Первые автолаборатории «Себа» российского производства с кузовами от ООО «Крона-НН»: для теплосетей (на шасси КАМАЗ-53202) и водоканала (на шасси ГАЗ-66-11) Лаборатория связи с немецкой «начинкой» на базе автомобиля РПК-23М, выпускавшегося на ремонтной базе ТЦМС № 23. Всего за несколько лет было оборудовано свыше ста таких лабораторий Аналогичная машина, только для оптико-волоконных сетей, на шасси КАМАЗ. Дизайн кабины и кузов были созданы фирмой «Автодизайн» в 2000 г. Партия лабораторий качества воды с кузовом производства ЯЭМЗ на длиннобазном шасси УАЗ была отправлена в Ереван. Отчетливо видны надписи на армянском языке Передвижная станция исследования антикоррозионной защиты для нефтегазовых хранилищ. Эта машина была отправлена узбекским газодобытчикам в Ташкент Кабельная лаборатория ЛИК-2 Московского ЭМЗ Передвижная электротехническая лаборатория Classic на шасси ГАЗ-3308… …и ее внутреннее оборудование Classic M703 на базе Volkswagen LT35 Компактная электролаборатория SPG-32 в кузове Citroёn Berlingo Лаборатория связи сборки Симферопольского электротехнического завода Во многом уникальные лаборатории диагностики трансформаторов ЛДТ выпускает в России только «Себа Энерго» Еще одна интересная продукция 2007 года: аварийно-ремонтная машина для наладки светового оборудования на взлетно-посадочных полосах. Работает в аэропорту Домодедово Отсек оператора передвижной лаборатории | А что такое «интроскопия»? Это визуальное наблюдение, осуществляемое при помощи различных приборов, за скрытыми от человеческого взора объектами с целью выявления в них отклонений. Эта наука находит самое широкое применение в различных областях. В мире есть немало фирм, которые специализируются на производстве интроскопического оборудования для оснащения передвижных лабораторий. Эти лаборатории массово используются в современном городском коммунальном хозяйстве, где большинство коммуникаций «спрятано» от посторонних глаз под слоями земли, асфальта и бетона и при этом нуждается в постоянном контроле. К ним относятся тепло- и электросети, водопровод и кабели связи…Одна из таких компаний – немецкое предприятие «Себа Динатроник» (Seba Dynatronic), теперь известное как международный холдинг «Себа КМТ» (Seba KMT). Это крупнейший производитель мобильного оборудования по поиску мест повреждения в подземных коммуникациях: сегодня холдинг объединяет несколько десятков фирм по всему миру, занимающихся проектированием, производством и установкой подобной аппаратуры, в том числе и на автомобильные шасси. В России немецкую торговую марку представляет совместное предприятие ООО «Себа Энерго». О нем и пойдет речь… Предпосылки возникновения Немецкая компания давно сотрудничает с предприятиями в нашей стране. Первое оборудование «Себа Динатроник» (ФРГ) начала поставлять в СССР в 60-е годы. В то время у нас не было опыта в производстве подобной интроскопической аппаратуры. Приходилось удовлетворять потребности за счет поставок немецкого оборудования, которое повсеместно применялось в коммунальном хозяйстве страны. Однако в последующие годы наращивание производства собственных передвижных лабораторий, оснащенных отечественными приборами, позволило отказаться от массовых закупок подобной техники за рубежом. В СССР основными производственными центрами стали два предприятия мастерские пензенской горэлектросети (см. «ГП» № 10, 2007, с. 81 ) и Ярославский электромеханический завод (ЯЭМЗ), которые выпускали лаборатории соответственно для городской и сельской энергетики.