Прицениваемся к самосвалам
...Весна. Время активизации строительства и продаж строительной техники. Сегодня мы поговорим о том, что происходит на рынке самосвальной техники, и попробуем найти самые доступные по цене автомобили. Искать будем в Москве, Санкт-Петербурге и в городах, где расположено производство самосвалов.
Как дорожали КамАЗы
На этот раз – в сторону рекламные проспекты, прайс-листы официальных дилеров, сведения торговых центров. Будем искать данные о продаже техники, не выходя из офиса, в российском разделе Интернета. Картина здесь пестрая, как цветные стеклышки калейдоскопа. Без проводника легко заблудиться, с вашего позволения, эту роль я возьму на себя.
Первое, что может удивить и ввести в заблуждение человека непосвященного – цены, отставшие от жизни. На сайтах некоторых компаний данные по продаже техники не обновлялись с 2005 года! С одной стороны, интересно сравнить цены того периода с нынешними. Но и без анализа ясно, что стоимость самосвалов выросла. Причем дорожали и отечественные грузовики, и автомобили производства Белоруссии и Украины.
Самый востребованный на российском рынке самосвальный бренд – конечно же, КамАЗ. Техника этой марки дорожала темпами, опережающими официальный уровень инфляции. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2007 году уровень инфляции достиг 11,9%. Лишь немногие модели Камского автозавода удержались в указанных рамках. Например, четырехосный КамАЗ-6540-013-10, по моим наблюдениям, за год подорожал на 5% (+84,5 тыс. руб.). Чуть медленнее в процентном отношении поднималась цена на КамАЗ-6522-027: 4,3% (+104 тыс. руб.). Как видите, изменения в прайсе внушительные. За 12 месяцев на 8,6% вырос денежный эквивалент КамАЗ-6520-026-06 с трехсторонней разгрузкой: вместо прежних 2 123 тыс. руб. в феврале 2008-го он стоил 2 305 тыс. руб. (+182 тыс. руб.). Почти на 10% повысилась стоимость КамАЗ-6520-006 – с 2 032 тыс. руб. до 2 236 тыс. руб. На 204 тыс. руб. взлетела ценовая планка для КамАЗ-65115-017, это составило 13%. Вровень с инфляцией, в среднем по одному проценту в месяц, «тяжелел» в цене КамАЗ-6520-028-06: он набрал «лишних» 274 тыс. руб. – до 2 360 тыс. руб.
В процентной лихорадке продавцы переписывали ценники на ряд самосвалов из Набережных Челнов ежемесячно, обгоняя темпы инфляции. Скажем, КамАЗ-45142-010-15 с трехсторонней разгрузкой стал дороже на 12,4% (+185 тыс. руб.). На 15,3% (+208 тыс. руб.) повысилась стоимость КамАЗ-45143-013-15 с боковой разгрузкой. Внушительную сумму 270 тыс. руб. (+16,6%) приходится дополнительно выкладывать покупателям за КамАЗ-65111-012 с задней разгрузкой. Но были и лидеры роста. Например, полноприводный КамАЗ-45141-011-10 за календарный год подорожал на 299 тыс. руб. или на 21%! Ощутимее стала «кусаться» цена на КамАЗ-55111-015-15 (6х4): она выросла на 320 тыс. руб., или на 23,7%. И это не рекордсмены ажиотажного спроса.
В таких условиях отследить текущую динамику рыночной стоимости самосвалов сложно. Анализ интернетовских цен показывает, что разница на одну и ту же модель может составлять 60 тыс. руб. и больше. Правда, у продавцов есть масса уловок для привлечения внимания покупателей. Неспроста под таблицами с указанием стоимости машин нередко приводятся ссылки вроде такой: «Цены указаны при доставке техники под заказ. На технику, находящуюся на стоянке, цена может быть изменена». Проще говоря, указанные суммы не являются основанием для заключения сделки – они «справочные».
МАЗ и другие
Высокий спрос на белорусские самосвалы также вынуждает корректировать их рыночную стоимость в сторону увеличения. Кстати, разброс цен у конкурентов не так велик, как по отечественным автомобилям. Иногда он составляет 5–6 тыс., особенно если речь идет о машинах класса 4х2, например, МАЗ-5551 А2-325. А максимальную разницу на одну и ту же модель я обнаружил на примере МАЗ-5516 А5-371 (6х4) – она составила 130 тыс. руб. Любопытно, что если по российской технике предложений со стоянки в Набережных Челнах (КамАЗы), Челябинске («Уралы») немало, то по белорусской и украинской предложений о самовывозе из Минска и Кременчуга негусто.
