<<< Назад

Цены на рынке грузовой автотехники

В. Салыгин

В августе ситуация на отечественном рынке грузовой автотехники оставалась достаточно стабильной. Ежемесячный объем продаж грузовиков российского производства оценочно превысил 17 тысяч, т. е. был близок к уровню прошлого года. Рыночные цены продолжали монотонно расти. Их прирост по большинству марок (моделей) составил 0,5...1,0%. Видимо, можно говорить о фазе стабилизации, охватившей как производство, так и конечный спрос, наступившей после непродолжительного периода оживления (июнь-июль).

Большинству предприятий отечественного автопрома удалось восстановить прежний темп производства и в значительной мере компенсировать существенный спад выпуска автотранспортных средств, произошедший в начале года. Тем не менее в первом полугодии, по данным АСМ-холдинга, автомобильное производство в стране снизилось по различным сегментам на 5...8% в сравнении с итогами шести месяцев прошлого года.

Что касается цен на рынке грузовой автотехники, то в августе их динамика оставалась замедленной (см. таблицу). Быстрее дорожали автомобили АМО «ЗИЛ». Их месячный прирост находился в пределах 1,5...2%. Несмотря на это, столичному предприятию удается сохранить запланированный уровень продаж. Этому способствует упорядоченная сбытовая структура холдинга, работающая практически на всей территории страны. К настоящему времени в восьми федеральных округах России есть 34 официальных дилера АМО «ЗИЛ». Реализация автомобилей через созданную дилерскую сеть, обеспечивающую заводскую гарантию, позволяет в известной мере проводить единую ценовую политику.

Медленнее росли цены на автомобили Горьковского автомобильного завода (0,3...0,9%). Их рост, по-видимому, сдерживали значительные запасы грузовой автотехники на площадках дилеров. С повышением заводских цен следует ожидать заметного прироста и рыночных цен на автомобили «ГАЗ». С учетом нынешнего потребительского спроса отпускные цены заводом устанавливаются избирательно. Так, если среднетоннажные ГАЗ-3307 (шасси и бортовой), ГАЗ-3308 «Садко» остались в прежней цене, то цельнометаллические автофургоны ГАЗ-2705 «Газель» в разной модификации подорожали на 1...3%, малотоннажные грузовые ГАЗ-3302 «Газель», микроавтобусы ГАЗ-3221 «Газель» и ГАЗ-2217 «Соболь» – на 2...3%. Наибольший прирост отпускных цен (до 5%) пришелся на автофургоны ГАЗ-2752 «Соболь».

Замедленным был рост рыночных цен на большегрузы Камского автомобильного завода и полноприводные автомобили АЗ «Урал». Их прирост составил 0,2...0,7%. Цены на автотехнику Минского автомобильного завода, длительное время остававшиеся постоянными, стали медленно подрастать. В августе грузовики «МАЗ» подорожали на 0,3...0,5%. Цены на автомобили Кременчугского автозавода выросли на 0,5...1,0%.

Предварительные итоги продаж в первом полугодии позволяют оценить долевую структуру российского рынка грузовых автомобилей. В частности, в сегменте грузовиков большой грузоподъемности (полной массой более 12 т) половина продаж приходится на долю большегрузов «КамАЗ», почти треть – на автомобили РУП «МАЗ». Доля новых тяжелых грузовиков, ввозимых в страну из дальнего зарубежья, составляет менее 10%. Если учесть импорт подержанных грузовых автомобилей (по имеющимся данным, более 9 тысяч единиц), то распределение на рынке грузовой автотехники выглядит иначе. К примеру, доля автомобилей «КамАЗ» в этом случае составляет лишь 34% от общих продаж.

