Опубликовано: ГП 03-2008

Живи свободным или умри




В конце 2007 года в Чикаго прошел конгресс американского Национального совета по безопасности (National Safety Council). Он объединил специалистов по охране труда, экологии, безопасности в широком смысле – пожарной, промышленной, транспортной. На конгресс собрались преимущественно специалисты из Соединенных Штатов. Тем не менее из России на этом мероприятии один человек присутствовал. Это директор школы «Актив-Безопасность» Сергей Моисеев. Я встретился с ним и узнал, что сегодня обсуждают в США специалисты по безопасности дорожного движения.

С.В.: Сергей Юрьевич, почему вы выбрали этот конгресс? Он же не один в мире проходит по данной тематике?
С.М.: Я был на таком мероприятии не первый раз. В 2006 году конгресс проходил в Калифорнии, в городе Сан-Диего. Мне понравилось в прошлом году, и я поехал снова. Вообще я нашел эту организацию так. Несколько лет назад мы начали работать с табачной компанией Philip Morris и узнали, что иногда у них иностранцы проводили тренинги. Одна из компаний, которая учила водителей, оказалась как раз американским Национальным советом по безопасности. Я узнал, что это за совет, прочитал о нем в Интернете, и понял, что это весьма уважаемая организация. А так как мы хотим предлагать своим клиентам лучшие услуги, решил посмотреть, что американцы предлагают своим водителям.
Совет по безопасности зарегистрирован в 1913 году и действует по многим направлениям: транспортная, промышленная и пожарная безопасность, работа на высоте и скользких поверхностях, средства индивидуальной защиты, оказание доврачебной помощи и так далее. Транспортная безопасность, ради чего я поехал в Америку, была представлена и многими другими организациями. Как и у нас на форуме по безопасности движения, в Чикаго были представлены различные материалы для разметки дорог, средства управления движением. Но в отличие от России в Америке оказалось много материалов по дополнительной подготовке водителей транспортных средств: курсы, учебные пособия, компьютерные программы, информация на CD-дисках и аудиокассетах. Сразу видно, что у них разработана стройная система подготовки водителей от начального уровня до завершения работы водителем по возрасту. Каждая компания свято соблюдает стандарты, предписанные правительством страны и ассоциациями по обеспечению безопасности труда. А они включают в себя регулярные курсы повышения квалификации.

С.В.: Как участвуют правительство и государственные структуры в подготовке водителей? Или это отдано на откуп частным фирмам?
С.М.: Сейчас я не готов рассказать обо всей системе подготовки водителей, потому что не занимался ее изучением, но могу поделиться одним фактом, который меня поразил больше всего. В Чикаго, где проходила конференция, я пошел в книжный магазин, чтобы приобрести Правила дорожного движения. Сделать я этого не смог. Выяснилось, что брошюра с ПДД не продается в магазинах! Ее получает тот, кто учится на водителя. Если же человек просто хочет что-то вспомнить, или это эмигрант, намеренный подтвердить право на управление автомобилем, ему надо обратиться в полицейский участок или в офис госсекретаря.
Правила дорожного движения утверждает каждый штат. Федеральных правил не существует. Нельзя сказать, что требования к водителям везде радикально отличаются друг от друга, но нюансы есть. Например, в одном штате разрешается не пользоваться ремнем безопасности. В 49 штатах это обязательное требование, а один – Нью Гемпшир – только рекомендует. Объясняется это тем, что у каждого штата есть свой лозунг, под которым он живет. Все законы должны соответствовать этому лозунгу. Девиз Нью Гемпшира: «Живи свободным или умри!»

С.В.: А страховые компании как-то пытаются на это повлиять?
С.М.: Не могу сказать. Но программы обучения и стандарты подготовки водителей каждый штат тоже устанавливает сам. Соответственно очень трудно сделать такую программу, которая подходила бы для водителей по всей стране. Кстати, в рамках конференции прошел интересный семинар по подготовке инструкторов по программе защитного вождения. Мы два дня учились тому, как проводить 4-часовой семинар для водителей, которые уже имеют «права» и работают не один год. Там объясняли, как заинтересовать слушателей, как показать, что дорога полна опасностей и надо сохранять бдительность, почему важно соблюдать дистанцию, прощать чужие ошибки и так далее. На 95% это все совпадает с тем, что мы сами даем на своих семинарах по защитному вождению. Строго говоря, по-другому и быть не может, ведь принципы безопасности вытекают из здравого смысла и особенностей человеческой физиологии и психологии. Ну, а машины что в Штатах, что у нас очень похожи.
Еще меня порадовал масштаб деятельности автошкол в Америке. Нам есть, куда расти. Если сравнить количество транспорта у нас и в Штатах, то машин у них минимум в три, а может, и в четыре раза больше. Школ защитного вождения за океаном 1200, у нас 2 или 3. В этих заведениях в Америке работает 7000 инструкторов, а у нас таких специалистов всего десятка два…

