Неизвестный грузовой РАФ
Самодельный пикап с "двойной" кабиной на базе микроавтобуса РАФ-977ДМ от профессионалов АЗЛК
В начале 1990-х в России вошли в моду пикапы с двумя рядами сидений в кабине, созданные на базе микроавтобусов. По названию одной из моделей тех лет подобные машины получили прозвище «фермер». Но первые «фермеры» в нашей стране были построены раньше: на рубеже 1970–1980-х годов. Мало кто знает об одной из попыток создания пикапа с «двойной» кабиной на базе серийного микроавтобуса РАФ-977ДМ.
Пикап построен не в частном гараже и не на автобазе. Его изготовили в 1983 году на АЗЛК. Но он не был ни экспериментальной разработкой, ни прототипом новой модели. Это самая настоящая самоделка, которую создали сотрудники подсобного хозяйства завода для решения своих транспортных проблем. Сам автомобиль сохранился, но специальное оборудование, стоявшее в кузове, утрачено.
Пикап на базе РАФ-977ДМ был служебной машиной Отдела стендовой подготовки автомобилей завода. Такое название на языке официальных документов носил открытый в 1980 году музей АЗЛК. Руководство завода предоставило заводскому музею многое: выставочный зал, построенный возле станции метро, реставрационную мастерскую, расположенную на территории заводской «подсобки». В музее работала штатная команда профессиональных реставраторов. Разумеется, музею полагался транспорт. Реставратор ретроавтомобилей не может обойтись без современной машины «на каждый день», способной возить крупногабаритные запчасти и буксировать различные автомобили.
Директор Музея автомобилей и экипажей в Кузьминках Лев Железняков, в 1980-х руководивший музеем АЗЛК, вспоминает, что сначала в качестве служебного транспорта коллективу музея из конструкторского бюро завода передали легковой Renault 16. Приличная для начала 1980-х подержанная иномарка могла бы стать семейным автомобилем, но она не подходила для перевозки двигателей и других крупных агрегатов антикварных автомобилей, тяжелого ремонтного оборудования.
В Спортбюро завода, где готовили «Москвичи» к гонкам и ралли, служил микроавтобус РАФ-977ДМ 1972 года выпуска. Так получилось, что почти одновременно в 1983 году Спортбюро получило новый РАФ-2203, а в музее у Renault вышла из строя автоматическая коробка передач. Тогда руководство передало старый «рафик» музею взамен неисправной иномарки.
Наверное, можно было использовать обычный микроавтобус в качестве грузового фургона, ведь он в любом случае больше подходил для хозяйственных нужд, чем легковой хэтчбек. Но по инициативе Льва Железнякова реставраторы решили превратить РАФ в пикап технической помощи, приспособленный для буксировки неисправных машин и перевозки крупногабаритных механизмов.
Всю заднюю часть кузова удалили. Остались кабина и часть пассажирского салона – одна боковая оконная секция слева и пассажирская дверь справа. Машина приобрела облик транспортного средства, которое лет через восемь в России назвали «Фермером». Это был не первый в СССР автомобиль такого типа. К Олимпиаде-80 в экспериментальном цехе завода РАФ строили пикапы с «двойной» кабиной РАФ-2909. Но у этих машин борта платформы были унифицированы с задними крыльями микроавтобуса и составляли единое целое с кабиной. У машины, разработанной под руководством Железнякова, борта платформы не имели ничего общего с кузовом серийного РАФа. Их каркас сварен из тонких труб прямоугольного сечения. С наружной стороны он обшит алюминиевым «сайдингом» – узкими горизонтальными полосками. С тыльной стороны бортов – обычным алюминиевым листом. Откидывается только задний борт. У него были оригинальные замки и тросики, удерживающие борт в откинутом положении.
Внешние накладки порогов кузова с характерными гофрированными полосами у РАФ-977Д и ЕрАЗов быстро сгнивали, и далеко не все владельцы восстанавливали пороги «заводской» формы. У данного РАФа боковые накладки порогов тоже переварены, но сделано это аккуратнее, чем у многих частных микроавтобусов. Во всяком случае, сохранена декоративная полоса, отделяющая пороги от боковин, у передних арок остались целыми выступающие отбортовки, а к задним аркам для красоты приделаны пластиковые накладки, повторяющие форму отбортовок передних арок.
Рама РАФа была укорочена сзади. Создатели машины решили уменьшить задний свес, чтобы обеспечить равновесие при погрузке. Вместимость платформы уменьшилась, зато, когда смонтированный в кузове подъемник поднимает тяжелые предметы, передние колеса автомобиля не стремятся оторваться от земли.
У обычного РАФа, как у «Волги», бензобак установлен горизонтально под полом за задним мостом. Когда уменьшили задний свес машины, понадобилось искать новое место для бензобака. В транспортном цехе АЗЛК создатели машины приобрели бензобак от УАЗ-452Д. Его поставили на левый лонжерон рамы, позади переднего колеса. Примерно там же он стоит на УАЗе. У РАФа «фермера» бензобак спрятан под длинной кабиной. В панель боковины в необычном для кузова рижского микроавтобуса месте врезали дверку, закрывающую лючок бака.
