<<< Назад

Экономика контроля, или контроль экономики

Флит-менеджеры любят и умеют считать. А хорошие флит-менеджеры из своих подсчетов умеют делать правильные выводы. Правильные выводы – это такие выводы, которые позволяют повысить эффективность работы – снизить затраты, сэкономить ресурсы, сделать работу более комфортной. В основе всех подсчетов и выводов лежит статистика, то есть некий объем данных, достаточный для того, чтобы перевести количество в качество. Обычно такие данные – строгая коммерческая тайна, но бывают и исключения. Компания "М2М телематика" из своей статистики секрета не делает, ибо она убедительнее любой рекламы работает на имидж компании и бизнеса в целом. О том, насколько могут быть экономически оправданны системы мониторинга коммерческого транспорта, мы сегодня и поговорим.

Сделаем важную оговорку: нижеизложенное имеет нарочито универсальный характер, без привязки к специфике деятельности флит-парка. Это, так сказать, общие наблюдения, некое усреднение опыта статистического анализа работы систем мониторинга. Разумеется, к разным по численности и профессиональной ориентации паркам автомобилей они применимы в разной степени. Но такие наблюдения есть в активе практически любого грамотного флит-менеджера, пусть даже он отвечает только за техническое состояние вверенного ему парка, не касаясь логистики. Управление грузопотоками – это немного иная профессия, оторванная зачастую от прямого общения с водителями. Соответственно у транспортного менеджера на экране монитора одна картинка (расход топлива, время работы, износ, ТО), а у управляющего логистикой – другая (сроки и графики поставок, цены, пошлины...). В то время как соотнесение данных из двух этих баз, умноженное на текущий контроль за транспортом, способно поднять бизнес на новую высоту. Но об этом ниже, пока же вернемся к экономике.

Первая и самая очевидная выгода – снижение расхода топлива. Мониторинг с отображением местоположения автомобиля в реальном времени делает работу водителя такой, какой она и должна быть. То есть с движением строго по пунктам назначения, без ненужных отклонений. Контроль – это сокращение или даже полное исключение "левых" рейсов, которые, в зависимости от специфики транспортного средства, могут составлять до 60–70% всего рабочего времени водителя (в среднем – 25%, но это тоже очень много)! Эксперты "М2М телематики" утверждают, что инсталляция системы мониторинга приводит к снижению затрат на топливо в среднем на 15%. Такова цифра среднестатистического снижения расходов на топливо по отзывам клиентов компании. Теперь считаем: для парка из 10 автомобилей со среднемесячным пробегом каждого 4000 км расход топлива (при норме 15 л/ 100 км) составляет 6,0 тыс. л, что при цене "солярки" 18 руб. за литр дает 108 тыс. руб. в месяц. Следовательно, экономия за этот месяц составит более 16 тыс. руб. Причем за основу расчета взят минимальный процент повышения водительской дисциплины, и в некоторых случаях экономия может достигать и 50%. Понятно, что "недремлющее око" нравится не всем, и тут приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы поддерживать систему мониторинга в рабочем состоянии. Это важно, на это делается упор: консервная банка на GPS-антенне или как бы случайное повреждение антенного кабеля делают бесполезными все затраты на мониторинг. Особенно остро проблема "творческой самостоятельности" стоит у водителей специальных машин – мусоровозов, строительной техники. Здесь поддержание системы слежения в рабочем состоянии способно сотворить маленькое экономическое чудо. Оно будет заключаться не столько в экономии топлива (которое и жгут в "левых" рейсах, и банально воруют), сколько в оптимизации рабочего времени каждого ТС и соответствующем увеличении его КПД.

Здесь мы подошли ко второму пункту – повышению "оборачиваемости" транспортных средств за счет сокращения простоев и отклонений от маршрута. Если принять увеличение "оборачиваемости" за 20% (скромное допущение, может быть и больше), то для парка из 10 малотоннажных машин дополнительная прибыль составит от 24 до 32 тыс. руб. в месяц.

Суммируем: для тех же потенциальных десяти автомобилей месячная экономия составит 40–48 тыс. руб., при начальных затратах на установку систем мониторинга, равных 218 тыс. рублей и ежемесячном обслуживании 9000 руб. Теперь каждый волен экстраполировать эти данные в свой бизнес и подсчитать срок окупаемости телематики. И экономию, которую возможно получить после того, как система себя окупит. Для приведенных условий срок окупаемости составит 7–9 месяцев.

