КАМАЗ набирает обороты
В последнее время ОАО «КАМАЗ» демонстрирует устойчивый рост производства и продаж, ведет большую работу по модернизации модельного ряда и планирует большие инвестиции в производство. Все это заметно, что называется, «невооруженным взглядом» и говорит о выходе из затяжного экономического кризиса, и не может не радовать всех, кому небезразлична судьба российского автопрома. В 2003 г. предприятие выпустило 24 055 грузовых автомобилей, что превысило показатели 2002 г. (20 089 ед.) и 2001 г. (22 426 ед.). Реализация товарной продукции в 2003 г. составила 24,4 млрд. руб., чистая прибыль – 92 млн. руб.
Советом директоров ОАО «КАМАЗ» на 2004 г. поставлена задача: обеспечить 15%-ный прирост уровня капитализации компании, который к концу 2004 г. должен составить не менее $350 млн., достичь рентабельности основной деятельности не менее 6,1%, получить чистую прибыль не менее 104,5 млн. руб. Выпуск грузовых автомобилей в текущем году должен достичь 26 400, легковых «Ока» – 40 тыс. при снижении затрат на производство в среднем на 5–7% по сравнению с базовым расчетом по тем или иным видам расходов.
Важно отметить, что в 2004 г. удельный вес новых, востребованных рынком и более рентабельных грузовиков, автобусов марки «НефАЗ» (завод в Нефтекамске в начале этого года перешел под полный контроль ОАО «КАМАЗ») и шасси должен достигнуть 50% от всего выпуска. Всего, учитывая экспортные поставки, на внутреннем рынке России в 2004 г. предполагается реализовать 21 400 грузовиков и 39 350 микролитражных легковых автомобилей. Таким образом, доля КАМАЗа на рынке большегрузов России должна вырасти с 36,3 (2003 г.) до 38,5%.
Главная или ключевая задача завода – завершение начатой модернизации всего модельного ряда грузовиков и автобусов. Ее решение дает твердые шансы на укрепление экономического положения и успешную конкурентную борьбу на рынке, в первую очередь, с дешевыми импортными подержанными грузовиками, спрос на которые очень высок. Учитывая изменившуюся структуру потребностей и парка автомобилей на рынке грузоперевозок, заводчане сделали вывод о необходимости вторгнуться со своими новыми моделями в «вотчину» «Газелей» и «Бычков», и параллельно создать конкурентов белорусским МАЗам, российским «Уралам», а также импортным магистральным грузовикам Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz. Если это произойдет, доля КАМАЗа на внутреннем рынке может вырасти до 50%.
14 ноября 2003 г. начат выпуск среднетоннажного развозного грузовика КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т, и до конца года их было изготовлено 50 шт. Автомобиль пока предлагают в двух вариантах: с бортовой платформой и с фургоном (его грузоподъемность 5,0 т). Однако вскоре на базе этой машины будет создано целое семейство автомобилей, с которыми КАМАЗ будет осваивать новые для себя сегменты рынка.
Испытания машин прошли более чем успешно, продемонстрировав их очень высокую надежность и низкие эксплуатационные затраты, что не осталось незамеченным в среде корпоративных клиентов завода. Не в последнюю очередь это обстоятельство объясняется тем, что своего двигателя для модели «4308» у КАМАЗа нет, на нее устанавливают дизель Cummins, который получают с бразильского завода компании. Его качество оценивается высоко. До конца этого года будет собрано не менее 350 автомобилей КамАЗ-4308, в дальнейшем их выпуск должен вырасти до 5 000 в год.
Готовит завод и еще одну новинку, на сей раз в секторе малотоннажников. Это городской грузовик КамАЗ-4307, опытный образец которого показали на 6-м Российском автосалоне в 2003 г. Грузоподъемность машины составляет 3,2 т, она также оснащена дизелем Cummins. В настоящее время модель проходит испытания.
Большие надежды возлагают на КАМАЗе и на семейство тяжелых грузовых автомобилей на базе КамАЗ-6520. В этот проект вложено не много ни мало 1,8 млрд. руб., и вполне понятно, что на заводе рассчитывают на отдачу. Названная сумма составляет большую часть средств, полученных от размещения первого облигационного займа на Московской межбанковской валютной бирже дочерней компанией ООО «КАМАЗ-Финанс». Частично она сформирована из собственных средств завода. Производство тяжелых машин уже началось. В 2003 г. их сделали 1 200 ед. Дилеры ждут эти автомобили, заявки уже есть на несколько месяцев вперед. Беда только в том, что пока производственные мощности завода по таким грузовикам ограничены.
