MAN TGL - амбициозный новичок
Экономичность, безопасность, комфорт – три кита современного грузового автомобилестроения. Утверждение очевидное и не вызывает возражений, однако ставит перед конструкторами коммерческого транспорта нелегкую задачу соответствия их детища растущим требованиям к безопасности и комфорту без ущерба для экономической эффективности. Очевидно, водителей интересует в первую очередь эргономика их рабочего места, а владельцев грузовиков – технико-экономические показатели, но специалисты MAN Nutzfahrzeuge Group уверены, что нашли золотую середину - это MAN TGL. Среднетоннажный грузовик MAN TGL Кабины MAN TGL: серии C рассчитана на одного водителя, серии L создана для водителя с напарником, серии LX идеальна для дальних перевозок Шасси MAN TGL Шестицилиндровый (6871 см3) рядные дизель D08 Интерьер кабины Кресла у MAN TGL имеют развитую боковую поддержку Подсветка спального места позволяет читать отдыхающему и не мешает водителю Отношение собственной массы к полезной нагрузке у MAN TGL лучшее в своем классе MAN Nutzfahrzeuge AG на 14-й Международной специализированной выставке IFAT представила на суд общественности MAN TGL - новый модельный ряд среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью от 7,5 до 12 т. Линейка MAN TGL должна заменить производимое с 1993 года семейство MAN LE 2000, хорошо зарекомендовавшее себя в своем классе. Основным для себя концерн считает европейский рынок, ведь только в шести европейских странах реализуется более 80% автомобилей MAN грузоподъемностью от 6 до 12 т. В Польше грузовики будут продавать под торговой маркой Star. MAN TGL производят в г. Штейр (Австрия), где концерн сосредоточил основное производство легких и средних машин. Кооперация в рамках MAN развита прекрасно: двигатели доставляют из Нюрнберга, передние мосты – из Зальцгиттера, а задние мосты – из Мюнхена. Линейка MAN TGL (Trucknology Generation Light) – часть программы обновления всего модельного ряда в рамках единой концепции MAN Trucknology Generation (TG), начатого более пяти лет назад. Это третий по счету крупный проект компании наряду с внедрением линейки тяжелых грузовиков TGA и двигателя D20 c cистемой Common Rail. Разработка семейства TGL велась четыре года и потребовала инвестиций в размере 200 млн. евро, что свидетельствует о серьезности намерений концерна побороться за лидерство в этом сегменте рынка. Отношение собственной массы к полезной нагрузке у автомобилей MAN TGL лучшее в своем классе, лидируют они и по некоторым другим параметрам. Добавим сюда эффективную тормозную систему, рассчитанную на движение преимущественно в режиме городского цикла, низкие эксплуатационные расходы и топливную экономичность нового дизеля MAN TGL с системой впрыска Common Rail. Кроме того, базовое шасси было оптимизировано для использования с любым типом кузова – от самосвала до мусоровоза и фургона для перевозки лошадей. Модульный принцип MAN TGL позволяет потребителю подобрать шасси практически под любую транспортную задачу. Колесная база варьируется в диапазоне от 3050 до 6700 мм, что позволяет устанавливать кузова различного назначения длиной до 10 125 мм. Грузовики MAN TGL в зависимости от их будущего предназначения оснащают четырех- и шестицилиндровыми дизелями D08 с системой впрыска Common Rail фирмы BOSCH. Характерная особенность этих дизелей – уверенный подхват при 1200...1400 мин-1, мощность четырехцилиндровых двигателей 150, 180 и 206 л.с. соответственно. Этого вполне достаточно для среднетоннажного грузовика, работающего в условиях города. Самый мощный в линейке шестицилиндровый D0836LFL40 развивает 240 л.с. и крутящий момент 925 Н·м при 1200 мин-1. Автомобили с таким двигателем предназначены для работы на дальних маршрутах в составе автопоезда. Выбор коробки передач зависит от предназначения автомобиля и мощности двигателя. Комбинация четырехцилиндрового дизеля и автоматической КП TipMatic собственной разработки MAN наиболее эффективна в условиях интенсивного городского движения. Могут применяться и механические 5- и 6-ступенчатые КП производства ZF. Новая 9-ступенчатая механическая КП 8309 DD фирмы Eaton предназначена для работы с шестицилиндровым дизелем. Грузовики семейства MAN TGL оснащают кабинами трех типов, рассчитанными на одного или двух водителей, что позволяет использовать их и в качестве развозных грузовиков, и для дальних междугородных перевозок. Кабины с высоким уровнем пассивной безопасности соответствуют европейским стандартам ECE R 29. Электронная платформа MAN Tronic, диагностирующая и контролирующая работу основных агрегатов и систем грузовика и автопоезда, позволяет управлять работой установленного на шасси оборудования. Рассмотрим базовые варианты грузовиков линейки MAN TGL. Развозной грузовик 7,5 т предназначен в основном для рынков Германии и Великобритании. Он оснащен двигателями мощностью 150 или 180 л.