Таджикский микс
К концу 1990-х годов подвижной состав бывших советских республик имел практически 100%-ную амортизацию, его эксплуатация приносила больше убытков, чем прибыли. В троллейбусном управлении столицы Таджикистана Душанбе в советские годы было 265 единиц троллейбусов, которые постепенно списывались, и к 2000 году осталось 68 машин. Новый подвижной состав с 1990 года приобретался дважды: в 1990-м в парке появилось пять троллейбусов и в 1993-м еще 20.
Салахитдинов Наркуз Хамракулович, слесарь-электрик троллейбусного парка № 1 г. Душанбе. Руками этого человека были переоборудованы все автобусные кузова в троллейбусы |
Для поддержания маршрутной сети требовались новые троллейбусы. Выход из сложившейся ситуации был найден. В начале 1990-х в Душанбе был приличный по количеству автобусный парк, который был укомплектован в основном венгерскими автобусами «Икарус». Из-за бензинового кризиса середины 1990-х автобусы были выведены из эксплуатации, а ту часть, которая сохранилась на территории парка, было решено передать троллейбусному управлению, которому поручили переоборудовать кузова и оснастить их электрооборудованием.
Летом 2000 года на территорию 1-го троллейбусного парка г. Душанбе были доставлены автобусы «Икарус-260» и «Икарус-280», предназначенные под троллейбусы. Переоборудование и основное проектирование по размещению силового оборудования, жгутов было поручено Салахитдтнову Н.Х., который работает электриком в троллейбусном парке № 1 с конца 1970-х годов и фактически самостоятельно занимался этой непростой работой в условиях скудного финансирования, отсутствия запасных частей и опыта проведения подобных работ.
Троллейбусы на базе кузова автобуса «Икарус-260» в отличие от сочлененных собратьев работали и во 2-м парке города |
Контакторная панель была размещена, как у стандартного ЗИУ-682, т. е. справа от рабочего места водителя в кабине. Электрооборудование – под полом, на крыше находился кожух радиореактора, заимствованный с троллейбуса ЗИУ.
Из всей партии удалось переоборудовать шесть сочлененных и шесть двухосных машин «Икарус-280» и «260». Троллейбусы эксплуатировались в 1-м и во 2-м парках, они продолжали работать вплоть до поставки в город новой партии из 100 троллейбусов из ЗИУ-682Г-012 в 2005–2006 годах.
Самодельные троллейбусы в Душанбе эксплуатировались непродолжительное время, но тогда они фактически были единственным выходом из сложившейся ситуации. Кроме Душанбе опыт по переоборудованию автобусных кузовов «Икарус» в троллейбусы есть и в столице Северной Кореи Пхеньяне, где сочлененные троллейбусы «Икарус» успешно трудятся на городских маршрутах.