Предложение МАЗов и КрАЗов зачастую виртуальное. На сайтах рекламируются автомобили, которых в наличии на российских стоянках нет. Поставки этой техники осуществляются через полтора-два месяца после размещения объявления. Скажем, в середине февраля публикуется анонс, что МАЗ-5516 А5-380 ожидается на стоянке в Москве 30 апреля. Говоря о стоянках в городах, где расположены заводы по выпуску самосвалов, следует иметь в виду, что стоимость техники там может существенно отличаться от предлагаемой в конкретном регионе. Разница порой существенна – десятки тысяч рублей. Но чаще всего за минусом расходов на перегон цены «дома» и «в гостях» теперь вполне сопоставимы.
Рассматривая цены на технику производителей, важно не просто заглядывать в графу «Розничная цена», но и обращать внимание на спецификацию. Один и тот же самосвал как, например, МАЗ-5516 А8-336 может иметь и двух-, и трехстороннюю разгрузку. В первом случае автомобиль окажется на 290 тыс. руб. дешевле. На цену влияет даже такая, казалось бы, мелочь, как тип установленного оборудования. Например, «Урал-583104» (6х4) с гидроцилиндром «НефАЗ» на 29 тыс. руб. дешевле, чем итальянской фирмы Binotto. А на модели «Урал-583106» «8х4» эта разница еще заметнее – 59 тыс. руб. Внимательность нужна и при сравнении индексов: всего одна цифра может свидетельствовать о существенной разнице в комплектации и цене. Пример: «Урал-63685-0010» на 90 тыс. руб. дороже «Урала» модели 63685-0110, поскольку его кабина оборудована двухместным «спальником».
В денежном эквиваленте скромнее других марок, пожалуй, ЗИЛ: эти машины дорожали чуть медленнее. И это при том, что ЗИЛ – один из немногих производителей самосвалов малой грузоподъемности. Разница цен конкурентов на одни и те же модели – от 15 до 70 тыс. руб. Самые выгодные предложения иногда поступают от частных лиц: нередко они привлекательнее конкурентных на 30–50 тыс. руб., но поди угадай, что там за продавец...
Аренда и б/у – не панацея
Практика показывает, что аренда – не панацея. Да, в каких-то случаях она спасает положение или временно решает проблему, но далеко не всегда. На начало весны текущего года аренда 25-тонного отечественного самосвала тянула на 1300–1500 руб. в час. Для сравнения: аренда импортного аналога – от 1600 руб. в час. В стоимость аренды включена заправка дизельным топливом. При заказе техники на длительный срок предусмотрены скидки. Безусловно, это позволяет экономить определенные денежные средства, но не нужно забывать, что аренда сопряжена с долей риска и отсутствием свободы выбора. А ведь потребность в переброске техники на другой объект может возникнуть совершенно внезапно, и что тогда?..
Предложений самосвалов с пробегом – пруд пруди. Но что-то не видно очередей из желающих их приобрести. Может, дело в цене? Шестилетний КамАЗ-55111 с пробегом 60 тыс. км предлагается за 24,2 тыс. у.е. А 15-летний КамАЗ-55111 с пробегом в полмиллиона километров предлагается за 14 тыс. у.е. Рядом размещено объявление о продаже такого же самосвала, но 1989 года (на 3 года старше) с подозрительно малым пробегом в 170 тыс. км по цене на 680 у.е. больше. Надо ли говорить, что при пробеге в 12,5 экваторов Земли из грузовика выжали все что можно. Насколько его хватит и не сломается ли он в первом же рейсе – кто же даст такие гарантии... Очевидно, в расчете на чудака публикуется объявление о продаже ЗИЛ-ММЗ-42021 доперестроечного 1983 года выпуска с пробегом 348 тыс. км за 7000 все тех же «у.е.». Неудивительно, что на сайте даже нет фото этого чуда техники...
В Интернете много объявлений о самосвалах без пробега, которым от роду уже 5–7 лет. Цены на технику 2002 г. в. такие: «Урал-55571-40» – 1 380 тыс. руб., КамАЗ-452801 «Автомастер» – 28 тыс. у.е. Где хранились эти автомобили столько лет и что это за странный вид инвестиций – сказать затрудняюсь. Но по возможности лучше не испытывать судьбу и покупать действительно новый автомобиль. Для тех, кто хочет сэкономить, продолжим поиск подержанных «строителей».
