Опубликовано: ГП 05-2005

ОСАГО для водителя

С. Ионес
Об этом законе много рассуждали специалисты: юристы, страховщики, автоэксперты. Здесь мы приводим мнение рядового водителя, вынужденного платить за полис ОСАГО свои «кровные».
Полис ОСАГО для водителя
Полис ОСАГО для водителя

Два года назад я не был сторонником введения этого закона. Но говорить об этом поздно. Прекрасно понимаю, что его едва ли отменят. В конце концов, закон работает и какие-то деньги пострадавшие получают. А необходимость внести изменения в правила страхования признают даже официальные лица.

О любимой проблеме всех, кто спорит о законе: достаточны ли размеры выплат водителю по ОСАГО для покрытия ущерба, – здесь не будет ни слова. Как вы думаете, о чем думает обычный водитель, покупая полис ОСАГО? О том, хватит ли гипотетической страховой выплаты в случае ДТП, которого, вероятно, не произойдет вообще? Нет! Каким бы напряженным и беспорядочным ни было современное движение, выезжая из пункта «А», нормальный водитель рассчитывает благополучно добраться до пункта «Б».

Самый главный вопрос в другом: как много нужно «отстегнуть» за голубую бумажку, которую, вероятно, понадобится предъявить «гаишнику» при очередной дорожной проверке? За бумажку, без которой нельзя не только пройти, но и, извините, купить техосмотр. Второй существенный вопрос: насколько жесткие санкции применяют к тем, кто по каким-то причинам решился ездить без страховки?

С утверждением, что «тарифы завышены», согласны даже некоторые из страховщиков. Впрочем, чтобы смягчить их, можно даже не снижать ставок.

Почему минимальный срок действия полиса ОСАГО для водителя – полгода? Почему нельзя ввести краткосрочные «страховки» на три месяца, на месяц, на 15 дней с промежуточными вариантами: два, четыре, пять месяцев? А заодно реализовать хорошую идею полисов выходного дня. Сразу появятся «копеечные» полисы, не напрягающие даже малообеспеченную публику.

Многим людям машина нужна только три-четыре месяца в году, чтобы ездить на дачу. Другие, наоборот, покупают второй автомобиль, чтобы отъездить на нем три зимних месяца. А кто-то приобретает большой автомобиль (возможно, не единственный в семье), на котором просто удобно всего лишь раз в год съездить в отпуск. Зачем им страховка на шесть месяцев? А если помимо основной машины владеешь несколькими ретро-автомобилями, на которых выезжаешь редко и нерегулярно, при нынешних порядках получается выгоднее заплатить штраф, чем покупать билет.

Теперь о санкциях для водителя за езду без полиса ОСАГО. Единственная допустимая форма наказания за такое правонарушение – денежный штраф. Предусмотренная частью первой статьи 12.3 возможность задержания автомобиля за забытый дома полис ОСАГО никуда не годится! Любое помещение автомобиля на штрафстоянку – не что иное, как арест предмета собственности. А собственность и свобода ей пользоваться, между прочим, пока охраняются конституцией. Для водителя штрафстоянка – одна из двух высших мер наказания (вторая – лишение «прав»). Такое допустимо применять только в исключительных случаях.

Что такое исключительный случай? Без сомнения, езда в нетрезвом состоянии. Если нет с собой Свидетельства о регистрации (Техпаспорта старой машины, ПТС снятой с учета), нужно выяснить, не угнан ли автомобиль. Если нет водительских «прав», можно сомневаться в квалификации человека, сидящего за рулем. Все эти нарушения обо-значены в статье 27.13 действующего КОАП.

Но отсутствие страховки свидетельствует только о том, что человек, пользующийся своей собственностью, всего лишь не оплатил проезд. Разве можно за безбилетную езду в транспорте наказывать, как за убийство?

Возможность задержания автомобиля за отсутствие полиса ОСАГО у водителя опасна также тем, что не исключает двойной трактовки. Может ли инспектор отправить машину на штрафстоянку, если полис не куплен вообще или за рулем сидит водитель, не вписанный в полис, – эти вопросы, по моим наблюдениям, волнуют очень многих.

