте нахождения и скорости непосредственно из автомобиля. Все сведения фиксируются в памяти компьютеров. На проекционной карте города площадью около 10 м2 можно наблюдать перемещения всех автомобилей, оборудованных системами дистанционного контроля и связи. Кстати, в эту систему включены таксометры и кассовые аппараты, устройства для расчета по кредитным карточкам.
Уже сейчас «Элекс Полюс Такси», вступивший в Гильдию с этой системой в качестве интеллектуального взноса, готов принять на обслуживание автомобили других компаний и фирм, и даже частных таксистов. И немало желающих уже нашлось. В перспективе – выделение единого городского телефонного номера, по которому можно будет заказать такси в течение 5 минут. И не обязательно на вызов придет машина «Элекса», это будет ближайший к заказчику таксомотор. Готова у Гильдии и своя программа оснащения регулируемых стоянок. Пользоваться ими смогут все ее члены и другие лицензируемые перевозчики независимо от формы собственности и юридического статуса. Стоянки оборудуются ручными или автоматическими ограничителями доступа, легко читаемыми табло с указанием тарифа и количества свободных автомобилей на стоянке.
Одновременно с подготовкой стоянок идет работа по выпуску специализированных автомобилей-такси. В Тольятти организована сборка удлиненных версий ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105. Кузова машин удлинили на 300 мм, сиденье водителя отгородили от салона пластиковой перегородкой, автомобиль оснастили радиостанцией, таксометром с чекопечатающим блоком и слипом для кредитных карточек, комплексом дистанционного контроля состояния. Новинка – специальная «тревожная» кнопка, с помощью которой водитель может незаметно передать в эфир сигнал SOS. Увеличение базы и удлинение задних дверей значительно повысили комфортабельность езды. Машины прошли эксплуатационные испытания получили «Одобрение типа транспортного средства» и необходимые сертификаты. До конца 2004 г. предполагается выпустить на городские линии около 200 новых автомобилей-такси.
Каждый раз, когда приходится знакомиться с каким-нибудь новым делом, затеваемым энтузиастами в противовес закостенелым и давно уже неработающим схемам, невольно надеешься, что уж сейчас-то все получится. Вы обращали внимание, как часто ваши друзья, вернувшись из-за границы, рассказывают, как там «у них» работает такси. Не пора ли и нам сделать так, чтобы возвращаясь от нас в Мюнхен или Нью-Йорк, люди рассказывали как здорово работает оно и у нас. Неужели же кому-то могут прийтись не по вкусу попытки Гильдии добросовестных перевозчиков приблизить это время.