В плане 2004 г. значится выпуск 3 600 тяжеловозов, к 2006 г. их производство вырастет до 6 500. Конвейерная сборка больше-грузов началась в феврале 2002 г. с выпуска 20-тонного самосвала КамАЗ-6520. В настоящее время собираются седельные тягачи КамАЗ-6460 с колесной формулой 6х4, с нагрузкой на седельное устройство 16,5 т и тягачи КамАЗ-5460 (4х2, нагрузка на седло 10,8 т). Постепенно должен быть налажен выпуск самосвалов с колесной формулой 6х6, а также шасси с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4 и 8х8. Напомним, что еще в начале 2002 г. КАМАЗ перешел на выпуск всей гаммы грузовых автомобилей с двигателями Euro-1 и предложил потребителям модели с дизелями Euro-2. С 2004 г. все грузовики КамАЗ оснащают на заводе моторами Euro-2. На 2003–2007 гг. намечена работа по созданию производства двигателей, соответствующих нормам Euro-3.
Планируется продолжение работ по дальнейшему совершенствованию автомобилей повышенной проходимости. Новые модели будут лучше удовлетворять возросшим требованиям заказчика, повышается их надежность, долговечность, эффективность эксплуатации.
Большое место в политике ОАО «КАМАЗ» уделяется расширению экспортных поставок своей продукции. В 2001 г. экспортировано 3 тыс. грузовиков (14% от всего выпуска), в 2002 г. он вырос до 6 тыс. (30% от всего выпуска), в 2003 г. за границы России было отправлено 4,5 тыс. грузовых автомобилей (19% от всего выпуска). Планы на 2004 г. предусматривают поставку за рубеж 5 тыс. грузовых машин, причем доля продаж в дальнем и ближнем зарубежье практически сравнялись.
Традиционными странами-импортерами продукции завода являются Казахстан, Украина, Вьетнам, Афганистан. Из вновь осваиваемых рынков в Восточной Европе можно назвать такие страны, как Венгрия, Польша, Болгария, Сербия-Черногория. Продаются КамАЗы в Китае, Нигерии, Сенегале, Египте, Судане, ОАЭ, а также на рынках стран с левосторонним движением – в Индии, Пакистане, Индонезии. В 2003 г. «НЕФАЗ» поставил 200 автобусов в Ирак. Ведутся переговоры об экспорте автобусов в страны Африки, Ближнего Востока, а также Нидерланды, Германию, Францию.
Что касается планов ОАО «НЕФАЗ», то в 2004 г. планируется выпустить не менее 900 пассажирских автобусов, 120 из которых отправить за рубеж. В 2003 г. на заводе собрали 610 пассажирских автобусов, 580 вахтовок, 9 тыс. самосвалов разной грузоподъемности, 1 288 различных цистерн, 3 186 бортовых прицепов и полуприцепов. По производству автобусов большого класса ОАО «НЕФАЗ» в 2003 г. вышел на 2-е место в России после «ЛиАЗа». В настоящее время ежемесячно заводские ворота покидают 75 таких машин. По сравнению с 2002 г. их производство выросло на 76%.
Конечно, все эти цифры впечатляют. Но если вспомнить, что мощности завода позволяют ежегодно выпускать 40 тыс. самосвалов, 6 тыс. вахтовых автобусов, 8 тыс. автоцистерн, 1 тыс. автобусов, становится ясно, что у завода огромный неиспользуемый потенциал. Для увеличения выпуска продукции ОАО «НЕФАЗ» также расширяет модельный ряд. В 2004 г. завод освоил выпуск пяти моделей автобусов: городского, пригородного, междугородного, автобуса в северном исполнении и класса «Турист». В этом году увидит свет первый опытный образец автобуса малого класса, класса, в котором на российском рынке пока доминирует Павловский завод.
Вспомним и о том, что потенциал ОАО «КАМАЗ» по выпуску грузовых автомобилей также очень велик. Мощность автогиганта в Набережных Челнах равна 150 тыс. грузовых автомобилей в год! И хотя «пик» производства, пришедшийся на 1988 г. составил 126 тыс. автомобилей, о приближении к этой величине сегодня не приходится даже мечтать. Страшный пожар 1993 г., уничтоживший корпус и все технологическое оборудование моторного завода, а затем дефолт 1998 г., многократно увеличивший внешние долги КАМАЗа, дают о себе знать и сегодня. На 1 октября 2003 г. после реструктуризации государственного долга и многочисленных долговых выплат задолженность ОАО «КАМАЗ» составила 8 813 млрд. руб.
Как выйти из затяжного кризиса? Одна из задач, стоящая перед руководством компании, связана с быстрейшей реструктуризацией фирмы. Содержать весь огромный КАМАЗ при выпуске 20–25 тыс. машин в год невозможно. Многие производства находятся на консервации, многие технологические линии перемещаются, чтобы работать эффективнее. КАМАЗ будет иметь масштабы, необходимые для осуществления прибыльного производства. Сколько же он должен ежегодно выпускать машин? В настоящее время руководители ОАО считают, что речь может идти о 50 тыс. автомобилей ежегодно. Даже с условием перехода на новый модельный ряд. Ну, что же! Цели определены. Нужно пожелать заводу успеха!