Под знаком дикого кабана
Специальное конструкторское бюро (СКБ) «Вепрь», как и совместное украинско-немецкое предприятие с одноименным названием, было создано на базе кременчугского предприятия ОАО АТП 15356. Сегодня молодое предприятие на собственные средства, без поддержки государственных и других инвестиций разработало три базовых полноприводных автомобиля с колесной формулой 4х4. Новые автомобили в настоящее время проходят дополнительные и сертификационные испытания.
«Вепрь» в исполнении комплекса радиоэлектронной защиты |
Базовой машиной в семействе «Вепрь» является грузовой автомобиль высокой проходимости «Вепрь-М» – «Охотник», разработанный еще в 2003 г. «Охотник» – это грузовой автомобиль общего назначения, высокой проходимости, грузоподъемностью 4,5 т.
На его базе по принципу модульности конструкции впоследствии были разработаны другие модификации семейства. Принцип модульности заключается в использовании одинакового шасси всех моделей. Этот подход позволяет устанавливать различные типы кузовов от элегантного кузова «Командира» до грозного «Специалиста».
За основу этого автомобиля были взяты проверенные в боевых действиях по всему миру агрегаты и шасси боевой машины БТР-70.
Для определения ходовых качеств модульного шасси «Охотник» временно был оборудован кабиной от ГАЗ-66. К моменту серийного производства на этот автомобиль будут установлены современные новые кабина и кузов. Необходимость автомобиля такого класса для Украины очевидна. За период независимости не было организовано их производство, до сих пор нет предприятий, которые бы собирали автомобили зарубежного производства по лицензии. Не ввозятся подобные автомобили и в коммерческих целях.
Основой модульности конструкции является торсионная подвеска всех колес от БТР, которая дает возможность регулировать жесткость торсионов для обеспечения необходимой стабильности движения для всех типов машин. В результате удалось создать полностью унифицированные с БТР-70 автомобили семейства «Вепрь».
После развала Советского Союза в государственных силовых структурах Украины основным автомобилем такого класса является ГАЗ-66, который на сегодня и морально, и физически устарел. Это дает возможность заменить ГАЗ-66 машиной «Вепрь-М» «Охотник», который по ТТХ данным намного его превосходит.
VIP-вездеход «Вепрь Командир» (Commander») |
Следующим транспортным средством в разработанном в Кременчуге семействе стал автомобиль «Вепрь-К» «Командир» (Commander). Это своего рода пассажирский внедорожник нового класса пассажировместимостью 5...10 человек и грузоподъемностью 2 т с комфортабельностью легкового двигателя.
«Командир» стал первым автомобилем, который открыл новую страницу классификации автомобилей в УКРСЕРПО и стал называться «грузовик пассажирский».
Эта машина имеет две модификации:
– специального назначения для возможного использования в государственных силовых структурах, предприятиях и ведомствах. Это упрощенный вариант, собранный исключительно на агрегатах и узлах БТР;
– коммерческого назначения, где для повышения комфортности используются комплектующие знаменитых мировых фирм, агрегатов трансмиссии, амортизаторов и др.
Кузов «Командира» выполнен с использованием современных технологий мелкосерийного производства на одном из предприятий авиационной промышленности Украины. Высокие показатели проходимости достигаются тем, что «Вепрь» унаследовал от боевой машины независимую подвеску всех колес, колесные редукторы системой управления давлением воздуха в шинах и др. В комплексе эти особенности не используются ни в одном внедорожнике, даже в армейском «Хаммере». «Вепрь» с его агрессивным дизайном элегантно выглядит на фоне современной городской архитектуры, а эргономичные показатели обеспечивают достаточный комфорт в салоне для водителя и пассажиров.
«Вепрь» 2006 года с бронезащитой |
Специалисты СКБ «Вепрь», взявшие за основу конструкцию подвески трансмиссии тормозной системы, рулевого управления боевой машины, смогли создать уникальный автомобиль, который по своим возможностям превосходит показатели как грузовых автомобилей высокой проходимости, так и джипов.
Согласно техническому заданию заказчика, которым является завод «Топаз», было разработано и изготовлено три образца «Вепрь-С Специальный» для использования в комплексе радиоэлектронной защиты «Мандат-В1Е». «Специальный» – это полноприводный бронированный автомобиль высокой проходимости специального назначения грузоподъемностью 2 т, сертифицирован по третьему классу защиты.
Специалисты завода «Топаз» после первых испытаний комплекса дали высокую оценку возможностям использования машин «Вепрь-С» в этой системе. Бронированная защита дорогого электронного оборудования от осколков и пуль, высокая проходимость при движении и снижение времени разворачивания комплекса – без этих возможностей нельзя было достичь высоких показателей на других транспортных средствах.
В Кременчуге был создан модельный ряд техники специального назначения на базе «Вепрь-С». Перечислим лишь некоторые: бронированный автомобиль для банков и инкассаторских служб, санитарный бронированный автомобиль, бронированная машина для силовых ведомств и спецслужб, грузопассажирский бронированный автомобиль.
Первый «Вепрь» на Киевском автосалоне СИА-2003 |
Испытания всех моделей автомобиля «Вепрь» проходят в условиях разных дорог и бездорожья. Механические трансмиссии, правильно подобранные передаточные отношения, колесные редукторы, независимая подвеска колес, высокий клиренс с отсутствием традиционных балок мостов, колеса большого диаметра с широкопрофильными шинами от БТР-70 обеспечивают высокие показатели опорно-геометрической и тягово-сцепной проходимости. Дизельный двигатель в комплекте со сцеплением и коробкой передач, которые используются на всех моделях «Вепрь», производства «IVECO-МоторСич» (Запорожье) обеспечивают стабильно высокий крутящий момент при низких оборотах коленчатого вала. Мощность мотора всего 136 л.с., но этого достаточно, чтобы машина развила скорость до 140 км/ч. Стоит отметить, что высокое расположение систем двигателя и забора воздуха для двигателя, а также герметичность узлов трансмиссии и кузова позволяют автомобилю преодолевать брод глубиной до 1,4 м.
Конструктивные особенности автомобилей и широкая колея колес дают возможность двигаться машинам семейства «Вепрь» в одной колонне с бронетанковой техникой, преодолевать сложные участки бездорожья.