![ЗИЛ в американском стиле](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/04.jpg)
Русский большегруз на шведском шасси
Самодельный «ЗИЛ» в американском стиле на шасси Volvo F7
Мы открываем рубрику, посвященную самодельным, тюнинговым, малосерийным, старинным и другим экзотическим грузовым автомобилям.
Уже много лет наряду с официальным автомобилестроением в нашей стране существует «параллельное». Гаражные умельцы, никогда не работавшие на автозаводах, создают кто лучше, кто хуже самые неожиданные конструкции автомобилей.
Встретив этот грузовик впервые, принимаешь его за какую-то трехосную модификацию ЗИЛа, «модернизированную» на автобазе. Правда, переделка выполнена аккуратно: самодельный «спальник», подогнанная к размерам шасси платформа от дальнобойной фуры. По стилю машина напоминает американский магистральный грузовик.
Приглядевшись, замечаешь, что колеса не «зиловские»: у передних колес зарубежный размер 22,5 дюйма и защитные кольца поверх крепежных гаек, обеспечивающие безопасность. Задняя третья ось сделана подъемной. Значит, задний мост не ведущий, колесная формула 6х2, и машина рассчитана для дорог, где ограничена осевая нагрузка. В нашей стране такую схему шасси применяли только на одном грузовике – МАЗ-516, известном по старому кинофильму «Мировой парень». Нет, тот МАЗ здесь ни при чем – шасси машины, о которой мы рассказываем, взято от иномарки. Догадку подтверждают рама характерного европейского красного цвета, задний противоподкатный брус фирменного изготовления.
![](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/00.jpg)
![Выхлопные трубы выведены наверх, как на американских машинах](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/01.jpg)
Владельца машины зовут Александр. Он дальнобойщик с большим стажем. Когда-то работал на бортовых ЗИЛ-130 и фурах МАЗ. Со времен перестройки занимается перевозками, являясь владельцем грузовика. Как и многих водителей, Александра не устраивали потребительские качества серийных отечественных грузовиков. Иномарки той поры не были так доступны, как сейчас, да и они при всех достоинствах – тоже серийная продукция, рассчитанная на среднестатистического потребителя. Александр задумал выполнить машину «для себя», с учетом собственных вкусов и потребностей.
Как признается герой нашего рассказа, ему всегда нравились именно капотные грузовики. Он владел «Уралом», потом пересел на ЗИЛ-133ГЯ, заменил на своей машине старую «сто тридцатую» кабину новой, взятой от ЗИЛ-4331. В каждом из этих грузовиков хозяин многое изменял, доделывал, приобретая опыт конструирования.
![Панель приборов выдает российское происхождение автомобиля](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/05.jpg)
![Водительское сиденье сделано поворотным](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/02.jpg)
![](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/10.jpg)
Создавая нынешнюю машину, Александр поставил цель установить на шасси одиночного (без прицепа или полуприцепа) грузовика тентованную платформу максимально возможного объема. В конце 1990-х годов одиночные грузовики с вместимостью кузова более 40 м3 были редкостью, и владельцу такой машины поступало больше заказов на грузоперевозки. При этом грузовик должен был оставаться капотным. Решение напрашивалось само: создать гибрид «зиловской» капотной кабины с надежным шасси от импортной машины с достаточно длинной рамой.
После непродолжительных поисков в руки Александра попал длинный трехосный Volvo F7, одна из бесславно пропадающих на задворках московских и подмосковных гаражей иномарок. Рама и мосты для самодельного грузовика годились без переделок. От шведской машины остался и гидроусилитель руля.
![Интерьер «спальника»](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/06.jpg)
![Желтый стержень помогает видеть габарит](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/07.jpg)
Выбирая двигатель, создатель машины остановился на восьмицилиндровом дизеле ЯМЗ-238. Всем хорош агрегат: мощный, тяговитый и в то же время доступный, неприхотливый в обслуживании. И с запчастями нет проблем. Сначала на свою машину Александр установил коробку передач от МАЗа. Оказалось, что она плохо совмещается с редуктором ведущего моста «Вольво» по передаточным числам. Динамика и максимальная скорость получились отменные, но тяговые характеристики трансмиссии оставляли желать лучшего. Более подходящей оказалась коробка от КамАЗа, ее Александр и установил. Детали тормозных систем и электрооборудования, благодаря всеобщей стандартизации, «срастить» в единое целое не составило большого труда.
