Hi-tech для российского автотранспорта
Этот грузовик с первого взгляда – самый обыкновенный, каких тысячами делают каждый год на заводе в Набережных Челнах. Грязный, с пахнущим горячей соляркой и маслом двигателем после очередного этапа испытаний на полигоне. Только несколько человек во всей стране знают, что в нём впервые в единый комплекс сведены новейшие достижения оте-чественной электроники. Им Россия делает заявку на вхождение в престижнейший клуб стран, использующих hi-tech в конструкции и эксплуатации грузового и пассажирского автотранспорта.
А теперь об автомобиле и о причинах его создания подробнее. Мы живем в век, когда просто надёжности для автомобиля уже мало. Насыщение транспортных средств разным оборудованием: АБС, ESP, бортовыми компьютерами, тахографами, системами автоматического определения местоположения, климат-контролем и прочим – становится абсолютно необходимым и, более того, обязательным для успешной конкуренции на рынке.
А вот с этим у нас в стране пока не очень. То, что предлагают производители комплектующих, особенно если это разработки отечественных автомобильных КБ, а не лицензионное производство, вряд ли можно назвать отвечающим современным требованиям. Да ещё к тому же извечные и непреодолимые проблемы с качеством и надежностью. По оценкам разных экспертов, наше отставание от уровня передовых стран составляет 10–15 лет, и этот разрыв до последнего времени увеличивался. Не выдерживают критики отечественные разработки и по ресурсным показателям – надёжности и безотказности. И в этом мы пока сильно уступаем мировым лидерам. Но ситуация уже сейчас начинает меняться к лучшему.
Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» удалось согласовать с НАМИ, МАЗом, КАМАЗом, Автозаводом «Урал», ОАО «Автодизель» и ОАО «НКБ ВС» «Концепцию создания и развития интегрированных комплексов бортового электронного оборудования для автотранспортных средств нового поколения». Речь идёт о создании принципиально нового, отвечающего всем современным требованиям и даже в чем-то превосходящего их бортового оборудования современных грузовиков производства России и Белоруссии.
Реализовываться эта концепция будет в четыре этапа. Сначала в автомобиле разноцветные жгуты медных проводов будут заменены на мультиплексные CAN-, LIN-, IDB-1394 каналы, обеспечивающие взаимодействие подсистем управления движением, диагностики электронных систем управления движением, а также взаимодействие центрального бортового компьютера со всеми системами автомобиля. При этом, по словам заместителя генерального директора НАМИ Анатолия Эйдинова, совершенно изменится общий вид электронной «начинки» грузовиков. Если сейчас на МАЗе жгут проводов в кабине по толщине достигает 150–190 мм, то новая система позволит обойтись тонкой лентой, вокруг которой будут интегрированы АБС, блоки управления двигателем, тахографа и других систем. Появится на автомобиле и маршрутный компьютер. Реализация всех этих мероприятий обойдется примерно в $200, но при этом существенно снизятся затраты на техобслуживание и ремонт машин.
В настоящий момент завершаются опытно-конструкторские работы по доработке цифрового тахографа силами УП СКБ «Камертон» (Республика Беларусь). Вся необходимая для серийного производства рабочая и конструкторская документация передана в Смоленск в ОАО «Измеритель». Всего в 2004 г. запланировано изготовить 2–3 тыс. тахографов. Они будут устанавливаться на автомобили КамАЗ, «Урал», МАЗ. Завершаются работы по электронному спидометру. Опытные образцы уже переданы на заводы для проведения испытаний. Планируется, что серийное производство этих изделий будет развернуто на ОАО «Электроприбор» (Воронеж).
На втором этапе начнется установка локальных контроллеров для диагностики электрооборудования в режиме реального времени. При этом повысится его пожаробезопасность и надёжность. В результате затраты на техобслуживание и ремонт «электроначинки» машин станут ниже. Дешевле станет и производство, и модифицирование автомобилей.
