Производство и экспорт в 2006 году
Вкратце хочется дать некоторый комментарий к табличной части и рассказать о том, что осталось за рамками приведенной статистики.
Легковые автомобили
Начавшееся в 2006 году производство легковых автомобилей с двигателем Euro 4 к концу года составило 11 947 штук. Среди 1,5 млн. новых автомобилей – это капля в море. Модернизация мало затронула новые модели (только ВАЗ-1119 с двигателем Euro 4 выпущено лишь 838 экземпляров).
КАМАЗ |
На 75% возрос выпуск иностранных легковушек. Их суммарный тираж достиг 276 185 машин, превысив общее производство грузовиков. Событие, если вдуматься, для страны, катящейся по инерции аграрно-индустриального развития, эпохальное. До 1970-х грузовиков выпускали больше, чем всех легковых вместе взятых! При этом надо учесть, что сборка отечественных легковушек (включая «Лада Спутник», которую АвтоВАЗ не выпускает несколько лет) из российских комплектующих ведется и на Украине, где также наблюдается солидный прирост производства иномарок.
В 2006 году прекращение производства коснулось лишь многопрофильного «Автотора»: Yuejin NJ 6471 FET2, Great Wall Sing, Hover, Socool и Sailor выпуска декабря 2005 года так и остались штучными раритетами. Kia Rio, выпускавшиеся до 2006-го в Калининграде годовым тиражом более 4000 экземпляров, теперь освоены в Ижевске вместо Иж-2126. В прошлом году сняты с производства мини-вэн «Лада Надежда» (в 2005 году собрали только 800 шт.). Неуклонно сокращается в Ульяновске производство «бобиков», ведущих свою родословную от УАЗ-469. Зато в стране полным ходом осваивается сборка европейских, американских и китайских автомобилей практически для всех сегментов рынка, включая и такие сложные, как пикапы. Great Wall, например, объявила планы о закладке своего завода в Елабуге. В Ленинградской области на строительстве собственного завода усиленно осваивает средства Toyota. Так что потенциальные покупатели пока ничего не теряют.
ГАЗ |
С появлением новых бизнес-инструментов (лизинг, банковское кредитование) население в своем большинстве готово покупать современные автомобили стоимостью в пределах 15 000 евро. Косвенное свидетельство этому можно найти в данных ФТС РФ: соотечественники в 2006 году потратили свыше $12 млрд., ввезя только из стран дальнего зарубежья 948,5 тыс. легковушек – на 32% больше, чем в 2005 году. Всего в прошлом году было ввезено 1 049 500 автомобилей. Экспорт российских легковых автомобилей в 2006-м составил 121,7 тыс. шт. на сумму $681,4 млн. против 127 тыс. шт. на $608,7 млн. годом ранее, при этом в страны дальнего зарубежья было поставлено 27 тыс. автомобилей на сумму $141,6 млн.
Грузовые автомобили
Рынок малотоннажников в большей мере контролирует ГАЗ. Из 216 314 легких коммерческих автомобилей на долю нижегородцев пришлось 72,6%, и увеличение продаж ИжАвто и Hyundai Porter пока не оказывает ощутимого влияния на структуру парка: половина всех малотоннажных коммерческих автомобилей и спецмашин на дорогах – «ГАЗели» и «Соболи». Ряд сегментов вообще отсутствует или не развит (пикапы, мини-вэны с полным приводом) и активно разрабатывается лишь китайскими экспортерами. Впрочем, это уже больше касается менталитета и уклада жизни: у россиян пока не сложилась привычка использовать коммерческий транспорт для пленэрных пикников и перевозки спортивного инвентаря.