Несмотря на ежегодный рост российского автомобильного рынка, его нынешняя емкость не позволяет, по оценке экспертов, в полной мере реализовать преимущества больших объемов производства, в частности, на крупных российских автозаводах «ГАЗ», «КАМАЗ», «АЗ «Урал», «УАЗ». Предприятия отечественного автопрома стремятся выйти на внешние рынки и закрепиться на них путем как экспорта собранных автомобилей, так и поставок автокомплектов и сборки машин на месте. Так, Горьковский автомобильный завод в первом полугодии 2005 года увеличил экспорт до 23 тысяч автомобилей, то есть на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в текущем году планируется поставить за рубеж более 50 тысяч машин, в том числе в Турцию – до 4 тысяч коммерческих автомобилей семейства «Соболь», в ЮАР и Пакистан – около 5 тысяч автомобилей семейств «Газель» и «Соболь» с правым расположением руля. Меморандум, подписанный ОАО «ГАЗ» с южноафриканской стороной, предусматривает поставку в ЮАР 30 тысяч малотоннажных автомобилей в течение пяти лет.

В последние годы заметно расширяются внешнеэкономические связи отечественных автопредприятий по линии ФГУП «Рособоронэкспорт». По словам его генерального директора Сергея Чемезова, в течение 2004 года по соглашениям с министерствами обороны зарубежных стран осуществлялись поставки автомобилей «КамАЗ» в Бахрейн, Катар. В текущем году ведутся переговоры по заключению контрактов на продажу челнинских автомобилей министерству обороны ЮАР. В перспективе возможен контракт с министерством обороны Индии на создание сборочного производства автомобиля «ТАТА» с узлами и агрегатами «КАМАЗ». Кроме того, планируются поставки небольших партий автотехники ОАО «КАМАЗ» в Йемен, Марокко, Афганистан, Джибути.

К настоящему времени производственная линейка Камского автомобильного завода включает серию автомобилей двойного назначения, в том числе семейства «Мустанг». На выставке вооружений и военной техники «ВТТВ – Омск-2005» показаны новые армейские тягачи многоцелевого назначения: бортовые автомобили КамАЗ-4350 (4х4) и КамАЗ-5350 (6х6) – оба с бронированной кабиной, КамАЗ-4351 (4х4) с укороченной базой и четырехосный бортовой тягач КамАЗ-6350 (8х8). Кроме того, на основе базового шасси семейства грузовиков повышенной грузоподъемности КамАЗ-6520 разработаны бортовой тягач КамАЗ-65224 (6х6) и седельный тягач КамАЗ-65225 (6х6). В рамках корпоративной целевой программы «Специальные автомобили» на базе шасси КамАЗ-4326 создан бронеавтомобиль сопровождения КамАЗ-43269.

Стабилизировать уровень продаж отечественные предприятия пытаются и путем наращивания выпуска новой автотехники, в том числе так называемых «нишевых», пока мелкосерийных моделей. Так, АЗ «Урал» на открытом в 2005 году участке увеличивает производство дорожных машин грузоподъемностью от 10 до 25 т, в том числе бортового тягача «Урал-6363» (колесная формула 4х2, полная масса – 18 000 кг, масса перевозимого груза – 8800 кг, двигатель ЯМЗ-7601.10 мощностью 300 л.с.), седельного тягача «Урал-63634» (колесная формула 4х2, полная масса автопоезда – 40 000 кг, двигатель ЯМЗ-7601.10), само-свала «Урал-63645» (колесная формула 6х4, полная масса 33 500 кг, двигатель ЯМЗ-7601.10-14), а также шасси (4х2, 6х4 и 8х4) для монтажа технологического оборудования и специальных установок. Прогнозируемый специалистами устойчивый спрос на новые автомобили АЗ «Урал» подтверждается наличием реальных заказов. Горьковский автомобильный завод наращивает производство среднетоннажника ГАЗ-3310 «Валдай», серийный выпуск которого начался в конце декабря прошлого года. Бизнес-план предприятия предусматривает сборку до 10 тысяч автомобилей «Валдай». Мелкими сериями осуществляется выпуск многоцелевого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-2330 «Тигр» (полная масса – 6100 кг, бронированного – 6500 кг, грузоподъемность – до 1500 кг, двигатель ГАЗ-Э5621 или Cummins B-180). А в 2006 году Горьковский автомобильный завод планирует начать выпуск автомобиля двойного назначения ГАЗ-3902 «Вепрь», созданного на платформе грузового автомобиля ГАЗ-3308 «Садко». Новый автомобиль может быть использован для перевозки личного состава и воинских грузов, а также буксировки прицепов по различным видам дорог и пересеченной местности.

Комментировать ... >>
Loading...