На третьем этапе реализации концепции начнётся установка на грузовики компьютера телематического уровня ЦБК-Т, решающего задачи интеграции машины в интеллектуальные транспортные системы, а также навигации и картографии. Он позволит оптимизировать перевозки и повысить среднюю скорость транспортировки за счёт улучшения ситуационной осведомлённости водителя благодаря глобальным навигационным системам. Как отметил генеральный директор ЦК МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» Валерий Киселевич, разработчики с самого начала ориентируются на российскую систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, развертывание которой в настоящее время успешно завершается. Стоимость оборудования добавит к предыдущим этапам ещё примерно $1 500.
Первый этап опытно-конструкторских работ над автомобильным информационно-связным комплексом и системой сопровождения международных и междугородных перевозок по транспортным коридорам успешно завершен. Работа выполняется УП СКБ «Камертон» (Минск) совместно с Российским институтом радионавигации и времени (Санкт-Петербург). Создаваемые образцы обеспечат возможность приема/передачи голосовой, навигационной и телеметрической информации по каналам сотовой связи стандартов GSM или УКВ, используемых в диспетчеризации. В НКБ ВС (Таганрог) разрабатывается центральный бортовой компьютер и многофункциональный видеомонитор, которые станут управляющим ядром комплекса электронного оборудования автомобиля.
Именно эта система в макетном варианте и установлена на «нашем» самосвале КамАЗ. Идут предварительные испытания. Их завершение ожидается в ближайшие годы, как раз к тому времени, когда отечественный автопром будет готов к «интеллектуализации» работяг-грузовиков и автобусов.
Четвертый этап предполагает прокладку в автомобиле мультимедийного канала для автоматического предупреждения и предотвращения столкновений, улучшения управляемости в сложных погодных условиях, а также позволит автоматически поддерживать рядность и дистанцию движения. Для аэрокосмической отрасли создание таких систем – не проблема. Важно удержать их стоимость в приемлемых рамках, и потому уделяется особое внимание ценовым лимитам. Определено, что полное оборудование автомобиля всей необходимой электроникой, обеспечивающей оптимальные режимы работы двигателя и трансмиссии, а также полную сохранность груза в пути, и создающей оптимальные условия работы водителя, не может на сегодняшний день превышать $2 500.
Чтобы оценить масштабы и реальность намеченной работы, можно посмотреть на ситуацию с российскими разработками антиблокировочных систем. Предприятия концерна разработали разные модификации АБС для КамАЗов, «Уралов», ГАЗов, ПАЗов и ЛиАЗов, ЛАЗов и ЗИЛов. В производстве АБС принимают участие НП РУП «Экран» (Бобруйск, Республика Беларусь), а также предприятия ОАО «Радиоприбор» (Казань), ОАО «Электроприбор» (Тамбов) и ОАО «Автоэлектроника» (Калуга), что позволит обеспечить всю российскую программу производства грузовиков и автобусов.
В 2004 г. запланирована поставка на российские автозаводы 24 400 комплектов АБС, при обязательной установке их количество вырастет до 93 800 комплектов. По некоторым прогнозам, объём продаж российской автомобильной электроники к 2008 г. вполне может достичь $400 млн.
Интересно решена проблема обеспечения надёжности разработок аэрокосмической корпорации. Поскольку за создание российской системы АБС взялись предприятия и конструкторские бюро авиастроения, то и спроектированы они с использованием авиационных ноу-хау. Например, установлена система самодиагностики блока управления, позволяющая выявлять на ранней стадии как отказы в элементах АБС, так и дефекты установки, ошибки в монтаже системы и многое другое.
В ближайшее время заводы-изготовители планируют завершить работы и по наи-более востребованной в автомобильном мире системе АБС/ПБС. В кооперации с Академией наук Беларуси начаты работы по созданию электропневмоприводов тормозов, позволяющих значительно повысить быстродействие тормозной системы и сократить тормозной путь. В стадии завершения находится и совместная разработка Ярославского «Автодизеля» и Государственного Рязанского приборного завода – микропроцессорная система управления дизельным двигателем (МПСУ), благодаря которой российские дизели смогут соответствовать требованиям Euro-3.