МАЗы с пробегом тоже ценятся недешево. Например, МАЗ-5551 (4х2) 1997 г. с пробегом 120 тыс. км продается за 21,8 тыс. у.е. Та же модель выпуска 1998 года с пробегом в 90 тыс. км предлагается за 10,2 тыс. у.е. Но вы поверите в то, что за 10 лет самосвал эксплуатировался всего по 9 тыс. км в год?! Вот и я не верю! А как вам МАЗ-5551 времен СССР (1991 г.в.), без пробега, за 6,5 тыс. у.е.?! Любопытно, в каком музее он хранился... Кстати, на том же сайте аналогичный самосвал, но с пробегом 250 тыс. км выставлен на торги уже за 16 тыс. у.е. Выходит, на рынке два дурака: один хочет подороже продать, другой... Впрочем, вы и сами знаете.
Экспресс-прогноз
...Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что если экономика его страны пострадает от замораживания 12 млрд. долларов усилиями Америки на международных счетах, он прекратит поставки сырой нефти в США. И дал понять, что поспособствует тому, чтобы цена черного золота подскочила до $200 за баррель. Казалось бы, при чем тут Венесуэла и нефть! А ни при чем, как и кризис ипотечного кредитования в Штатах. Только от этих «ни при чем» почему-то россиянам становится все труднее. Растут цены на продовольствие, на потребительские товары и услуги. В феврале, например, было объявлено, что в течение 2008 года стоимость недвижимости в Москве поднимется еще на 25–30%. Казалось бы, куда уж больше?! А впереди – повышение зарплат бюджетникам, посевная, да мало ли чего еще...
Самосвальная техника – не сырая нефть и не продукты питания, но и она будет дорожать. Вопрос в том, какими темпами. На взгляд финансовых аналитиков, рост цен будет сопоставим с темпами инфляции. Но внутренний голос подсказывает, что такой прогноз – в пользу бедных. Дефицит самосвальной техники приведет к тому, что она будет дорожать еще стремительнее.
Розничные цены на автосамосвалы российского и белорусского производства (цены на конец февраля 2008 г.)
Модель | Колесная формула | Вместимость кузова, м3 | Грузоподъемность, кг | Разгрузка | Цена с НДС, руб. |
КамАЗ | |||||
КамАЗ-6540-10 | 8х4 | 8,2 | 18500 | Назад | 1990000 |
КамАЗ-6540-013-10 | 8х4 | 11 | 18500 | Назад | 1734540 |
КамАЗ-6540-018-62 | 8х4 | 11 | 18500 | Назад | 1780820 |
КамАЗ-65201-011 | 8х4 | 16 | 25000 | Назад | 2500000 |
КамАЗ-6522-010-61 | 6х6 | 12 | 19000 | Назад | 2513000 |
КамАЗ-6522-027 | 6х6 | 12 | 19000 | Назад | 2524100 |
КамАЗ-6520-006 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2236660 |
КамАЗ-6520-010-19 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2515500 |
КамАЗ-6520-010-60 | 6х4 | 10,5 | 20000 | На 3 стороны | 2276040 |
КамАЗ-6520-010-61 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2239560 |
КамАЗ-6520-011-60 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2275560 |
КамАЗ-6520-024-61 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2312720 |
КамАЗ-6520-026-06 | 6х4 | 10,5 | 20000 | На 3 стороны | 2305140 |
КамАЗ-6520-028-06 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2359660 |
КамАЗ-6520-029 | 6х4 | 20 | 20000 | Назад | 2348060 |
КамАЗ-6520-10024-61 | 6х4 | 16 | 20000 | Назад | 2360220 |
КамАЗ-65115-017 | 6х4 | 10,5 | 15000 | Назад | 1765840 |
КамАЗ-65115-043-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Боковая | 1756760 |
КамАЗ-65115-044-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1714160 |
КамАЗ-65115-045-62 | 6х4 | 10 | 14500 | На 3 стороны | 1769560 |
КамАЗ-65115-046-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1715160 |