Платформа, внешне похожая на кузов полуприцепа от магистрального автопоезда, на самом деле в прошлой жизни была кузовом бортового МАЗа. Перед установкой на новое шасси кузов увеличили до 7,3 м. Вместимость платформы с тентом составила 44 м3. Донор «Вольво» был оснащен задним подъемником-бортом, и он достался по наследству самоделке. Расчетная грузоподъемность машины составляет 10 т, но в реальности она способна перевезти тонн на 5 больше.
![Защита фар](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/08.jpg)
Отделка автомобиля продумана хорошо. Например, между осями, коробами для аккумулятора и инструмента, бензобаком и подножками не оставлено «голых» участков рамы – они покрыты удачно вписавшимися в архитектуру машины декоративными наклонными панелями. Установленные под платформой и повернутые назад фары освещают дорогу возле бортов машины, когда ночью приходится маневрировать задним ходом. Они же освещают бензобак и огромный короб для инструмента и разных вспомогательных вещей, расположенные под платформой. Два «стержня», стоящие по бокам бампера, обозначают габаритные точки передней части. Такие указатели применяют на грузовиках с длинным капотом уже не первое десятилетие. Самодельная решетка перед радиатором и установленные по бокам спального отсека вертикальные выхлопные трубы добавляют «стильности» внешнему облику машины.
Корпус спального помещения и верхняя надстройка кабины изготовлены по типичной технологии – каркас из труб прямоугольного сечения, обшитый стальным листом. Кабина нынешних ЗИЛов просторная, а с надстройкой и «спальником» она превратилась в настоящую жилую комнату.
![Маленькая фара под платформой освещает то, что находится вдоль борта](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/11.jpg)
Между водительским и единственным пассажирским креслами немало свободного места. Спальная полка одна, но достаточно большая. Она может служить дополнительным пассажирским сиденьем. По бокам полки осталось место для вещевых полочек и небольшого телевизора. В верхней надстройке кабины тоже есть отсеки для мелких вещей. Там же встроена магнитола. Сиденье водителя от «Вольво», доработанное умельцем, поворачивается вокруг своей оси. В середине приборной панели – консоль, на которую, как у многих зарубежных грузовиков, вынесена часть переключателей. Применяя подобные технические решения, создатель этого автомобиля старался максимально приблизить интерьер к убранству кабин «фирменных» магистральных тягачей.
Разумеется, в обычном гараже такую самоделку не изготовить. Александр строил машину в ремонтной зоне автобазы. И только кабина сделана в боксе ГСК.
![Подъемная третья ось](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/12f.jpg)
![Шведское 22,59-дюймовое колесо с отечественной «резиной»](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/09.jpg)
Не секрет, что многие создатели самодельной техники считают официальную сертификацию своих изделий трудновыполнимой задачей. На дорогах достаточно много машин с элементами «нелегального» тюнинга. Строго говоря, ничего страшного в этом нет: «самодельщики» – люди грамотные, обычно вполне достойно справляются с постройкой и эксплуатацией своих машин.
Но самое интересное, что грузовик, о котором идет речь, прошел сертификацию в НАМИ, и его конструкция является вполне легитимной. Техосмотр машина тоже прошла на законных основаниях. По словам Александра, сама процедура сертификации не являлась сложной и дорогой. В 2000 году, когда грузовик приобрел окончательный вид, это не было проблемой.
Этот грузовик радует глаз внешним обликом, а вложенный в его изготовление труд можно смело назвать подвигом. Хозяин согласен выставить машину на фестивале автомобильной экзотики, но, к сожалению, на «Экзотику», прошедшую в этом году, он выбраться не смог.
![ЗИЛ в американском стиле](/article/3338-samodelniy-zil-v-amerikanskom-stile-na-shassi-volvo-f7-russkiy-bolshegruz-na-shvedskom-shassi/Images/03.jpg)