Грузовик с кроватью: роскошь или средство выживания?
Об американских «спальниках»
Возможно, появлению в грузовиках спальных мест мир обязан американским профсоюзам. США, как и Россия, – страна дальних автомобильных перевозок, но в плане комфортности кабин мы отличаемся.
Последний крупный экономический кризис США миновали в 1970-х, и в ХХI веке перевозка грузов стала для американских дальнобойщиков обычной профессиональной деятельностью, охваченной вездесущими профсоюзами. Комфортнейшие кабины американских дальнобойных тягачей – результат требований профсоюзов к условиям работы, умноженный на стремление жестко конкурирующих друг с другом производителей удовлетворить все возможные требования водителей.
Сегодня американские строители тягачей не выпускают готовых кабин – они «долюксовывают» их под индивидуальный заказ. И в этих кабинах не принято экономить на месте, нормой является даже не «спальный», а «жилой» отсек с холодильником и телевизором. В общем, водителям США профсоюзы не позволяют экономить на здоровье и, как следствие, свой дом они, как улитка, возят с собой.
Для европейских дальнобойщиков «жилой», а не «спальный» отсек – редкость. Во-первых, в Европе в отличие от США и России довольно жесткие ограничения по длине автопоезда. Во-вторых, территория Евросоюза насыщена мотелями достаточно, чтобы водитель не испытывал трудностей с поиском места для ночлега. Готов ли он платить за душ и постель – личное дело каждого.
Уникальность России
В России ситуация, отличная от США и Европы: для перевозки на «плечо» с более чем суточным пробегом широко используются пятитонники и более легкие грузовики. Просторы большие. Бизнес зачастую очень быстрый. В результате «ГАЗели», «Валдаи» и зарубежные аналоги превращаются в дальнобойные машины. Результат: «спальники» на среднетоннажных автомобилях в России востребованы как нигде. Причем «спальники» особого типа, сочетающие комфорт с жесткими требованиями не урезать и без того небольшой объем кузова.
Российская «спальнаЯ капсула» : плюсы и минусы
Поскольку кроме «Чайки-Сервис», серьезных производителей «спальников» для среднетоннажников в России нет, сравнить последнюю разработку этого ПО – «надкабинные» спальные капсулы – можно только с уже известными по «Валдаю» «закабинными» « спальниками».
Установка. «Спальную капсулу» в отличие от стандартного «спальника» можно установить вместо обтекателя на любую кабину, в том числе и на откидную, как на КамАЗе и Isuzu. Причем функции обтекателя она выполняет неплохо.
Доступ к спальной полке в капсуле очень напоминает верхнюю полку купе (закабинный «спальник» – нижняя полка плацкартного вагона, плотно заставленного багажом).
Просторность. В «спальной капсуле» просторнее, есть место вытянуться и почитать полулежа при одной из двух внутренних ламп. А при желании в «капсуле» вполне можно поместиться вдвоем, хотя, как показала практика, в большинстве случаев для среднетоннажного грузовика вполне хватает одного спального места. Ну и главное и очевидное: «капсула» не «урезает» объем кузова.
Установка «спальной капсулы» обходится дешевле закабинного «спальника»: во-первых, в силу универсальности производство самих «капсул» поставлено на поток, во-вторых, гораздо меньше работ по «потрошению» кабины и установке. Видимо, решение спального места для водителя пришлось в тему, поскольку автомобили со «спальными капсулами» ПО «Чайка-Сервис» пользуются все большим спросом.