С.В.: Почему такая разница? Это законодательно иной подход или что-то другое?
С.М.: В первую очередь они раньше начали. У них курсы по защитному вождению проводятся примерно с 1950 года. Кроме того, страна развивается поступательно. Если они до чего-то доросли, потом наработок не теряют. У нас же ситуация другая: делали-делали, потом разрушили до основания, и начали делать заново. Кадры и наработки при этом теряются.
Наконец, американцы – законопослушный народ. Если положено учить, они будут учить. Да и вообще, за океаном всегда очень серьезно относились к вопросам безопасности труда. Там тоже есть организации, которые пытаются что-то сделать формально, но в основном отношение к делу серьезное. Служебный автомобиль рассматривают как рабочее место. А раз так – работодатель обязан обеспечить безопасность сотрудника. Кстати, рабочим местом оно считается не только в момент выполнения служебных обязанностей, но и по пути на работу и домой. Поэтому работодатели постоянно учат, мотивируют, проверяют исполнение. У нас же когда водитель выехал за ворота предприятия, он предоставлен сам себе.
Именно поэтому вопросы безопасности на транспорте всегда были более сложными, нежели безопасность на производстве. На каком-нибудь заводе любой начальник или просто коллега может сделать замечание, сказать инженеру по безопасности… В общем, предпринять какие-то действия. Работник всегда под контролем. А на транспорте за ворота выехал – и все! Что в голове заложено, то и определяет поведение на дороге. Никакого внешнего контроля за водителями нет. Разбираются только с теми, кто попал в ДТП.

С.В.: У меня такое ощущение, что подобный подход вообще характерен для нашей страны. Это видно по методам борьбы с терроризмом. Жахнуло где-то, и все дружно кинулись искать грузовики с гексогеном. Поискали две недели и успокоились до следующего раза…
С.М.: Совершенно верно. Но в мире все происходит не так. Например, в Англии есть закон о корпоративном убийстве. Если происходит серьезное ДТП с погибшими и пострадавшими, в компанию приходит офицер полиции и начинает задавать вопросы вроде: «Что делалось для того, чтобы этого не произошло?», «Проводилось ли тестирование водителей?», «Налажено ли обучение?», «Как контролировали исполнение правил?» и т. п. Если выясняется, что в компании «конь не валялся», ее руководитель может сесть в тюрьму! У нас же директор предприятия, если у него не гараж и не автотранспортное предприятие, вроде бы как ни за что не отвечает…

С.В.: Что самое важное для себя вы услышали на конференции?
С.М.: Как я уже сказал, по большей части это был знакомый материал. Просто подкорректировал некоторые цифры. Они и сами отмечали, что еще 20 лет назад давали другие рекомендации, но ситуация на дорогах поменялась и надо, например, чаще смотреть в зеркала, внимательнее следить за обстановкой на дороге и так далее. В этом году я побывал на двух семинарах, которые напрямую с вождением не связаны, а посвящены лидерству для профессионалов по промышленной безопасности. Они учили тому, что вопросы безопасности скучными быть не должны! Система промышленной безопасности должна людей вдохновлять и служить руководством к действию. Ну, а чтобы зажечь других, надо гореть самому.

С.В.: После конгрессов вы как-то меняете подход к обучению или они служат для вас подтверждением того, что вы идете в правильном направлении?
С.М.: Конгрессы показывают, что мы идем в правильную сторону. Еще они меня вдохновляют, потому что попытки предложить наши услуги в России напоминают попытки пробить лбом бетонную стену. Но на конференциях я вижу, что раз смогли там, получится и у нас. Просто должно пройти немного времени. Наконец, я завожу там знакомства и связи, беру на вооружение идеи. Интересно наблюдать за представителями транснациональных корпораций, которые во всеуслышание заявляют, что их компания не жалеет никаких денег на безопасность сотрудников, для них нет ничего более ценного, чем жизнь человека! Потом я прихожу в российское отделение этой корпорации и вижу, что такой подход может быть и верен для других стран, у нас же, увы, не делается ничего…

Беседу вел Сергей Волчков

 

Комментировать ... >>