с., колесная база – от 3300 до 4850 мм. По расчетам руководства концерна MAN, эти машины должны занять до 60% европейского рынка 7,5-тонных автомобилей. Шасси грузоподъемностью 8 т – самое универсальное в линейке MAN TGL. Его колесная база – от 3050 до 5200 мм, шасси можно комплектовать разными вариантами кабины и двигателей, полезная нагрузка может достигать 8,8 т. Основной вариант кузова – платформа и тентованный фургон, длина которых ограничивается 8200 мм. Максимальная полная масса автопоезда с седельным тягачом составляет 18 750 кг. Десятитонное шасси MAN TGL предназначено в основном для установки специального оборудования или для решения транспортных задач, когда не хватает возможностей 8-тонного шасси, но экономически нецелесообразно привлекать 12-тонник. Эти шасси изготавливают преимущественно под конкретного заказчика, у которого есть возможность подобрать колесную базу, тип кабины и двигателя (от 180 л.с.) соответственно своим требованиям. Двенадцатитонное шасси – это сочетание высокой грузоподъемности, низкого расположения кабины и грузовой платформы, что позволяет использовать его на дальних маршрутах и в качестве развозного грузовика. Автомобиль комплектуют двигателями мощностью от 180 до 240 л.с. и «длинными» кабинами в варианте «соло» и «дуо». Кабина MAN TGLТипы кабин грузовиков семейства MAN TGL – C, L и LX, ширина кабин – 2056 мм; в классе среднетоннажных грузовиков им нет равных по вместимости. Рабочее место водителя скомпоновано с учетом всех требований эргономики, как на тяжелых грузовиках, что позволило получить уровень комфорта, ранее немыслимый на таком автомобиле. Оснащение панели приборов многофункциональным LCD-дисплеем позволяет контролировать множество параметров, не отвлекаясь от дорожной обстановки. Чтобы обеспечить доступ к двигателю и КП, кабина откидывается, что, кстати, в классе среднетоннажных грузовиков мало распространено. Кабина расположена достаточно низко даже в случае комплектации машины шестицилиндровым двигателем, что обеспечивает в условиях городского движения прекрасный обзор через панорамное ветровое стекло и широкие боковые окна. Двери распахиваются на 90°. Три базовых исполнения кабин – Baseline L, Baseline и Highline –различаются качеством отделки и количеством дополнительного оборудования. Вариант исполнения не сказывается на безопасности работы водителя. Рабочее место в самой простой комплектации (Baseline L) оснащено многофункциональным дисплеем, отображающим информацию через диалоговое меню, а в более дорогом варианте исполнения на приборной доске предусмотрены отдельные аналоговые индикаторы, индикатор измерения температуры наружного воздуха и управление аудиосистемой. Кабина типа С – самая компактная у MAN TGL, но при этом и самая просторная в своем классе. Ее длина 1620 мм, и хотя она предназначена для работы на коротких маршрутах, оснащение обеспечивает водителю максимальный комфорт. За сиденьями предусмотрено место для инструмента и аптечки, на задней стенке расположены крючки для одежды. В кабинах всех типов много ящиков и отсеков для хранения документов, одежды, инструмента и личных вещей. Кабины типов L и LX – это полноценные кабины для работы на дальних маршрутах, перекочевавшие на среднетоннажные грузовики со «старших» моделей серии MAN TGA. Кабина типа L оснащена всем необходимым для комфортной работы и отдыха одного шофера-«дальнобойщика», ее длина 2280 мм позволяет удобно разместить спальное место шириной 750 мм и отсек для хранения личных вещей, при этом остается достаточно места для перемещения. Кабина типа LX создана для работы водителя с напарником на междугородных и международных маршрутах оснащена двумя спальными местами (нижнее шириной 749 мм, верхнее – 645 мм). Высота потолка над водительскими креслами увеличена до 1925 мм. Кабины MAN TGL всех типов оборудованы кондиционером; для их оснащения может использоваться весь набор дополнительного оборудования, облегчающего нелегкий труд водителей тяжелых грузовиков. Шасси MAN TGLРама шасси грузовика изготовлена из качественной стали марки QStE 420. Как и в серии LE 2000, жесткость на кручение обеспечивается пространственной конструкцией из трубчатых силовых элементов, но по сравнению с предшествующей серией толщина стенок лонжеронов несколько уменьшена и увеличена высота поперечных элементов набора. Верхняя плоскость рамы позволяет установить любой кузов на MAN TGL без дополнительных изменений конструкции. По желанию заказчика раму легко можно укоротить, не затрагивая при этом элементов силового набора и систем автомобиля. Колеса на 17,5-дюймовых шинах