Здесь необходимо внимательно прочесть новую редакцию КОАП. Ответственность за нарушение закона об ОСАГО для водителя определена статьей 12.37, добавленной в кодекс с 2003 года. Согласно части первой этой статьи, если за руль садится не вписанный в полис водитель, ему положен штраф в размере до трех (внимание!) МРОТ. Часть вторая предусматривает знаменитый штраф от пяти до восьми МРОТ за езду на незастрахованном автомобиле. Задержание автомобиля (то есть помещение его на штрафстоянку) регламентировано, как уже говорилось выше, статьей 27.13 КОАП. В ней перечислены все нарушения, за которые возможно задержание, с номерами соответствующих статей. Обратите внимание: статья 12.37 в этом списке отсутствует! Не упоминается ни первая, ни вторая часть. Значит, ни за не вписанного в полис ОСАГО водителя, ни за езду без страховки инспектор не имеет права поставить автомобиль на штрафстоянку!

Только почему об этом не пишут на каждом углу, причем с указанием статей, согласно которым задержание автомобиля за указанные провинности запрещено? Неужели мы не понимаем, что недостаток информации создает спорные ситуации, позволяет недобросовестным инспекторам угрожать водителю штрафстоянкой за указанные формы нарушения.

Строго говоря, требование вписывать в полис ОСАГО всех водителей – сомнительное правило. Порядок, уместный при добровольном страховании, превращается в крепостное право, когда страхование становится обязательным. Водительские права – более существенный документ, чем полис ОСАГО. А их наличие позволяет мне управлять абсолютно любым автомобилем, относящимся к «открытой» в «правах» категории. И никто не может мне запретить доверить свою машину любому, у кого есть «права» данной категории.

Ладно, не спорю с тем, что законом определены две опасные категории водителей: «малолетки» до 21 года и «чайники» со стажем до двух лет. Согласен, они должны платить больше. Сажаешь за руль такого «неполноценного» водителя – вписывай его в полис ОСАГО и заплати за риск. Но зачем вписывать тех, у кого «в порядке» возраст и стаж? Разве такие люди не равны перед законом, разве нет презумпции невиновности?

За полгода или за год может возникнуть множество непредвиденных ситуаций, когда просто необходимо посадить на свою машину «нормального» по возрасту и стажу человека, чьи навыки вождения не вызывают никаких сомнений, но с которым, когда покупал полис ОСАГО, может, не был еще знаком. Допуск к управлению автомобилем всех, кто не относится ни к «малолеткам», ни к «чайникам», не должен ограничиваться.

Мне возразят: есть же полисы с «неограниченным допуском». Но они настолько дороже, что начинаешь чувствовать себя заложником, у которого требуют выкуп за освобождение.

Кстати, о штрафах. Их размеры однозначно завышены, особенно по части второй статьи 12.37. При таком официальном штрафе просто хочется совершить уголовное преступление: заплатить инспектору без протокола, зато «с 50%-ной скидкой».

В средствах массовой информации мало внятных разъяснений, по какому принципу начисляют повышенный тариф тому, кто все-таки совершил аварию. Постараемся разъяснить и это. Стоимость страховки на следующий год повышается, только если аварию совершил на данном автомобиле вписанный в полис ОСАГО водитель. Допустим, у человека есть два автомобиля, зарегистрированных в ГИБДД на его имя, и на одном из них он совершил аварию. Страховка вырастет в цене только на этот, но никак не на второй автомобиль. Полис второй машины останется «чистым», и владелец получит скидку за «безаварийную» езду.

Другой пример. В полис конкретной машины вписаны два водителя: владелец и его знакомый. В течение года второй («знакомый») водитель попал в ДТП на другом, своем собственном автомобиле. Хозяин первой машины может смело вписывать своего знакомого в полис и на следующий год: он же совершил аварию не на этой машине.

Подержанный аварийный автомобиль не страшно покупать даже по доверенности, так как ДТП на нем совершил не нынешний, а прежний владелец. При перерегистрации автомобиля все аварии «забываются», как, впрочем, и прежняя безаварийная езда, за которую положена скидка. Напоследок пожелание законодателям – все-таки рассмотреть вопрос о введении «альтернативного» страхования гражданской ответственности водителя, которое позволило бы ему ездить на любой машине даже без полиса ОСАГО. В конце концов, за аварию отвечает именно водитель. Пусть даже это будет дороже, чем обычная страховка. Зато больше не придется нарушать закон перегонщикам, автомеханикам, которым порой просто необходимо тестировать машины клиентов, собирателям «автостарины», людям, занимающимся перепродажей подержанных машин.

...Всем известно, что многие водители ездят, сознательно не покупая страховку, сажают за руль того, кто не вписан в полис, садятся сами, не будучи туда вписанными. Ужесточение наказаний ничего не даст: в конце концов, документы проверяют не на каждом углу. Во многих случаях вполне можно «проскочить». Думаю, что правовой нигилизм возникает не из-за несознательности граждан, а по вине несовершенных законов.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен