«Черный ящик» и навигация в вопросах и ответах
Прошло уже довольно много времени с тех пор, когда вышла наша первая публикация о применении навигационнно-информационных технологий на автомобильном транспорте, и в частности о «черных ящиках». Многое, наверное, подзабылось, поэтому хочется обобщить и систематизировать информацию, опубликованную за прошедший период, а для читателей, которые впервые погружаются в данную тему, дать сжатую информацию по интересующему вопросу. Материал можно представить в виде ответов на часто задаваемые вопросы в связи с предыдущими публикациями.
Что же представляет собой «черный ящик»?
Это устройство, размещаемое на борту автомобиля, предназначенное для выполнения фискальных функций. Другими словами – устройство, записывающее на модуль памяти информацию о движении автомобиля, состоянии его агрегатов и перевозимого груза. При этом информация о местонахождении автомобиля, параметрах его движения (скорость, направление, текущее время) формируется на основе сигналов навигационной системы GPS, принимаемых «черным ящиком» непосредственно из космоса. Другая телеметрическая информация о состоянии агрегатов автомобиля и перевозимого груза поступает от внешних датчиков на специальные входы «черного ящика». Все это постоянно, с заданным периодом записывается на встроенный модуль памяти в специальном формате. Внешне, как правило, он и выглядит как ящик черного цвета в металлическом или другом ударопрочном корпусе.
Как устанавливается «черный ящик»? Проще простого. Корпус привинчивается на два или четыре самореза в необходимом месте (лучше в кабине), антенна прикручивается к разъему на корпусе и выводится наружу, туда, где обеспечивается наилучший обзор небесной сферы. Как правило, это крыша кабины. Кабель питания подсоединяется к бортовой сети автомобиля. Рабочее напряжение – от 9 до 28 В. Остается вставить съемный модуль памяти – и прибор к работе готов. Об этом просигнализирует индикатор на внешней панели прибора. Проведение всей последовательности операций под силу специалистам предприятия, пожелавшего внедрить новейшие технологии на своем транспорте.
Как устанавливается программное обеспечение? Еще проще. В комплекте поставляется диск с дистрибутивом программы. Надо только вставить диск в компьютер и внимательно следовать указаниям программы-установщика. Для инсталляции программы нужен опыт в объеме детских компьютерных игр.
Каким образом скачивается информация с «черного ящика?» Есть несколько вариантов. Первый: компьютер подключается непосредственно к ящику. В этом случае либо ящик переносится к компьютеру, либо компьютер подгоняется к каждому ящику. Вариант надежный, но, согласитесь, недостаточно удобный. Второй: дистанционное считывание информации по ближнему радиоканалу. Этот способ представляется наиболее удобным (в том случае, если пропускная способность и дальность действия радиоканала будут справляться с поставленной задачей в рамках конкретного предприятия), но наименее надежным из-за легкой возможности противодействия по этому радиоканалу. При этом трудно подтвердить документально факт передачи информации от водителя диспетчеру, что дает возможность недобросовестных манипуляций этим недостатком. И наконец, третий – нечто среднее между первым и вторым: использование съемных носителей памяти. Информация пишется на флэш-карту, которая после прибытия из рейса легко извлекается из прибора и передается диспетчеру для дальнейшей обработки, а на ее место вставляется чистая карта. Времени это практически не занимает. Флэш-карта уже может рассматриваться как физический документ – отчет о проделанном рейсе. Решение о том, какой из приведенных вариантов предпочесть, необходимо принимать после изучения специфики работы предприятия и стоимости оборудования, реализующего тот или иной способ передачи информации.
Какие функции выполняет программное обеспечение? В самом простом случае – это простое отображение пройденного трека на электронной карте и подготовка простого отчета о продолжительности рейса и пробеге транспортного средства. Для большинства предприятий этого, конечно, недостаточно. Серьезное программное обеспечение должно выполнять гораздо более серьезные функции. Вот основные из них:
1) фильтрация полученной из черного ящика информации на предмет недостоверных или сбойных данных;
2) автоматическая (полуавтоматическая и ручная) разбивка всего массива накопленных в течение длительного времени (нескольких дней, недели и даже месяца) данных на осмысленные блоки (рейсы) по одному или нескольким критериям;
3) сохранение обработанной информации в базе данных, позволяющей впоследствии отбирать, сортировать, обрабатывать и фильтровать исходные данные для получения обобщенных производственных отчетов по любому критерию (по дате, водителю, транспортному средству и др.);
4) отображение путевой информации на электронной карте местности с возможностью изменения масштаба, смещения карты, «проигрывания» перемещений автомобиля за выбранный период времени;
5) создание расписаний и маршрутов движения транспортных средств и контроль их соблюдения;
6) автоматический расчет событий: время стоянки, пробег, время в пути, превышение скорости, экстренное торможение и ускорение и др.;
7) создание отчетных форм по требованиям заказчика и выгрузка их для редактирования и печати.
Нельзя, конечно, охватить все возможные функции программного обеспечения, но эти основные должны присутствовать.
Существуют ли отличия в программном обеспечении, поставляемом для предприятий с разной спецификой деятельности? Да, обычно фирмы, долго работающие на рынке навигационно-информационных систем, накапливают определенный опыт в результате общения с представителями предприятий разного профиля и реализуют полученные знания в виде дополнительных опций к базовой версии программного обеспечения, позволяющих максимально учесть специфику их работы. В предыдущих публикациях мы рассматривали примеры такой адаптации для предприятий, занимающихся маршрутными и немаршрутными перевозками грузов; перевозками карьерного типа; для предприятий, занимающихся вывозом мусора и агротехнических предприятий, осуществляющих уборку и перевозку урожая. Для каждого из перечисленных типов предприятий в программном обеспечении предусмотрены отдельные возможности по решению технологических задач и реализованы специфические производственные отчеты по выполненным рейсам.
Какой ожидаемый экономический эффект и срок окупаемости системы? Вопрос, пожалуй, самый животрепещущий и поэтому часто задаваемый, но на него нет однозначного ответа. Я бы ответил так. Все зависит от степени «запущенности» дел в вопросе контроля использования транспорта.
Внедрение навигационно-информационной системы на одном из предприятий позволило выявить приписки до 100 км на 500 км пробега, что составляет 20%. При этом приписки носили настолько массовый характер, что сначала руководство предприятия выразило сомнение в правильности работы системы. Но практические эксперименты и повторная проверка данных с «черных ящиков» подтвердили правильность показаний установленных приборов.
Надо быть готовым и к тому, что установка «черных ящиков» может привести к 10...20%-ной смене водительскъого персонала, не согласного с новыми условиями работы, но это не должно пугать руководство, потому что уходят худшие и слабые, которых не устраивает обстановка честных производственных отношений.
На другой чаше весов находится зримая прибыль предприятия, выраженная в следующих среднестатистических цифрах и качественных показателях:
– снижение расходов ГСМ на 10...30%;
– сокращение простоев и «холостых» пробегов – на 5...20%;
– увеличение количества кругорейсов на 5...20%;
– повышение доверия клиентов и увеличение количества заказов;
– обеспечение «прозрачности» работы водительского и технического персонала;
– улучшение производительности и условий работы диспетчеров за счет автоматизации рутинных операций;
– повышение безопасности движения транспортных средств предприятия за счет выявления водителей с рискованной манерой вождения.
При полноценном использовании подобной системы срок ее окупаемости может составлять несколько месяцев, при этом продолжительность этого периода будет в большой степени зависеть от настойчивости и целеустремленности руководства предприятия в вопросе внедрения новой технологии и преодолении сопротивления со стороны нерадивых водителей.