Главными преимуществами нашего оборудования была относительная дешевизна и простота использования, что позволяло работать с ним без специального обучения. Однако объективно наша техника, хоть и несложная, по многим параметрам уступала немецким аналогами (не только «Себа», но и не менее известного «Хагенук» (Hagenuk) из ГДР). Поэтому те советские эксплуатирующие организации, которые имели достаточные финансовые средства, предпочитали использовать более точное и надежное немецкое оборудование. Таким образом, время от времени к нам поступали передвижные лаборатории из ФРГ и ГДР с разного рода «начинкой». Однако применение таких машин в условиях реальной эксплуатации выявило один очень существенный недостаток – отсутствие сервиса и проблемы с обслуживанием как самого оборудования, так и базовых автомобильных шасси импортного производства (Volkswagen, Mercedes-Benz и др.). Частично решить эту проблему помогло создание в 1990 году на базе НИИ интроскопии Московского научно-производственного объединения «Спектр» совместного предприятия «Себа Спектрум» (Seba Spektrum). Задачей СП было не только сервисное обслуживание импортного оборудования, но и адаптация к отечественным электротехническим стандартам эксплуатации. Работа была признана успешной: было решено не останавливаться на этом и организовать производство передвижных лабораторий на отечественных шасси. Начальные шаги Первые три автолаборатории (две на шасси КамАЗ-53202 и одна – на шасси ГАЗ-66-11) для исследования и обнаружения мест утечки в системах водоснабжения и теплосетей были построены в «Себа Спектрум» на рубеже 1994 - 1995 гг. Их изготовили по заказу Челябоблкоммунэнерго и отправили в город Копейск, где по некоторым данным, работают до сих пор… Первый удачный опыт по созданию лабораторий заставил задуматься о массовом производстве подобных машин. Поэтому было принято решение создать отдельное СП, которое целенаправленно займется серийным переоборудованием шасси под спецавтомобили. В 1995 году им стало ООО «Себа Энерго» - совместное предприятие ОАО «Мосэнерго» и «Себа Динатроник». Московские энергетики были заинтересованы в создании подобной производственной базы для самообеспечения всем необходимым, они предоставили небольшие цеха на юге Москвы, где был развернут мелкосерийный выпуск спецавтотехники. Несмотря на нелегкую экономическую ситуацию в стране, когда многие основные заказчики (коммунальные службы) влачили жалкое существование и не только не могли позволить купить новое оборудование, но и просто поддерживать «на плаву» старое, «Себа Энерго» смогло обеспечить себя достаточным количеством заказов, в основном от крупных компаний - Мосэнерго, Ростелеком, Транснефть и др. В первые годы «Себа Энерго» выпускало в основном передвижные лаборатории диагностики подземных кабельных линий, а также лаборатории монтажа и диагностики линий связи. В частности для Ростелекома за несколько лет было выпущено немало лабораторий связи на давальческих шасси, среди которых интересные микроавтобусы РПК-23М с армированным пластиковым кузовом на шасси УАЗ-3303, которые изготавливали на одной из внутренних ремонтных баз Ростелекома в Петрозаводске.Использование нестандартных кузовов с повышенной крышей на полноприводных шасси диктовалось необходимостью «начинить» лабораторию оборудованием, которое просто не помещалось в стандартный кузов от УАЗ-2206. Поэтому приходилось подыскивать альтернативные. К числу таких относились и кузова на удлиненных шасси УАЗ производства ЯЭМЗ. На их базе в «Себа Энерго» изготовили множество различных лабораторий, среди которых электротехнические и для поиска мест утечек воды. Такие машины работают не только в России, но и во многих городах СНГ - в Ереване, Ташкенте, Актюбинске... Заглянем внутрь Лаборатория хоть и автомобиль, но в данном случае содержимое важнее. Что же представляют собой передвижные? На самом деле все лаборатории «Себа Энерго» (да и большинство всех лабораторий подобного типа) несмотря на различное назначение и применяемые шасси, имеют определенные сходства, основанные на общих принципах работы. Передвижная лаборатория – это почти всегда грузопассажирский фургон или микроавтобус, укомплектованный специальными приборами и вспомогательным оборудованием. Салон такой машины разделен на два отсека операторский и основной, где расположена необходимая аппаратура и инвентарь. Как правило, речь идет о высоковольтном оборудовании, поэтому оба отсека максимально изолированы друг от друга во избежание поражений током, поэтому все эти машины снабжены специальной системой заземления.