Чёрный ящик – чистая прибыль
«Вы получите то, что контролируете, а не то, на что рассчитываете». Джеффри Дж. Фокс
Это ли не мечта руководителя – знать, где и в какое время находится любой автомобиль, принадлежащий предприятию, с какой скоростью и в каком направлении движется, сколько километров проехал и сколько горючего истратил, – иметь эдакое «всевидящее око»? Современные спутниковые технологии позволяют такую сказку сделать былью. Для этого достаточно на борту каждого автомобиля установить небольшой прибор, принимающий сигналы тех самых навигационных спутников, а на диспетчерском пункте – соответствующую программу.
Одним из таких источников путевой информации «с колес» может служить бортовой самописец, или так называемый «черный ящик», установленный на борту автомобиля. Принцип работы этого «ящика» – использование спутниковой навигации для определения точных параметров движения автомобиля, на борту которого он установлен.
Обрабатывая сигналы, поступающие от навигационных спутников, «черный ящик» вычисляет и записывает в энергонезависимый модуль памяти весь пройденный путь в течение заданного отрезка времени. Запись может охватывать один или несколько рейсов за день, неделю и даже месяц с точностью до нескольких десятков метров и до секунды. При этом водитель не может повлиять на точность и объективность показаний этого неподкупного и неусыпного свидетеля дорожных «приключений».
По возвращении водителя из рейса диспетчер (или иное ответственное лицо) освобождает ящик от информации только одному ему доступным способом. Теперь информация перестает быть тайной, и на экране монитора на красочной карте города или области подробно «проявляется» полная картина движения в виде следа, оставленного автомобилем. Программное обеспечение позволяет нажатием нескольких клавиш узнать, когда, сколько и в каких местах водитель останавливался, где превышал скорость, по какому маршруту двигался, не «лихачил» ли, не «левачил» ли и многое другое, что раньше узнать было практически невозможно.
При желании можно даже посмотреть «мультик», в котором нарисованная машина в ускоренном темпе движется по экрану на фоне карты, с хронометрической точностью повторяя все маневры автомобиля.
Теперь не надо ждать конца месяца (квартала), чтобы, получив неутешительные итоги финансового отчета, бить «по хвостам». Нарушители могут быть немедленно призваны к порядку. Графики, расписания и маршруты движения могут корректироваться в соответствии с изменяющейся дорожной обстановкой.
Опыт внедрения систем типа «черный ящик» на различных автопредприятиях убедительно показал, что использование спутниковых навигационных технологий, воплощенных в «черных ящиках», – это один из действенных методов борьбы с многочисленными нарушениями на автотранспорте и удержания дорожной ситуации под контролем.
И необязательно использовать дорогие аналоги, позволяющие видеть перемещение транспортных средств в реальном времени. Эта аппаратура дорогая сама по себе и, кроме того, требует дополнительных постоянных эксплуатационных расходов за услуги сотовой связи, так как каждый запрос о местоположении автомобиля оплачивается. Если таких запросов в сутки сотни, а автомобилей десятки, нетрудно подсчитать, во сколько обойдется содержание такой системы. «Черные ящики» не требуют никаких дополнительных расходов. Заплатив единожды, предприятие становится полным хозяином системы, позволяющей взять под контроль использование подвижного состава.
И не важно, какой профиль предприятия: грузовые, пассажирские, городские, междугородные или международные перевозки, ведь для каждого из них «черный ящик» – это источник оперативной, достоверной и объективной информации об эффективности использования ресурсов предприятия. Перефразируя известные слова Черчилля, можно сказать, кто владеет информацией – тот владеет… предприятием. И пока руководитель не обладает полной информацией о работе водителей, об использовании транспортных средств, владельцем предприятия он может считаться лишь формально.
Неочевидным, но вполне обоснованным можно считать утверждение, что установка подобных систем благоприятным образом отражается на безопасности дорожного движения. На самом деле все просто.
Пристальное изучение полученной навигационной информации позволяет выявить водителей с рискованной манерой вождения, позволяющих себе резкие ускорения, экстренные торможения, превышения скорости, езду по тротуарам и другие «художества», совместимые разве только с правилами «Формулы-1», и принять предупредительные меры до того, как случится непоправимое.
Опыт внедрения систем контроля показал, что сам факт их установки на автомобили предприятия оказывает «неизгладимое» психологическое воздействие, а система окупается всего за несколько месяцев.