Новая чусовская рессора для КамАЗа: проверка на дорогах
За последние полтора года более тридцати тысяч КамАЗов, выпущенных с конвейера, были оснащены долговечными рессорами, производства Чусовского металлургического завода
Уже с сентября 2003 года новые КамАЗы модификаций 55111, 5322 стопроцентно комплектуется задними рессорами, изготовленными по уникальной технологии объемно-поверхностной закалки (ОПЗ). От классических рессор новые отличаются прежде всего своей долговечностью, «живучестью». Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что фантастическая долговечность новой рессоры, которая в три с лишним раза превышает показатель для обычной рессоры, полностью подтверждается эксплуатацией в нелегких условиях российских дорог.
Для производства таких рессор применяют специальные стали с пониженной прокаливаемостью (ПП стали). Закалка каждого листа осуществляется в закалочных штампах с очень высокими скоростями охлаждения. Не утомляя читателя металловедческими терминами, следует отметить, что смысл объемно-поверхностной закалки заключается в получении различных по прочности микроструктур на поверхности и в глубине листа. Оптимальное сочетание толщины прочнейшего поверхностного слоя и относительно «вязкой» сердцевины и обеспечивают рекордную по своим показателям усталостную прочность (долговечность) рессоры.
Следует отметить немаловажный фактор – себестоимость производства рессоры с ОПЗ ниже, чем у классического аналога, что дает возможность заводу продавать ее дешевле. Высокая технико-экономическая эффективность технологии ОПЗ, снижающая себестоимость рессоры, обусловлена рядом факторов. Во- первых, в стали пониженной прокаливаемости не содержится дорогих легирующих элементов. Это обстоятельство позволяет снизить себестоимость стали до 15% в сравнении с серийной маркой 50ХГФА. Исключается из передела такая трудоемкая операция упрочнения поверхности рессорных листов как метод дробенаклепа. Для закалки используется техническая вода вместо индустриального масла. Получить такую рессору на стандартном оборудовании невозможно, поэтому специалистами ЧМЗ и ООО «Техмаш» была разработана специальная закалочная линия. Разумеется, применение новой стали и технологии предъявляет самые жесткие требования ко всему металлургическому переделу, начиная от выплавки стали.
Рессоры с ОПЗ, предназначенные для камазовского конвейера обозначаются индексом «Э» (см. рис. вариант I), для продажи в запчасть – «Р» (вариант II, III). Чтобы новую рессору можно было устанавливать на «КАМАЗы» раннего выпуска, у рессор, предназначенных в запчасть, пакет выше. Для этого предусмотрены дополнительные вкладыши двух листов – коротышей или втулок.
Расширяется модельный ряд КамАЗов оснащаемых рессорами ОПЗ – на очереди КамаЗ – 4310. Разумеется, новые камазовские рессоры можно приобрести у дилеров Чусовского завода на вторичном рынке. И, пусть автолюбителей не смущают изящные формы новинки (вес рессоры снижен на 28%) – гарантийный пробег рессоры вырос в два раза, а это без малого 200 тысяч километров.