Минские брандмейстеры
Ежегодно в последнюю субботу июля белорусские пожарные отмечают сразу две даты. Свою боевую летопись они ведут с июля 1853 года, когда появился царский указ о создании в Минске первой профессиональной команды. А уже в наше время Президиум Верховного Совета Республики Беларусь издал Указ от 18 мая 1994 года «Об установлении праздника – Дня пожарной службы».
Автолестница советского производства АЛ-30 на шасси ЗИЛ-157 выпуска 1966 г. уже сейчас является раритетом, поскольку таких машин в СНГ остались считанные единицы. Пока она эксплуатируется в Горецком РОЧС, но скоро займет свое место в музее |
Для популяризации пожарного дела, изучения и увековечения истории пожарной службы, проведения разъяснительной работы по предупреждению пожаров 26 июня 2001 года был создан музей, который открылся 18 августа по адресу: Городской вал, 12. Несмотря на то что музей появился и стал принимать посетителей только в XXI веке, его история началась еще в советское время. В Минске и во всех областных центрах республики появились «Пожарно-технические выставки», где проводилось изучение мер противопожарной безопасности и обучение людей действиям на пожарах и при других стихийных бедствиях. В столице такой центр открылся в 1975 году на ул. Козлова, 26, где и сейчас работает. Его сотрудники рассказывали о многочисленных пожарах, вошедших в историю города. Постепенно этот исторический обзор дополнялся новыми фактами. Тема стала популярной у посетителей. В начале 1990-х возникла идея создать городской музей и начался сбор экспонатов.
Директором агитцентра в то время был старший лейтенант (теперь майор) А.А. Готин. Он возглавил эту работу. Поэтому неудивительно, что Андрей Александрович стал директором нового музея.
Здание для музея пожарного и аварийно-спасательного дела было выбрано не случайно. Его построили в 1885 году как пожарное депо Минского вольно-пожарного общества, действовавшего в столице с 1876 г., а в 1937 г. реорганизованного в профессиональную пожарную часть. В конце 1990-х годов в нем провели реставрацию и передали для экспозиции будущего музея.
Подразделение Первой пожарной части оснащено тремя автотранспортными средствами. В части есть две автоцистерны АЦ-40(130)63Б 1989 г., созданные на шасси ЗИЛ-130-76. Эти 7-местные машины предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайных ситуаций боевого расчета, комплекта пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств. Они вмещают 2350 л воды и 165 л пенообразователя |
Сейчас все экспонаты (более 1000 предметов хранения) располагаются на самом верхнем (третьем) этаже. Здесь в помещении площадью 273 м2 собраны уникальные документы и редкие фотографии, предметы с мест пожаров разных столетий и другие материалы, рассказывающие об истоках, становлении и новейшей летописи развития МЧС. Их приносили и приносят действующие и бывшие сотрудники министерства, члены их семей, находят в архивах, во время специальных поездок по различным регионам страны. Так попали в музей обгоревшие кирпичи, багор, самовсасывающий насос конца XIX в. и многое другое.
Посетители могут увидеть различные сувениры и коллекции, в том числе модели пожарных автомобилей в масштабе 1:43, подаренные отдельными лицами или делегациями.
С особой гордостью сотрудники музея показывают экспозицию «Униформа белорусских пожарных», где представлены мундиры XIX–XX вв., восстановленные кропотливым трудом по сохранившимся фотографиям, документам и книгам.
На втором этаже планируется разместить экспозицию «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера населения и территории Республики Беларусь».
В ближайшее время планируется пополнить экспозицию музея пожарного и аварийно-спасательного дела открытой площадкой, где разместятся старые автомобили. Уже есть первый экземпляр – автолестница Ebro-M-100 АЛ-18 1982 года. Эту машину подарили минчанам испанские коллеги – бомберос. В прошлом году ее реставрировали, и пока она находится в пожарной части поселка «Сокол» |
Среди представленных материалов в музее есть копия указа императора Николая I от 23 марта 1853 г., где идет речь о создании пожарных команд в ряде городов Российской империи. В нем предписывается устроить в Минске подразделение из 46 человек во главе с брандмейстером и унтербрандмейстером. На вооружении у них должно быть тридцать восемь лошадей для перевозки 6 насосов и 10 бочек.
На первом этаже музейного здания располагается действующая пожарная часть № 1. Раньше она называлась ВПЧ-32, но осенью прошлого года ей вернули исторический номер. Посещение боевого подразделения входит в программу экскурсий, но исключительно по предварительным заявкам. Сегодня пожарная часть № 1 оснащена всего тремя современными автомобилями, но под расширение музейной автомобильной экспозиции уже зарезервированы площади вокруг здания, а старые пожарные автомобили разыскиваются по всей Белоруссии. И некоторые будущие экспонаты известны уже сейчас.
Первое упоминание о пожарных автомобилях на территории Белоруссии встречается в архиве делопроизводства Минского пожарного общества от 6 декабря 1918 года. В этот день в город был доставлен автонасос фирмы «Престо». А спустя десять дней правление общества обратилось с просьбой к советским органам об отпуске деталей для восстановления автомобиля. К 1924 г. на вооружении белорусских пожарных находилось 25 пожарных автомобилей.
Пожарная автоцистерна АЦ-20 (53А)-106, установленная на ГАЗ-53А, по-прежнему в боевом строю. Она стоит на охране ТЭЦ-3 и Минского подшипникового завода. Но уже нет сомнений, что после боевого дежурства она займет свое место в музее |
С середины 1920-х годов в СССР начинается производство отечественной пожарной автотехники. Постепенно новые модели появляются и в Белоруссии. К 1939 г. у огнеборцев Минска, Могилёва, Гомеля, Бреста и других городов на вооружении уже 70 различных автомобилей. Из них двадцать – на шасси советских грузовиков АМО-Ф-15, немецкие Merсedez-Benz, французские Renault, итальянские Fiat и др.
Относились к автотехнике очень бережно. Даже проводились конкурсы на лучшего пожарного-шофера и образцовое ведение автохозяйства. Их победители получали ценные подарки, ездили на всесоюзные конкурсы. Сохранились сведения о том, что в 1930 году водитель Лисицкий из Гомеля занял в Москве второе место.
Эту пожарную автоцистерну АЦП-20 (63)-19 (ПМГ-19), нашли в одном из колхозов Ивацевичского района. От машины, списанной в 1971 г., оставался только ржавый корпус. Местные пожарные восстановили ее для клуба юных пожарных и спасателей. Ветерана перевезли на территорию городской колонии строгого режима (!), где проходили основные реставрационные работы. Зэки полностью отремонтировали кузов, ходовую часть, мосты и другие узлы и агрегаты.
Двигатель автоцистерны был восстановлен общими усилиями многих организаций района. А пожарный насос ПН-20 сделали в Бресте. В результате лишь его корпус остался родным, а все «внутренности» заменили на новые.
После многолетней и трудоемкой работы АЦП-20 в 2001 г. снова встала в строй. Сейчас она в резерве. Модель устарела для боевого применения, и ее используют для обучения детей, она принимает участие в районных праздниках.