Но это лишь самые очевидные выкладки, не привязанные, как говорилось выше, к специфике бизнеса. А она, эта специфика, может подбросить немало интересных тем для размышлений. Приведем список всех параметров, на которые может положительно повлиять система мониторинга:

– за счет непрерывного контроля движения снижаются потери рабочего времени и повышается оборачиваемость;

– отображение местоположения автомобиля в реальном времени существенно снижает расходы на сотовую связь;

– накопление статистической информации о маршрутах и режимах движения позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы;

– постоянный контроль повышает дисциплину водителей и снижает показатели аварийности;

– контроль фактических пробегов и расхода топлива снижает эксплуатационные расходы;

– знание реального местоположения автотранспорта позволяет оперативно управлять им.

Отметим, что затраты на инсталляцию систем снижаются с увеличением количества автомобилей на предприятии. Следовательно, чем шире парк, тем меньше начальные инвестиции в пересчете на одно ТС и сроки окупаемости падают. Не так, чтобы лавинообразно, но весьма ощутимо: разница в стоимости установки одного комплекта может достигать 30%. Ну и, конечно, нужно, чтобы система реально работала. Работоспособность, в свою очередь, обеспечивается двумя факторами: поддержкой функционирования аппаратуры непосредственно автовладельцем и качеством технической поддержки со стороны оператора. Оператор не только предлагает некое программно-аппаратное обеспечение, но и оперативно помогает решить вопросы, связанные с функционированием системы. Для этого у оператора существует диспетчерский центр, специалисты которого компетентны решать любые технические проблемы. В том числе и по разбору "технической самодеятельности" отдельных водителей.

Слово маркетологу-аналитику компании "М2М телематика":

"Программ мониторинга транспортных средств на рынке представлено множество. И потенциальному покупателю приходится делать нелегкий выбор между разными решениями с учетом их функциональности, своих требований к аппаратно-программному комплексу и ценой решения.

После анализа различных систем мониторинга, а также общения с представителями транспортных компаний, использующих системы мониторинга транспорта от разных компаний, я пришел к трем выводам, на мой взгляд, самым важным с точки зрения пользователя таких систем, а именно:

1. Интерфейс программного обеспечения должен быть предельно прост и интуитивно понятен пользователю.

Поскольку, чем он проще, тем ниже требования к диспетчерам (операторам) и выше практическая отдача для владельца от эксплуатации системы мониторинга.

То есть при выборе системы покупатель должен смотреть не только на функциональные возможности предлагаемого решения, но и на то, насколько удобно и просто использовать их на практике (например, оценить для себя, каковы трудозатраты при выполнении той или иной операции и насколько это решение приемлемо для его компании).

2. Каким образом и насколько качественно продавец системы осуществляет гарантийную и постгарантийную техническую поддержку системы, приобретаемой у него.

Когда у компании-продавца в службе техподдержки 1–2 человека, на практике покупатель может ожидать получить от нее только консультацию по телефону (да и то, если в этой службе есть отдельный номер). Все остальные проблемы по поддержке системы в рабочем состоянии владелец системы (на практике) решает сам. А если компания, подобно нашей, имеет разветвленную сеть центров технической поддержки по всей стране, то у клиента нет этих проблем или они не являются столь острыми.

3. Каким образом система позволяет облегчить (автоматизировать) анализ работы транспортных средств и выявить нарушения плановых заданий.

При небольшом количестве ТС несложно это делать "вручную" – просматривать данные и сравнивать с эталоном. Тогда будет реальный контроль. И водитель будет знать, что его контролируют. А если в компании 30–50 машин? Проверка и анализ выполнения транспортных заданий делается только выборочно и редко. А это снижает эффективность системы мониторинга и приводит к увеличению сроков ее окупаемости.

Сейчас программ мониторинга транспорта, позволяющих проводить автоматический анализ выполненных рейсов, что особенно актуально для транспортных компаний с большим парком ТС, на рынке нет. Точнее, они есть, но чтобы диспетчеру воспользоваться автоматизированным анализом, ему нужно предварительно потратить много времени. В результате такая возможность есть, но ее, как показывает практика, не используют из-за больших трудозатрат.

Это подтвердили и наши клиенты.

Кстати, для некоторых из них самым важным оказалось выполнение графика поставок, а не экономия топлива – это их имидж, их реноме. И установив нашу систему мониторинга, в которой предусмотрен автоматический контроль нарушения временного графика выполнения заданий, они увеличили количество выполняемых заказов и валовую выручку. Поднимается уважение – поднимаются и их расценки за доставку".

Комментировать ... >>
он
(15.05.10)
Чушь. машина железо, железо не экономит. В мире все 50 на 50. Зарплата+халтура=работа. Убрал халтуру - добавь зарплату, иначе уйдут водилы. Возьмешь новых - потеряешь машины. Проверено. Экономят приписки. Пишет не водила, пишет клиент, пишет - значит заинтересован. Пропадет интерес - пропадет клиент (соответственно доход).
Loading...