Раму микроавтобуса усилили. Под полом платформы поверх серийных лонжеронов приварили усилители из труб прямоугольного сечения. Настил пола оставили из фанеры, как дополнительные детали.
Над нишами задних колесных арок проложены продольные усилители. Они несут важную функциональную нагрузку: именно к ним приварены кронштейны, на которых была закреплена стрела подъемного ханизма. Сама стрела и подъемный механизм до наших дней не дожили. В роли стрелы выступала П-образная балка, похожая на подъемник бункеровоза, только меньшего размера. Для погрузки она откидывалась через проем заднего борта, а в транспортном положении отклонялась к кабине. Подъем осуществляла стоявшая у задней стенки кабины электрическая лебедка с тросом. С помощью такого механизма можно было не только поднять груз с земли, но и вынуть двигатель из моторного отсека стоявшего позади пикапа автомобиля. Так как лебедка работала от напряжения 24 В, на РАФе стояло два аккумулятора. Для подзарядки к каждому из них была проложена отдельная цепь от обычного штатного генератора.
На задней стенке кабины разместились запасное колесо и «тракторная» фара, помогавшая проводить погрузку-разгрузку ночью или в неосвещенном помещении. Для буксировки различных прицепов или неисправных машин на жесткой сцепке пикап оснастили двумя фаркопами. «Грузовой» фаркоп взяли от УАЗа, а под ним поставили второй («легковой») с шаровой головкой и розеткой питания световых приборов прицепа.
Автомобилю понадобились шины увеличенной грузоподъемности. На РАФе стоит «внедорожная» резина, которую с первого взгляда можно принять за «уазовскую». Но рисунок протектора совсем не тот, что был на шинах ульяновских автомобилей! Оказывается, на АЗЛК в начале 1980-х было возможно достать комплект 15-дюймовых шин от представительского лимузина ЗИЛ-114.
На АЗЛК были в изобилии детали от сходившего тогда с конвейера «Москвича-2140». У данного РАФа прежде всего заметны электрические приборы от московского седана. Например, задние фонари. Подрулевой переключатель с двумя рычажками и четыре клавиши на приборной панели, прикуриватель с подсветкой прекрасно вписались в интерьер старого РАФа. В начале 1980-х у «Москвича» эти детали были общие с первыми моделями «Жигулей». Таких переключателей не было у ближайшего родственника РАФ-977 – ЕрАЗа даже в начале 1990-х. На место старого щитка с овальными приборами от «Москвича-412» легко вписалась новая комбинация с круглыми приборами от «Москвича-2140»: контрольные приборы для «Москвича» и РАФа делал один завод – рижский «Автоэлектроприбор».
По меркам 1980-х был неплохо доработан скромный салон РАФ-977. Сиденья взяты от более современного РАФ-2203. Машина получилась пятиместной: задних сидений три. Была облагорожена находящаяся в кабине крышка капота. Работавший в музее АЗЛК обойщиком Николай Жук (сейчас он сотрудник автомузея в Кузьминках) обшил капот приятным на вид чехлом из искусственной кожи, а сверху на капоте появился пластмассовый лоток для документов и мелких вещей. Рулевое колесо из синего пластика взято от польского микроавтобуса «Ныса». Как и у обычного РАФа, зимой салон обогревали две «печки». До наших дней салон дожил без каких-либо повреждений.
Впрочем, хорошо сохранился не только салон. Пусть вокруг ветрового стекла осыпается краска, обнажая твердый слой коричневого грунта. Пусть утрачен передний бампер. При этом кабина вполне приличная. Машина явно не попадала в аварии, и кабина, выражаясь языком знатоков кузовного ремонта, «ровная», с ненарушенной геометрией панелей. Двери прекрасно открываются и закрываются, только замки требуют регулировки и смазки. Нигде не видно сквозной ржавчины. Рама тоже цела. Не сильно изношена подвеска. Правда, новым хозяевам машины предстоит «перебрать» двигатель и наладить тяги управления коробкой передач. Но эту проблему решить не трудно.
Реставраторскому коллективу Л. Железнякова «рафик» служил несколько лет. Потом исчерпал ресурс старый двигатель ЗМЗ-21. В начале 1990-х был дефицит запчастей, а музею урезали финансирование. Поэтому отремонтировать такой нехитрый агрегат не удалось.
После смерти директора АЗЛК Валентина Коломникова Железняков и его товарищи ушли с завода, а РАФ остался брошенным во дворе бывших реставрационных мастерских: он по-прежнему числился заводским имуществом. Возможно, машина так хорошо сохранилась еще и потому, что в «соленые» зимы 1990-х не ездила по залитым противогололедной химией московским улицам, а стояла в сугробе на охраняемой территории. В начале нового века, когда распродавали имущество завода, РАФ выкупили молодые собиратели ретроавтомобилей Олег Воробьев и Александр Греков. Они не допустят утилизации этой машины, а ее реставрация – вопрос времени и не очень больших денег.