А жизнь проста! Когда есть кровать у грузовика
Долгое время кабина со спальным местом полагалась только большим магистральным грузовикам и тягачам. Однако на дальних трассах работает много машин малой и средней грузоподъемности. Для их водителей вечная проблема – где переночевать или просто отдохнуть. В Нижнем Новгороде ее умело решили.
Новинка: «Валдай» со «спальником» |
Кому приходилось ночевать в кабине грузовика, не надо объяснять, какое это «удовольствие». Отдыхать дальнобойщикам необходимо, а сеть придорожных гостиниц и мотелей в России развита слабо. Выход один – установить «спальник» в кабине.
Первыми такой проект для машин семейства ГАЗ-3307/3309 и «Газелей» запустили специалисты предприятия «Чайка-Сервис» из Нижнего Новгорода. А скоро нижегородцы стали делать «спальники» и для грузовиков «Валдай» и «Фермер».
Первый ГАЗ-3309 со спальным отсеком «Чайка-Сервис» демонстрировала на различных выставках года два назад. Это был концепт-кар-фургон, оформленный в стиле американских магистральных грузовиков (на «Чайке» так и зовут ту машину «американцем»). Грузовик представлял собой программу-максимум для тех, кто ценит не только удобство, но и стильный дизайн. Прямоугольный «короб», приделанный сзади к кабине, сделал ее похожей на уменьшенную копию кабины американского грузовика. Чтобы увеличить пространство внутри кабины и улучшить аэродинамику, над головой водителя и пассажира вместо серийной крыши установили обтекаемую надстройку («шляпу»). В такой кабине невысокий человек может стоять в полный рост!
В такой кабине можно стоять почти в полный рост |
Спальное отделение состоит из стального каркаса с ребрами жесткости. Оно обшито изнутри декоративным ДВП и дает максимум комфорта водителям и экспедиторам. Чтобы улучшить тепло- и шумоизоляцию кабины, используется пенопласт (у него хорошие физико-механические свойства).
В коробе «спальника» есть две полки, которые откидываются к задней стенке. Их длина (2150 мм) позволяет с комфортом улечься даже плотному человеку высокого роста. Откинув верхнюю, можно использовать нижнюю полку в качестве пассажирского сиденья. Под нижней полкой, как в пассажирском вагоне, расположен просторный вещевой ящик.
Короб «спальника», предназначенного для «газона», металлический. Каркас из труб прямоугольного сечения обшит стальным листом. Технология покраски панелей короба отличается от технологии окраски обычного автомобильного кузовного «железа». Она ближе к технологии окраски металлических изделий промышленного назначения. Стенки бокса выполнены из плакированного металла с термообработкой наружного слоя и покрыты порошковой термокраской. Это обеспечивает «спальнику» высокую коррозионную стойкость. Надстройка-«шляпа» выклеивается из стеклопластика.
Досье
«Газель» со «спальником» на два места |
Предприятие «Чайка-Сервис» заявило о себе в 1993 году как тюнинговая фирма. Она предлагала «Волги» с салоном представительского класса, офисы на колесах и жилые «кемперы», смонтированные в стандартном кузове вагонной «Газели» и «Соболя». В новом веке предприятие полностью перешло на производство грузовиков с удлиненной колесной базой и специализированных машин (кранов-гидроманипуляторов Amco-Veba; автоэвакуаторов, в т.ч. со сдвижной платформой; автофургонов; автогидроподъемников); устанавливает «спальники» на ГАЗ 3302, 33023, «Фермер», ГАЗ 3307/09, «Валдай»; изготовляет двухрядные пятиместные кабины на грузовые автомобили и продает стандартные автомобили семейства ГАЗ. В кабинах со спальными отсеками совмещен весь опыт предприятия по созданию специализированных автомобилей.
Иная конструкция «спальника» для «Газели» и «Валдая». Из стеклопластика выполнена не только «шляпа», но и панели боковых стенок. Этому спальному отсеку не страшна никакая коррозия. Конструкция кабины «Газели» позволяет при установке «спальника» отрезать заднюю стенку. Стык металлической части кабины и стеклопластиковых панелей спального отсека выполнен очень аккуратно. Чтобы улучшить аэродинамику и внешний дизайн, стеклопластиковые боковые стенки сделали гнутыми – наподобие стенок кабины «Газели», но «спальник» немного шире кабины. Внутри, как и в «спальнике» «газона», две полки, расположенные одна над другой. Размеры полок немного меньше, чем в ГАЗ-3309: длина нижней 2000 мм, а верхней – 1860 мм. Ширина нижней 600 мм, верхней – 560 мм. Расстояние от пола до потолка в кабине «Газели» со «шляпой» получилось 1600 мм.
Кстати
Правое кресло с подлокотниками – мечта владельца «Газели» |
Многие российские и зарубежные автозаводы давно поняли выгоду применения боксов-«спальников», а зарубежные производители уже не одно десятилетие выпускают седельные тягачи, где полностью учтены требования дальнобойщиков по комфорту и безопасности. Некоторые российские автозаводы стремятся перенять зарубежный опыт, но пока серьезно отстают по целому ряду показателей. Похожие отечественные разработки не дотягивают до иностранных. Но «Чайка-Сервис» продвинулась намного дальше, найдя свое оригинальное решение проблемы.
Теперь самое интересное... По сути, длинная кабина должна «отнять» часть площади у грузовой платформы. Но конструкторам удалось этого избежать, удлинив раму автомобиля! При таком решении возможно увеличение площади грузовой платформы и установка борта стандартных размеров и фургонов, в том числе изотермических «Pozis» под холодильное оборудование. К слову, на «Чайке» накоплен большой опыт удлинения колесной базы и заднего свеса грузовиков. Удлиняют для монтажа различного оборудования: кранов-манипуляторов, эвакуаторов, автовышек, бурильно-крановых машин. Кабины со «спальниками» устанавливают на те шасси с удлиненной базой, которые применяют на специализированных модификациях грузовиков. В результате у машины со спальным местом остается бортовая платформа или кузов-фургон стандартной длины. Грузовики семейства ГАЗ-3307/3309 удлиняют на 800 мм, а «Газель» – на 600 мм.
Приглашаем
Посмотреть на «спальники» можно будет на знаменитой выставке MIMS-2005 «Мотор-Шоу», экспозиция: «РусПромАвто. Русские машины».
Выставка пройдет 24–28 августа в Москве в «Экспоцентре» на Красной Пресне, а также на выставке «МСТ-2005», которая состоится в Москве 13–16 сентября в выставочном комплексе «Крокус-ЭКСПО» (пересечение МКАД – внешняя сторона, 66 км – и Волоколамского шоссе).