Интернет-катализатор работы транспортных предприятий
В настоящее время особую остроту приобрел вопрос оперативного и эффективного управления транспортом. Это положение актуально в отношении предприятий, занимающихся немаршрутными перевозками пассажиров и грузов (пассажирские и грузовые такси, доставка товаров по заказам, курьерские службы, доставка почты и др.), прибыль которых непосредственно связана с объемом перевозок, оперативностью доставки и качеством выполнения заказа. Существенную роль в деле повышения эффективности использования транспорта на этих предприятиях, а следовательно, в повышении их конкурентных возможностей может сыграть внедрение современных технологий, включая Интернет.
Интернет-технологии настолько прочно вошли в наш обиход, что сегодня довольно трудно себе представить, как могли люди раньше обходиться без них. Это не только неиссякаемый источник всевозможной информации, но и мощный инструмент активизации бизнес-процессов в различных сферах деятельности человека. Внедрение современных технологий в процессы управления транспортом позволяют достичь новых уровней эффективности его использования.
Используя «всемирную паутину», можно постоянно отслеживать транспортные средства в реальном времени, принимать оперативные решения по изменению маршрутов движения автомобилей, планировать и отслеживать выполнение расписаний и путевых заданий, контролировать состояние грузов и агрегатов автомобиля. Быстро реагировать на изменение ситуации на дорогах (возникновение пробок, ведение дорожных работ и др.).
Передовые предприятия уже внедрили подобные системы и успешно используют их в повседневной практике.
Чтобы понять, как устроены эти системы, и как их можно использовать на предприятии, рассмотрим их устройство и принцип работы.
Бортовое оборудование, устанавливаемое на автомобиле, представляет собой многофункциональный прибор, совмещающий:
– навигационный приемник, предназначенный для измерения текущих координат автомобиля, его скорости и направления движения. Все приведенные параметры определяются путем обработки сигналов, поступающих с космических навигационных спутников, входящих в состав американской космической системы GPS или аналогичной российской системы ГЛОНАСС;
– датчики, контролирующие состояние груза и агрегатов автомобиля;
– GSM/GPRS модем, осуществляющий передачу навигационных данных и телеметрической информации о состоянии датчиков, а также сигналов тревоги по каналу GPRS на сервер оператора;
– гарнитуру для осуществления двусторонней связи водителя и диспетчера;
– бортовой контроллер или даже компьютер с установленным программным обеспечением, управляющий работой всего оборудования.
В отдельных случаях в состав бортового оборудования может входить монитор – для отображения местоположения и маршрута движения автомобиля на карте и другой служебной информации в помощь водителю.
Алгоритм функционирования системы удаленного контроля во многом определяется спецификой эксплуатирующего ее предприятия, решаемыми задачами, типом и составом используемого бортового оборудования.
Вот один из множества возможных алгоритмов работы.
Информация о местоположении и других параметрах движения транспортной единицы (ТЕ) (скорость, направление движения), данные о состоянии бортовых датчиков (уровень топлива, индикация работы двигателя, индикация занятости автомобиля «свободен/занят», индикация выполнения заказа «выполнен/невыполнен» и др.) периодически, с заданным интервалом или по запросу передаются на сервер организации – оператора услуги. Данные передаются по каналам сотовой связи в режиме GPRS. Если по какой-либо причине услуга GPRS не поддерживается оператором в районе, где находится автомобиль, бортовой комплекс автоматически переходит в режим передачи посредством SMS. При этом может увеличиваться период передачи данных для снижения затрат на оплату связи. Если автомобиль попадает в зону, где сотовая связь отсутствует, данные записываются на встроенную внутреннюю память. При входе в зону обслуживания накопленные данные передаются на сервер. Поступающая с автомобилей информация обрабатывается на сервере и сохраняется в базе данных.
Руководитель предприятия или диспетчер может из любой точки мира, где есть выход в Интернет, зайти на сайт оператора (например, www.i-track.ru) под выделенным паролем и наблюдать по электронной карте за перемещением своих машин в реальном времени. Кроме того, можно воспользоваться накопленными в базе данными и проанализировать рейсы, совершенные любым из автомобилей за интересующий период времени и получить отчет за прошедший период, в котором будут отражены данные, характеризующие движение выбранных транспортных единиц: пробег; максимальная, средняя скорость; время простоя и другие интересующие параметры.
Оператор может задать для каждого автомобиля расписание и маршрут движения, тогда система будет в автоматическом режиме следить за их исполнением и сигнализировать о любых отклонениях. При этом уведомление об отклонении может выдаваться по различным каналам: по Интернету – на заданный компьютер или в виде SMS – на заданный телефон.
Оператор может оперативно корректировать работу транспорта путем выдачи указаний на соответствующие ТЕ. Для выработки и принятия эффективных логистических и управленческих решений в системе реализуются всевозможные сервисные функции, к числу которых относятся:
– поиск всех ТЕ, находящихся в текущий момент времени в заданном районе;
– поиск автомобиля с заданным статусом (например, «свободен»), находящегося ближе всех к указанному адресу;
– прокладка оптимального маршрута до указанного адреса и сообщение его на борт ТЕ;
– автоматическая сигнализация о прохождении ТЕ контрольных точек о входе (выходе) в контрольную зону;
– автоматическое уведомление водителя о поступившем заказе, об изменении расписания или маршрута движения и другие полезные функции, позволяющие повысить эффективность управления транспортом.
Следует отметить, что такая система может быть полезна не только автопредприятиям, но и предприятиям, в состав которых входят курьерские службы, службы доставки. При этом абонентское оборудование можно устанавливать не на автомобиль, а выдавать курьеру для контроля его работы. Прибор для индивидуального использования мало отличается от автомобильного комплекта по функциональным возможностям, но выполняется в корпусе, напоминающем корпус сотового телефона с небольшими габаритами и весом. Оператор не только может наблюдать перемещение курьера, но имеет возможность с ним связаться, скорректировать задание или принять сообщение.
Внедрение системы позволит существенно повысить эффективность работы предприятия за счет:
– возможности непрерывного контроля работы предприятия из любой точки мира, где есть Интернет;
– снижения расхода топлива;
– уменьшения времени на выполнение заказа;
– оптимизации работы транспорта (курьерского корпуса);
– увеличения кругорейсов;
– повышения уровня дисциплинированности водительского и курьерского состава;
– повышения качества обслуживания и увеличения клиентской
базы и др.
К недостаткам следует отнести необходимость абонентской платы за использование системы. Однако ежемесячные расходы 10–20 у.е. на одно транспортное средство при грамотной эксплуатации системы не намного снизят дополнительную прибыль, ею приносимую.