Отвечаем читателям
В редакцию поступает много писем с вопросами по эксплуатации автомобилей, в том числе и касающихся выбора и правильного использования моторных масел. Мы постараемся ответить на наиболее часто встречающиеся и актуальные вопросы на страницах журнала, а нашим экспертом традиционно выступит кандидат технических наук Виктор Давидович Резников, руководитель отдела моторных масел Всероссийского Научно-исследовательского института по переработке нефти.
Ответим на два взаимосвязанных вопроса: чем отличаются зимние, летние и всесезонные масла и какие последствия могут быть для двигателя, если зимой применять летнее масло, а летом – зимнее?
Зимние и летние масла отличаются только вязкостью и температурой застывания, при которой масло утрачивает текучесть. У зимних масел вязкость существенно ниже во всем диапазоне температур воздуха, в котором приходится работать автомобилям. Благодаря малой вязкости при отрицательной температуре, зимние масла обеспечивают холодный пуск двигателя от стартера без предварительного подогрева и прокачивание масла насосом ко всем узлам, смазываемым под давлением.
Летние масла дают возможность проворачивать двигатель стартером с пусковой частотой вращения только при температуре выше 0...5 °С.
Всесезонные масла отличаются от зимних и летних по составу и вязкостно-температурным свойствам. В составе всесезонных масел почти всегда есть макрополимерные загущающие присадки, которые увеличивают вязкость масла при высокой температуре больше, чем при низкой. Этим достигается выполнение требований к низкотемпературной вязкости на уровне одного из зимних классов и к высокотемпературной – одного из летних классов.
Если зимой смазывать двигатель летним маслом, это не будет иметь каких-либо отрицательных последствий, но должна быть решена проблема холодного пуска. Он исключается при непрерывной трехсменной работе автомобиля, при стоянке в отапливаемом помещении или наличии в гараже средств предпускового разогрева масла. В этих случаях применение летнего масла даже предпочтительно, так как его расход на угар меньше, а смазывание наиболее нагруженных узлов при экстремальных режимах надежнее.
Смазывать двигатель летом зимним маслом ни в коем случае нельзя. При температуре воздуха выше 10...15 °С мотор (дизель или бензиновый двигатель) выйдет из строя из-за задиров поршней, заклинивания распределительного вала и других серьезных неисправностей. При недостаточной вязкости масла не обеспечивается гидродинамический режим смазки подшипников коленчатого вала, и они проворачиваются или их антифрикционный слой наплавляется на шейки коленчатого вала.
В последние годы широкое применение находят всесезонные долго работающие масла. Срок их службы превышает пробег автомобиля за одно время года. При использовании таких масел не возникает трудностей с холодным пуском и обеспечено надежное смазывание мотора летом.