КамАЗ-65115-047-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Боковая | 1897540 |
КамАЗ-65115-048-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1870940 |
КамАЗ-65115-048-D3 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1856140 |
КамАЗ-65115-049-62 | 6х4 | 10 | 14500 | На 3 стороны | 1896340 |
КамАЗ-65115-050-62 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1864940 |
КамАЗ-65115-050-D3 | 6х4 | 10 | 14500 | Назад | 1869140 |
КамАЗ-65111-012 | 6х6 | 8,5 | 14000 | Назад | 1900000 |
КамАЗ-65111-013 | 6х6 | 8,2 | 14000 | Назад | 1648460 |
КамАЗ-65111-013-62 | 6х6 | 8,2 | 14000 | Назад | 1786060 |
КамАЗ-55111-015-15 | 6х4 | 6,6 | 13000 | Назад | 1670260 |
КамАЗ-45144 | 6х4 | 18,5 | 14000 | На 2 стороны | 1900000 |
КамАЗ-45143-12-15 | 6х4 | 12 | 10000 | На 2 стороны | 1750000 |
КамАЗ-45143-013-15 | 6х4 | 15,4 | 10000 | Боковая | 1568300 |
КамАЗ-45142-010-15 | 6х4 | 11 | 14000 | На 3 стороны | 1675340 |
КамАЗ-45141-011-10 | 6х6 | 6,6 | 9500 | Назад | 1724300 |
КамАЗ-43255 | 4х2 | 6,3 | 7000 | Назад | 850000 |
ГАЗ-САЗ | |||||
ГАЗ-САЗ-3507-01 бензин | 4х2 | 5 | 4500 | На 3 стороны | 550000 |
ГАЗ-САЗ-35071 дизель | 4х2 | 5,0/10,0* | 4500 | На 3 стороны | 605000 |
ГАЗ-САЗ-35072 | 4х2 | 5 | 4100 | Назад | 582100 |
ГАЗ-САЗ-2505-10 | 4х2 | 5 | 4300 | На 3 стороны | 756000 |
ЗИЛ, ЗИЛ-ММЗ | |||||
ЗИЛ-450860 бензин | 4х2 | 6 | 5300 | На 3 стороны | 795000 |
ЗИЛ-450850 бензин | 4х2 | 3,8 | 5500 | Назад | 795000 |
ЗИЛ-45065 бензин | 4х2 | 6,0/12,5* | 5300 | На 3 стороны | 799000 |
ЗИЛ-450650 дизель | 4х2 | 6,0/12,5* | 5300 | На 3 стороны | 860000 |
ЗИЛ-45085 дизель | 4х2 | 3,8 | 5500 | Назад | 860000 |
ЗИЛ-3518 «Амур» бензин | 4х2 | 5,5 | 5500 | Назад | 795000 |
ЗИЛ-3518-01 «Амур» дизель | 4х2 | 5,5 | 5500 | Назад | 860000 |
ЗИЛ-ММЗ-45085 бензин | 4х2 | 3,8 | 5800 | Назад | 740000 |
ЗИЛ-ММЗ-45085 дизель | 4х2 | 3,8 | 5800 | Назад | 799000 |
ЗИЛ-ММЗ-49525 бункеровоз бензин | 4х2 | н.д. | 5000 | Назад | 810000 |
ЗИЛ-ММЗ-49525 бункеровоз дизель | 4х2 | н.д. | 5000 | Назад | 880000 |
«Урал» | |||||
Урал-55571 | 6х6 | 7 | 10000 | Назад | 1580000 |
Урал-583104 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2134000 |
Урал-583106 | 8х4 | 16 | 25000 | Назад | 2432000 |
Урал-583109 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 2091000 |
Урал-65514 | 6х4 | 15 | 20000 | Назад | 2290000 |
Урал-65514-10 | 6х4 | 15 | 20000 | На 3 стороны | 2302000 |
Урал-63685-0110 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 1900000 |
Урал-63685-0010 | 6х4 | 12 | 20000 | Назад | 1990000 |
Урал-6563 | 8х4 | 16 | 25000 | Назад | 2350000 |
Урал-6563-10 | 8х4 | 16 | 25000 | Назад | 2210000 |
Урал-65284 | 8х4 | 21 | 25000 | Назад | 2500000 |
Урал-65515 | 8х4 | 21 | 25000 | Назад | 2543000 |
МАЗ | |||||
МАЗ-5551-2120 | 4х2 | 5,4 | 10000 | Назад | 1050000 |
МАЗ-5551 А2-320 | 4х2 | 5,4 | 10000 | Назад | 1074000 |
МАЗ-5551 А2-323 | 4х2 | 8,3 | 10000 | Назад | 1094000 |
МАЗ-5551 А2-325 | 4х2 | 5,4 | 9500 | На 3 стороны | 1224000 |
МАЗ-5516 А5-371 | 6х4 | 12,5 | 20000 | Назад | 2450000 |
МАЗ-5516 А5-380 | 6х4 | 12,5 | 20000 | Назад | 2500000 |
МАЗ-5516 А5-373 | 6х4 | 12,5 | 20000 | На 3 стороны | 2713000 |
МАЗ-5516 А5-375 | 6х4 | 11 | 20000 | На 3 стороны | 2500000 |
МАЗ-5516 А8-320 | 6х4 | 11 | 20000 | На 3 стороны | 2839000 |
МАЗ-5516 А8-336 | 6х4 | 22 | 20000 | На 2 стороны | 2780000 |
МАЗ-5516 А8-336 | 6х4 | 22 | 20000 | На 3 стороны | 3070000 |
*С надставными бортами.