обеспечивают низкое расположение грузовой платформы. Передний мост MAN TGL подвешен на одинарных или двойных листовых рессорах и сделан практически необслуживаемым, внимания требуют разве что тормозные диски. Нагрузка на переднюю ось – от 4000 до 4700 кг для 7,5 и 12-тонников соответственно, чего вполне достаточно для монтажа дополнительного оборудования (например, крана-манипулятора) и эксплуатации с разными вариантами загрузки. Ведущий задний мост гипоидный, одинаковый для всех грузовиков семейства, оптимизирован по весовым характеристикам и не требует особого обслуживания. Для автомобилей массой свыше 8 т, работающих в условиях постоянных высоких нагрузок, предусмотрена опция – пневматическая принудительная блокировка дифференциала. Покупатель решает, установить на задний мост листовые или пневматические рессоры. При формуле 4х2 высокая жесткость рамы и блокируемый задний мост позволяют устанавливать на шасси крановое и самосвальное оборудование для работы непосредственно на стройплощадке. Особого внимания заслуживает интегрированная электронная система EBS фирмы Wabco, сочетающая функции АБС, системы облегчения торможения ASR и контролирующая тяговое усилие при буксировке трейлера. Система равномерно распределяет тормозные усилия, учитывая скорость вращения каждого колеса и нагрузку на него, а также состояние тормозной системы. Тормоза на всех колесах дисковые вентилируемые. В качестве опции предусмотрены два пневматических компенсатора, управляемых бортовым компьютером, которые могут опустить или приподнять машину на 70 и 110 мм. Двигатель MAN TGLДвигатели с хорошим подхватом на малых скоростях в то же время обладают исключительной эластичностью в среднем скоростном диапазоне, что позволяет водителю реже переключать передачи и экономить топливо. Конструкторы MAN TGL поставили цель – довести пробег двигателей без капитального ремонта до 0,5 млн. км, и результаты испытаний показали, что это вполне возможно. Четырехцилиндровый D0834 LFL 40, предназначенный для установки на 7,5-тонный грузовик, развивает мощность 150 л.с. (110 кВт) при 2400 мин-1, максимального крутящего момента 570 Н·м двигатель достигает при 1400 мин-1, однако при 1100 оборотах его значение 500 Н·м, что, несомненно, будет оценено водителями при движении в городском цикле. Максимальную эластичность двигатель показывает при 122 л.с. и 1500 мин-1. Хорошо сбалансированный 180-сильный (132 кВт) дизель D0834 LFL 41 с резервом мощности как для работы в городе, так и для дальних перевозок имеет впечатляющие показатели: 700 Н·м при 1400 мин-1. Дизель D0834 LFL 42, оснащенный двухступенчатым нагнетателем и интеркулером, развивает мощность 206 л.с. (151 кВт). Применение нагнетателя позволило не только достичь рекордного крутящего момента (830 Н·м при 1400 мин-1) в своем классе, но и вписаться в жесткие рамки ограничений по массе грузовиков грузоподъемностью до 12 т (отпала необходимость использовать шестицилиндровый агрегат). Самый мощный двигатель у MAN TGL шестицилиндровый D0836 LFL 40 предназначен для работы на длинных маршрутах, на больших скоростях и при большой загрузке. Двигатель с солидным резервом мощности развивает максимальный крутящий момент 925 Н·м при 1200...1800 мин-1. |
Все четырехцилиндровые (4580 см3) и шестицилиндровые (6871 см3) рядные дизели D08 оснащены четырехклапанной головкой цилиндров, выполненной единым блоком. Система Common Rail второго поколения обеспечивает хорошую экономичность и соответствует требованиям Euro 3 (а в дальнейшем – Euro 4 и Euro5). |
О достоинствах нового семейства грузовиков MAN TGL свидетельствует положительный опыт их эксплуатации. Понятным становится оптимизм Председателя правления MAN Nutzfahrzeuge Group Антона Вайнманна (Anton Weinmann), заявившего: «Мы хотели создать автомобиль, который давал бы нашим клиентам преимущество перед конкурентами. Нам это удалось: новый грузовик MAN TGL отвечает всем требованиям по экономичности и удобству работы. В сочетании с нашей новой сервисной программой он представляет собой высокоэффективное и перспективное решение любых транспортных задач». |
Все грузовики программы Trucknology Generation изначально проектировались в едином стилистическом ключе, работа дизайнеров серии была удостоена премии «iF Design Award» в категории «Промышленный дизайн». Однако их объединяет не только внешнее сходство; двигатель, трансмиссия, шасси, кабина и электронная система спроектированы по единому модульному принципу с максимальным использованием общих для всех классов элементов конструкции. Многие детали и узлы перекочевали на грузовики MAN TGL с тяжелых грузовиков серии TGA, благодаря чему на 20% уменьшилась номенклатура уникальных запасных частей, значительно упростилось обслуживание. |