Основа отсека оператора – его рабочее место с приборной панелью, соответствующее всем требованиям эргономики. С этого места ведется наблюдение за всеми функциями лаборатории. Вся система управления компьютеризирована. Сетевой пульт с полностью русифицированным программным обеспечением с наглядным интерфейсом позволяет облегчить работу: если раньше постоянно для исследования сетей приходилось отключать одно и подключать другое оборудование лаборатории, то сегодня благодаря такой системе оператор может управлять всей аппаратурой, не выходя из машины. Кроме того, в отсеке есть все необходимое для удобной работы: шкаф с ящиками для документов и всяких мелочей, шкаф для спецодежды. В больших кузовах предусмотрены так называемые бытовые уголки со спальными мягкими местами, электроплиткой, мини-холодильником и столиком, что незаменимо во время вахтовой работы на магистральных кабельных линиях - в «полевых условиях».Назначение лаборатории определяет комплект соответствующей «начинки». Лаборатории из выпускаемых «Себа Энерго» применяются для:- поиска сетей на местности и определение глубины их залегания;- определения мест повреждения кабеля или трубопровода;- испытания надежности и долговечности (дефектоскопия) сетей.Не надо объяснять, что точное обнаружение места дефекта в кабеле или трубе является одной из основных задач передвижной лаборатории. Например, в условиях города с плотной застройкой невозможно раскапывать многометровые траншеи для поиска мест повреждения. Это очень затратно и занимает много времени – ни о какой оперативности здесь и речи нет. Поэтому в этом случае передвижная лаборатория является неотъемлемой частичкой урбанизации.В последние годы система предупредительно-плановых ремонтов уступает место контролю и анализу действительного технического состояния, когда проводится оценка по реальному остаточному сроку службы, после истечения которого кабель, труба или трансформатор с высокой вероятностью выйдут из строя. В Европе такой подход показал значительную экономическую эффективность, ведь затраты на диагностику оборудования и сетей в среднем составляют не более 10 - 15% от их стоимости. А проведение планово-предупредительных ремонтов без предварительного комплексного обследования себя не оправдывает, поскольку приводит к значительным затратам без гарантии бесперебойной работы в дальнейшем. Такой принцип реализован во всех автолабораториях «Себа Энерго».На сегодняшний день существует немало методов определения мест повреждения сетей, каждый рассчитан на поиск определенных видов дефекта, коих множество. Соответственно существуют приборы, реализующие на практике тот или иной научный подход: акустический, индуктивный и др. К сожалению, пока универсального способа для поиска поврежденных коммуникаций нет, исходя из этого лучшим вариантом является автолаборатория, включающая полный комплекс аппаратуры и действующая на основе различных методов. Однако такая рабочая единица обойдется «в копеечку», и не все коммунальные и прочие службы могут позволить себе такое дорогое «удовольствие». Поэтому оптимальный вариант начинки обычно рассчитан на определение одного или двух видов повреждений, с которыми та или иная организация чаще всего сталкивается в своей работе - подобная статистика ведется в каждой оперативной службе. Такой подход к выбору комплектности передвижной лаборатории наименее затратный, однако не может гарантировать эффективности ее использования в случае непредусмотренного вида дефекта, который не получится определить. Приходится выбирать одно из двух: либо дешевле «начинка», либо выше вероятность эффективности работы дефектоскопического оборудования.