«Черный ящик» на «войне»
Минувший и наступивший годы ознаменовались всплеском интереса руководителей всех уровней (вплоть до Президента РФ) к теме спутниковой навигации и ее практическим приложениям. Приятно сознавать, что свою лепту в дело популяризации этой темы в автомобильной отрасли внес журнал «Грузовик Пресс». Данное обстоятельство воодушевило автора цикла статей по данной тематике продолжить рассказ о различных аспектах применения систем спутникового мониторинга на автомобильном транспорте.
Наш опыт внедрения подобных систем на предприятиях различного профиля (грузоперевозки, вывоз мусора и отходов производства, карьерные разработки, сельхозпредприятия и др.) показал, что элементы системы с вероятностью, близкой к 90%, подвергаются усиленному несанкционированному воздействию со стороны незаинтересованного персонала. Главным образом это нерадивые водители, но иногда свои «пять копеек» вносят диспетчеры и руководители нижнего и среднего уровня. Все зависит от сложившейся схемы получения и распределения незаконной прибыли.
Поэтому вопрос надежности, устойчивости функционирования, ремонтопригодности и диагностической доступности оборудования встает достаточно остро.
Многие руководители предприятий, конечно, предвидят такое развитие событий и отказываются от приобретения систем мониторинга и внедрения новых технологий, боясь остаться «один на один» с откровенным проявлением вандализма, продолжая нести убытки, реальные размеры которых иногда очень отличаются от предполагаемых. Зачастую реальная картина хищений, которая проявляется после внедрения системы, становится откровением для руководителей: «Знали, что воруют, но что столько!..»
Поэтому опасение столкнуться с противодействием системе не должно становиться основанием для отказа от ее внедрения. Необходимо призвать себе в союзники специалистов, имеющих богатый опыт в производстве, установке, обслуживании, диагностике и ремонте подобного оборудования. Как правило, такими специалистами располагают предприятия – производители оборудования и программного обеспечения.
Наша фирма, занимаясь разработкой, изготовлением и внедрением он-лайновых систем и систем типа «черный ящик», накопила довольно богатый опыт в вопросах «войны» с вандалами. Этим опытом и хотелось бы поделиться с заинтересованным читателем, чтобы по возможности развеять его сомнения и опасения.
Итак, с чего начинается «жизнь» системы на новом предприятии? Ответ практически однозначный – с войны. Иногда действия сторон приобретают непримиримый и бескомпромиссный характер – пленных не берут. Заинтересованный в «левом» заработке персонал начинает испытывать элементы системы (в основном бортовое оборудование) на прочность. И чем больше «левый» доход, тем непримиримее и настойчивее эти попытки.
В качестве примера можно рассмотреть нашу систему «Маркер», которая работает в режиме «черного ящика» и позволяет провести детальный анализ совершенных рейсов с отображением траектории движения и всех событий (остановки, превышения скорости, заправки, отклонения от маршрута, срабатывания датчиков и др.) на карте с получением подробного отчета по каждому автомобилю (водителю) за выбранный период времени.
Мы не будем подробно останавливаться на
таких «экзотических» приемах, как заливка внутрь воды, электролита, запихивание фольги и др. посторонних предметов, а рассмотрим наиболее распространенные и «профессиональные» приемы.
Первым побуждением «находчивого» персонала обычно становится воздействие на прибор по цепям питания, подав повышенное напряжение или, наоборот, спровоцировать обрыв цепи питания. Для противодействия повышенному напряжению в «черном ящике» были поставлены защитные элементы, предохраняющие прибор от воздействия любых мыслимых напряжений, которые могут возникнуть в цепи исправного или неисправного автомобиля. Чтобы прибор продолжал функционировать при пропадании питания, в состав «черного ящика» включен внутренний аккумулятор, позволяющий прибору работать автономно в течение 8–10 часов. Специальный алгоритм постоянно поддерживает резервный источник питания в заряженном состоянии и сохраняет в памяти время отключения внешнего питания.
Понятно, что наши «умельцы» могут воспользоваться и другими источниками напряжения для «выжигания» цепей прибора: розетка, катушка зажигания и т. п. В противовес этому можно ввести элементы защиты и от такого воздействия, но кто купит потом прибор, цена которого увеличится чуть ли не на порядок. В этом случае надо иметь в виду, что воздействие высоким напряжением не проходит бесследно и может быть достоверно диагностировано. Поэтому логичным противодействием «умельцам» является отнесение всех затрат по восстановлению приборов на счет персонала, допустившего такую «неосторожность» в обращении с техникой.
Другим объектом воздействия становятся навигационные антенны. Если на антенну надевается что-то типа кастрюли, то рассчитывать на получение достоверной информации о рейсе не приходится. В данной ситуации помогает детальная обработка послерейсовой информации и использование дополнительных датчиков (например, датчика работы двигателя). Зная, где и на какое время может пропасть сигнал со спутника по объективным обстоятельствам, и сравнивая эту информацию с той, что записана в приборе, можно с высокой степенью достоверности установить естественность возникновения подобной ситуации в ходе рейса. «Противоядие» – административное воздействие.
Более «продвинутые» борцы за содержимое своего кармана могут попытаться записать в память прибора ложную информацию. На этот случай предусмотрен специальный формат записи на стандартный носитель, используемый в «черном ящике». Он делает недоступной информацию для стандартных средств Windows. Более того, каждое изъятие съемного носителя из ящика фиксируется прибором.
Таким образом, многолетнее противостояние «щита и меча» привело к созданию простого и надежного прибора и гибкой системы диагностики неисправностей, позволяющих с высокой степенью достоверности установить характер несанкционированного воздействия на прибор, защитить его в штатных ситуациях и диагностировать в нештатных.
При этом подавляющая часть работ по диагностике может осуществляться в удаленном режиме на основании информации, снятой с ящика и высланной в адрес производителя. Для упрощения работы в программном обеспечении предусмотрены сервисные опции, позволяющие скачивать служебную информацию и готовить ее к отправке на экспертизу.
Реализованные методы защиты и диагностики не ограничиваются рассмотренными. Однако пусть это останется «сюрпризом» для любителей взлома.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что внедрение системы мониторинга на предприятии подразумевает привлечение определенного административного ресурса. Наш опыт показывает, что чем целеустремленнее и последовательнее действия администрации, тем короче и безболезненнее период приживания новых технологий, тем эффективнее мероприятия по внедрению системы. На начальном этапе необходимо поддерживать тесный контакт с производителем оборудования для быстрой и правильной диагностики несанкционированных воздействий. Поэтому при покупке системы желательно узнать о предоставляемой технической поддержке со стороны производителя и реализованных в системе мерах предотвращения (диагностирования) несанкционированных воздействий.