Спрашиваете – отвечаем!
Наш эксперт продолжает отвечать на вопросы читателей, связанные с выбором и применением моторных масел. На страницах нашего журнала вы можете получить консультацию по этой тематике, если отправите свой вопрос в редакцию.
1. Многие фирмы рекомендуют владельцам автотранспорта определенную периодичность смены масла. Можно ли сокращать или увеличивать интервалы замены масла относительно рекомендованных? Что при этом происходит с маслом и двигателем?
Менять интервалы замены масла относительно рекомендованных не следует. При частых сменах масла увеличивается его расход, растут затраты на техническое обслуживание автомобиля и потери, связанные с простоем. Преимущество же лишь одно. Уменьшается вероятность длительной работы двигателя на масле, утратившем работоспособность вследствие зависимого отказа, вызванного неисправностями двигателя.
Увеличивать интервалы опасно. За пределами рекомендованного срока смены масла велика вероятность того, что мотор будет работать на масле, утратившем работоспособность вследствие неизбежного старения. Это повлечет за собой ускорение изнашивания всех трущихся деталей, коррозию подшипников коленчатого вала, образование нагара в канавках поршня и закоксовывание поршневых колец, предельное загрязнение масляных фильтров и прекращение очистки масла.
Менять масло после рекомендованного пробега автомобиля или времени работы двигателя не следует. Оно подлежит замене при фактическом отказе, переходе в неработоспособное состояние, устанавливаемое регулярно выполняемым анализом работающего масла по ряду показателей предельного состояния. Ими являются верхний и нижний пределы вязкости, нижний предел щелочного числа и температуры вспышки, верхний предел кислотного числа, содержания в масле воды, нерастворимых осадков и металлов – продуктов изнашивания, диспергирующей способности, определяемой по капельной пробе нанесением капли масла на фильтровальную бумагу.
Такие анализы автопредприятия могут проводить по договорам со специализированными лабораториями или приобретая масло у тех производителей, которые выполняют эти анализы как безвозмездную сервисную услугу покупателям их продукции.
Большинство показателей предельного состояния каждый водитель может определить самостоятельно методами экспресс-анализа. Комплекты приборов и реактивов для проведения экспресс-анализа имеются в продаже. Для работы с ними не требуется специальная подготовка. Все очень просто.
Зависимый отказ масла может наступить в любой момент из-за протечки в картер охлаждающей жидкости, разжижения масла топливом, чрезмерного загрязнения масла сажей из-за дымного сгорания.
Эти отказы абсолютно надежно определяются по содержанию в масле воды, снижению вязкости и температуры вспышки, содержанию нерастворимых осадков.
По анализам может быть установлено, что масло осталось работоспособным и по истечении рекомендованного интервала замены. В этом случае, продолжая использование масла, мы сокращаем его расход и снижаем расходы на техобслуживание.
2. Что будет происходить с двигателем при заливке в него трансмиссионного масла вместо моторного?
В этом случае двигатель через короткое время выходит из строя, так как в составе трансмиссионного масла нет ряда присадок, обязательно вводимых в моторные масла, а имеющиеся в трансмиссионном масле противозадирные присадки вызовут сильнейшую коррозию деталей, изготовленных из медных сплавов. Отсутствие в трансмиссионном масле щелочных моющих присадок и беззольных дисперсантов приведет к интенсивному нагарообразованию в зоне поршневых колец и нарушению их подвижности, забивке отложениями каналов, но которым масло подается к узлам, смазываемым под давлением, а также к коррозионно-механическому изнашиванию деталей цилиндропоршневой группы под действием не нейтрализуемых кислот.