«УРАЛ» |
Не имела продолжения программа по установке на 7-тонные ЗИЛы дизелей ЯМЗ (в позапрошлом году выпустили лишь один экземпляр), да и сам «Автодизель» больше окрылен открывшимися перспективами производства двигателей Renault. Самый большой рост выпуска иномарок был в сегменте коммерческих автомобилей. С 2005 года рост был троекратный и суммарно было выпущено 8937 грузовиков на шасси иностранных автомобилей. Сюда помимо грузовиков Isuzu, Volvo, Tata, Hyundai и китайских пикапов также входит продукция СП «ИВЕКО-УралАЗ».
Малый объем производства самосвалов Нефтекамского завода не должен смущать. Реально за год НефАЗ выпустил 16 369 комплектов кузовов, но как оборудование они в статистику не попали, поскольку их монтируют на шасси КамАЗов, готовых к установке кузовов.
Еще одна аномалия в статистике – ЗАО «Бецема». Гигантский прирост по выпуску прицепов и полуприцепов обусловлен не столько увеличением выпуска старых моделей, сколько развертыванием производства в минувшем году новых моделей БЦМ-125, БЦМ-126, БЦМ-127, БЦМ-128. Не берусь судить, есть ли в том заслуга маркетинговых служб, но реклама и информация этого предприятия на протяжении 2005–2006 гг. встречалась гораздо чаще, чем сибирских прицепов или «НефАЗов». Заметно увеличился спрос на шасси для установки готовых кузовов и оборудования. Все предприятия России в прошлом году отгрузили 65 617 шасси, что на 13,5% выше результата 2005 года. Предполагается, что в 2007 году это значение перешагнет за 70 000.
УАЗ |
Полностью прекратил в 2006 году отгружать машинокомплекты «АвтоКрАЗ» ХК (в 2005 году было выпущено 160 комплектов).
Российский экспорт грузовиков в 2006 году сложился в размере 47,4 тыс. шт. на сумму $587,3 млн., при этом в страны дальнего зарубежья экспортировано 4,6 тыс. грузовиков на $107,7 млн.
Импорт грузовиков в денежном выражении вырос на 67,6% и составил $1,04 млрд. В Россию в прошлом году было ввезено 54,4 тыс. грузовиков, что на 32% больше, чем годом ранее. Импорт из дальнего зарубежья составил 53 тыс. шт. Грузовых автомобилей Россия в прошлом году экспортировала на $587,3 млн., что превышает показатель 2005 г. на 23,6%. В РФ было ввезено 47,4 тыс. шт., из которых 42,8 тыс. пришлось на страны СНГ.
Автобусы
Автобусная статистика преподнесла ожидаемые сюрпризы – по некоторым моделям следует двукратный прирост. Увеличился на треть выпуск автобусов иностранного производства. Основные продуценты из Питера, Коломны, Калининграда и Голицыно выпустили 521 автобус (без учета LT-46 на базе фургона Volkswagen, которую, по данным АСМ-Холдинг, на ПАЗе собрали в одном экземпляре).
Эти 10% пока не обладают ресурсами и возможностями компании «Русские автобусы», куда входят ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, КААЗ. Рынок автобусов до сих пор неустойчив, и большинство производителей заинтересовано в освоении национальных проектов («Школьный автобус») и участии в модернизации автобусного парка целых областей и республик.
Впрочем, на рынке не обошлось без потерь: ЗАО «Волгоградский завод Трансмаш» прекратил выпуск автобусов, зато экспансионисты пришли c Украины. 20 декабря прошлого года администрация Борского района и ООО «Объединенные транспортные технологии» (UTTECH, Нижний Новгород, по 50% долей уставного фонда принадлежит украинской автокорпорации «Богдан» и Запорожскому автозаводу) подписали в среду инвестиционное соглашение о строительстве завода на той же площадке, которую для себя ранее присматривала Toyota. Мощность завода составит до 160 тыс. легковых автомобилей (Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo и Sens), 80 тыс. дизелей для среднетоннажных грузовиков и автобусов, 6 тыс. автобусов Isuzu, 8 тыс. автобусных шасси в год (грузовики строить не предполагается).