Системы мониторинга в вопросах и ответах
(Начало в «ГП» № 10, 2006 г.)
Интерес, который проявляют в последнее время руководители различных предприятий к вопросам оснащения своего транспорта системами контроля, подтолкнул нас к продолжению разговора в форме вопросов и ответов, начатого в предыдущем номере. Поскольку интерес читателей не ограничивается системами типа «черный ящик», я попробую ответить на наиболее распространеные вопросы, связанные с внедрением так называемых систем реального времени систем он-лайн.
Итак, первый вопрос. Чем отличаются системы реального времени от систем типа «черный ящик»?
Основное отличие состоит в возможности оперативно, в реальном масштабе времени (отсюда и название систем) получить информацию о текущем местоположении контролируемого объекта (автомобиля или другого транспорта) и состоянии перевозимого им груза. Такая оперативность достигается за счет размещения на борту транспортного средства (ТС) связного оборудования, посредством которого и осуществляется доставка необходимой информации с борта ТС на диспетчерский пункт. В настоящее время наиболее распространены системы мониторинга, использующие каналы сотовых систем связи, как наиболее распространенных и отвечающих требованиям глобальности, оперативности, стоимости и технологичности.
В региональных системах мониторинга, зона действия которых ограничивается территорией города и его окрестностями, получили распространение системы, работающие в УКВ-диапазоне. Потребителями таких систем являются в основном транспортные хозяйства (в распоряжении которых уже находились средства производственной связи), имеющие разрешения на использование УКВ-диапазона для построения подобных систем. К сожалению, в крупных городах сейчас практически невозможно получить подобное разрешение ввиду крайней загруженности УКВ-диапазона. Такими системами оснащены городские автобусные парки, предприятия «Скорой помощи», таксопарки, подразделения МЧС и милиции и др. силовых структур.
В малонаселенных районах, где отсутствуют средства наземной связи, остается единственный вариант – использование спутников для доставки информации с борта автомобиля на пункты слежения.
Стоит сказать и о несправедливо забытых так называемых «маячковых» системах мониторинга, занимающих промежуточное положение между системами типа «черный ящик» и системами «реального времени». Суть систем заключается в том, что мониторинг транспорта осуществляется по факту прохождения им маячков, расположенных по маршруту движения. Такие системы могут использоваться для контроля передвижения пассажирского транспорта, организации и контроля карьерных перевозок и на других предприятиях, где транспорт следует по строго запланированному маршруту и расписанию.
Что такое Internet и WEB-системы?
Обычно системы мониторинга предполагают наличие двух составляющих: бортового оборудования и аппаратно-программного комплекса, устанавливаемого на диспетчерском пункте. Последнее, как правило, обладает разветвленной функциональностью, позволяющей решать широкий спектр технологических, диспетчерских и экономических задач.
Данный программно-аппаратный комплекс обычно располагается на территории предприятия в виде одного или нескольких рабочих мест. Доступ к информации мониторинга соответственно обеспечивается только с этих рабочих мест. А если есть необходимость узнать о местонахождении автомобиля, находясь в командировке или в отпуске на другом конце света? Для этого можно воспользоваться услугами «всемирной паутины». Необходимая информация накапливается на сервере и передается по каналам Интернета на компьютер руководителя, где бы тот ни находился, и отображается в удобном для него виде (internet-версия).
Web-версия отличается от internet-версии тем, что траекторная и телеметрическая информация поступает с борта ТС по GPRS-каналу на центральный сервер организации – провайдера услуг, а воспользоваться ею можно, зайдя на сайт этой организации под выделенным паролем. Преимуществом этой системы является полное отсутствие у предприятия аппаратно-программной части и, как следствие, – отсутствие затрат на ее приобретение и содержание. Недостаток – необходимость абонентской платы за услуги организации-провайдеру.
На фото представлены образцы бортового оборудования, позволяющего реализовать Internet и WEB-системы. Кроме оборудования, устанавливаемого стационарно на автомобили, на рынке представлено и переносное оборудование, выполненное в виде трубки сотового телефона, которое может вручаться водителю. Несмотря на небольшие размеры, оборудование достаточно функционально и позволяет решать задачи мониторинга (отображения местоположения), экстренного вызова (кнопка SOS) и двусторонней связи с водителем. При этом обеспечивается возможность вызова со стороны водителя только на три заранее запрограммированных номера (например, диспетчерский пункт, техпомощь, милиция).
На фото представлен внешний вид одного из сайтов, оказывающих данные услуги.
Каковы затраты на осуществление мониторинга ТС?
Самые дешевые в эксплуатации – системы типа «черный ящик». Во-первых, это самые «бюджетные» решения по стоимости оборудования и программного обеспечения, во-вторых, они предполагают отсутствие дальнейших платежей сторонним организациям за обеспечение функционирования какого-либо элемента системы.
Использование систем, построенных с использованием УКВ-каналов производственной радиосвязи, также избавляет пользователя от оплаты за трафик. Однако в данном случае необходимо учитывать расходы, связанные с развертыванием и содержанием одной или нескольких базовых станций УКВ-диапазона и содержание инфраструктуры, обеспечивающей передачу данных мониторинга от базовой станции на диспетчерский пункт.
В системах, использующих каналы сотовой связи, проблему доставки данных с базовых станций на диспетчерский пункт полностью решает оператор связи на платной основе. Если передача данных осуществляется посредством SMS, расчет ежемесячных расходов за трафик на предприятии, имеющей парк в количестве Nтр.ед. транспортных единиц, опрашиваемых круглосуточно с частотой в час (Частота/ч), можно произвести по простой формуле:
$Мес=(Частота/ч)x$смсxNтр.ед.x24x30
Для предприятия, имеющего 10 автомобилей и контролирующего их местоположение с частотой 1 раз в час, при стоимости SMS 13 рублей, ежемесячные расходы на оплату связи составят 93 600 рублей. Если опрос будет осуществляться только в течение 8-часового рабочего дня, расходы снизятся до 31 200 рублей в месяц.
Если в системе для передачи данных используется канал GPRS, то размер оплаты исчисляется исходя из количества переданной информации. Не буду утруждать читателя расчетами, скажу только, что для аналогичных исходных данных расходы составят около 545 и 542 рублей соответственно. Справедливости ради надо отметить, что SMS-канал передачи данных существенно устойчив к помехам и более надежен, чем GPRS-канал, и имеет большую территорию обслуживания. Поэтому системы с GPRS-каналом стоит использовать для мониторинга в городах и на территориях, где есть уверенный доступ к данной услуге. В современных системах, как правило, используются оба канала передачи данных (SMS и GPRS).
В случае WEB-систем определяющий вес в сумме регулярных платежей имеет стоимость абонентской платы за предоставляемую услугу. Как правило, стоимость услуги не превышает $30 на один борт в месяц.
Если задействуются спутниковые каналы связи для передачи данных, расчет затрат производится по аналогии с вариантом сотовых систем. При этом необходимо сделать поправку на стоимость одной SMS или одного информационного пакета, установленную оператором спутниковой связи.