Если рассматривать передвижные лаборатории с точки зрения их предназначения, то в производственной программе «Себа Энерго» несравненно большую долю занимают лаборатории, используемые в энергетике и коммуникациях связи. Однако кроме них на предприятии комплектуют по отдельным заказам машины, предназначенные для работы и в других отраслях. Сегодня и завтра… Сейчас «Себа Энерго» может представить широкий спектр всевозможного оборудования для укомплектования передвижных лабораторий – все зависит от финансовых возможностей заказчика. Чтобы максимально соответствовать этим возможностям, на предприятии совместно с «Себа Спектрум» создают отечественные аналоги некоторой немецкой технике. Уже сейчас благодаря использованию некоторых приборов-заменителей удается снизить стоимость готовой лаборатории почти на 50%. В современных условиях это очень важно, ведь многие коммунальные службы порой не в состоянии «баловать» себя дорогостоящей, но необходимой аппаратурой.«Себа Энерго» по-своему решила и проблему обучения специалистов для работы с установленным в машинах оборудованием. Для стратегических клиентов компании создаются учебные центры на местах, где специалисты «Себа Энерго» делятся опытом не только эксплуатации, но и установки аппаратуры на автошасси. По такой программе были созданы несколько небольших производств, самостоятельно занимающихся переоборудованием машин под лаборатории по проекту «Себа Энерго» с использованием поставляемого оборудования, наиболее известные из них – Московский энергомеханический завод (филиал МПС РФ) и Симферопольский электротехнический завод.В общем, за десять с лишним лет компания зарекомендовала себя на рынке как изготовитель надежных передвижных средств дефектоскопического контроля. Основная задача, поставленная при создании СП, была выполнена – потребители получили отечественные автомобили с хорошей немецкой начинкой. Однако именно сегодня такой принцип уже не устраивает потребителя, который начинает предъявлять более высокие требования к автомобилю в целом, и отечественное шасси часто уже не устраивает. Получилось, как в известной присказке «За что боролись, на то и напоролись». Ведь приток иностранных автомобилей в страну сопровождался и развитием сервиса, и инфраструктуры. Поэтому теперь эксплуатация лаборатории на импортном шасси стала более практичной и менее затратной. В этой связи в производственной программе «Себа Энерго» появляется все больше автолабораторий на базе «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», «Хендэ», «Форд» и др., все они теперь мало отличимы от своих аналогов, производимых непосредственно в Германии. Однако эта тенденция еще не означает абсолютного отказа от отечественных автомобилей, да и, как показывает практика, это ни к чему – на рынке всегда есть разные группы потребителей. В условиях российского бездорожья особым спросом, например, пользуются лаборатории на шасси полноприводных КамАЗов, импортной альтернативы которому пока нет. Поэтому говорить о полном переходе на импортную базу пока не приходится.Лаборатории под маркой «Себа Энерго» пользуются стабильным спросом: все выпущенные за это время 500 с лишним машин нашли своих покупателей на территории России и СНГ. Сегодня компания активно сотрудничает с ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», которое обеспечивает контроль за функционированием региональных энергосетей. В частности, в рамках инвестиционной программы в декабре 2007 года ОАО «МОЭСК» закупило 18 электротехнических лабораторий, которые работают на объектах Москвы и области.По сей день для своих лабораторий «Себа Энерго» продолжает использовать кузова-фургоны сторонних производителей на шасси КамАЗ и ГАЗ, среди которых такие хорошо известные бренды как «Центртранстехмаш» (Рязань), «Энергия» (С.-Петербург), «Интерпайп Ван» (Москва), «Автодизайн» (Набережные Челны). В принципе, учитывая особенности мелкосерийного производства, это, наверное, правильно. Но есть у руководства задумки создать собственное кузовное производство, которое, возможно, откроет новые горизонты. Насколько получится это организовать на небольших площадях, покажет время. Но, зная настрой всего рабочего коллектива ООО «Себа Энерго», можно с уверенностью сказать – они умеют решать поставленные перед ними задачи! А значит, в будущем мы не раз встретим на улицах белые фургоны-лаборатории с разноцветными полосками и логотипом Seba Energo… |