Бортовой навигатор. Проблема выбора
Тема навигации, подхваченная на различных административных уровнях, все больше будоражит умы наших граждан и руководящего состава предприятий, сколько-нибудь связанных с автомобильными перевозками. Все чаще обращают они внимание на рынок продукции, предназначенной для спутникового позиционирования. Но как сориентироваться в многообразии аппаратуры, выпускаемой отечественными и зарубежными производителями, и выбрать именно то, что требуется предприятию для решения производственных задач. Мы обсуждали в предыдущих публикациях вопрос выбора типа системы мониторинга (типа «черный ящик», слежения в реальном времени, с передачей данных по спутниковому каналу связи и др.).
Мы поговорим о выборе абонентского оборудования, устанавливаемого на автомобили, для работы в составе систем реального времени (on-line). Что собой представляют системы мониторинга реального времени (как наиболее распространенные и востребованные), мы достаточно подробно рассмотрели в прошлой публикации («ГП», № 5) на примере системы www.i-track.ru. Сегодня речь пойдет об оборудовании, которое можно установить на автомобиль, чтобы воспользоваться возможностями, предоставляемыми упомянутым сервисом.
Следует отметить, что в настоящее время в России, как, впрочем, и в других странах, отсутствуют единые требования (стандарты) на функциональные возможности, технические характеристики и протоколы обмена данными для аппаратуры мониторинга. Поэтому каждый разработчик и производитель оборудования мониторинга осуществляет выпуск той продукции, которую сам считает необходимой и полезной потенциальному потребителю. В результате на рынке оказалось множество приборов разных производителей с разнообразными функциональными возможностями, абсолютно различными протоколами обмена, техническими, эксплуатационными и стоимостными характеристиками.
Чтобы разобраться в этом, надо в общих чертах представить, какие группы оборудования уже существуют, и соотнести их с собственными потребностями.
Для осуществления классификации выделим сначала функциональные характеристики бортового оборудования, предназначенного для мониторинга подвижных объектов в реальном времени. Вот основные из них:
1 – определение местоположения;
2 – передача данных по каналу связи;
3 – накопление данных во внутренней памяти;
4 – подключение внешних датчиков и исполнительных устройств;
5 – осуществление двусторонней голосовой связи;
6 – передача формализованных сообщений;
7 – отображение текстовых сообщений для водителя;
8 – отображение собственного местоположения на электронной карте;
9 – прокладка маршрута движения.
Понятно, что чем больше функциональных возможностей, тем сложнее и дороже устройство.
Наиболее распространенное бюджетное бортовое оборудование, как правило, реализует первые 2–4 функции. Действительно, определение местоположения и передача координат и данных о состоянии датчиков – это вполне достаточный круг возможностей, нужных предприятию. Имея в распоряжении прибор с таким функционалом, подключенный к соответствующему сервису или программному обеспечению, можно узнать местоположение автомобиля и состояние груза в текущий момент, историю его перемещений за выбранный период времени, контролировать расход топлива, температуру, состояние зажигания и др. параметры, считываемые с внешних датчиков. Как правило, этих возможностей вполне достаточно для большинства предприятий. Внешне такие приборы обычно выглядят как ящики различных размеров с разъемами (кабелями) для подключения антенн и внешних датчиков.
Ко второй группе условно можно отнести оборудование, применение которого дополнительно подразумевает элементарные действия со стороны водителя – выдачу формализованных и голосовых сообщений (функции 5 и 6). Для выдачи формализованных сообщений могут использоваться кнопки на корпусе прибора либо выносная клавиатура, для голосовой связи – гарнитура (стандартная или специально изготавливаемая). Такое оборудование требуется в том случае, когда в ходе рейса необходимо получить обратную информацию от водителя, например, о приеме/сдаче груза, о прохождении процедур досмотра груза, о возникновении непредвиденных обстоятельств и т. п. В отличие от сотового телефона бортовое оборудование не может быть использовано для связи с произвольным абонентом. Связь осуществляется только с заранее установленными лицами (руководители, диспетчеры), таким образом, обеспечивается только целевое израсходование средств, оплачиваемых оператору связи.
В третью группу условно отнесено оборудование с минимальными средствами визуализации получаемой информации. Как правило, это подключаемый или встроенный монохромный текстовый ЖК экран, на котором отображаются команды, получаемые от диспетчера (руководителя) предприятия, сообщения, посылаемые водителем, и другая служебная информация. Такое оборудование распространено на пассажирском транспорте: автобусы, маршрутное и городское такси и т. п. Использование дополнительных возможностей позволяет передавать водителям необходимую информацию об изменении маршрутов и расписания движения, указывать новые пункты назначения и получать от водителей информацию о выполнении команд и изменении транспортной обстановки.
Последняя группа оборудования предполагает наличие мощного бортового компьютера, цветного монитора для отображения входящей и исходящей информации и текущего местоположения на электронной карте города (области) и множества дополнительных функций (автоматическая прокладка маршрута и сопровождение транспорта по маршруту; загрузка маршрутов движения с диспетчерского пункта; передача информации о состоянии, перемещении и доставке груза), реализованных под конкретное предприятие. Чтобы все это осуществить, потребуется устанавливать на борт автомобиля полновесный малогабаритный компьютер (типа КПК). Для отечественного рынка такое оборудование – пока дело будущего, поскольку требует не только значительных затрат, но и соответствующего изменения менталитета водительского и обслуживающего персонала. Хочется верить, это будущее не за горами.
И последняя группа приборов, стоящая несколько обособленно от всех приведенных выше, – это группа персональных трекеров. Сюда входят приборы, изначально предназначенные для индивидуального использования в автономном режиме (без постоянного подключения к бортовой сети питания). Как правило, перечень функциональных возможностей включает первые шесть пунктов в соответствии со списком, приведенным в начале статьи. Эти приборы привлекательны для предприятий, имеющих в штате курьеров, экспедиторов и другой персонал, перемещение которого необходимо контролировать.
Объем статьи не позволяет очень подробно рассказать о всех типах навигационно-связного оборудования, впрочем, в этом и нет особой необходимости. Полученной информации достаточно, чтобы получить минимальные сведения о функциональных возможностях навигационных блоков и самим (а лучше с помощью специалистов) сделать правильный выбор.