<<< Назад

На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Заметное оживление на рынке грузовых автомобилей передалось и на рынок прицепной техники: объём продаж увеличился, а рост цен значительно ускорился. Российские производители прицепной автотехники существенно нарастили темп изготовления трейлеров. По данным «АСМ-Холдинг», в I полугодии 2004 г. в стране выпущено 6,8 тыс. ед. прицепной техники, т.е. на 39,1% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Работа большинства отечественных предприятий, занятых изготовлением прицепов и комплектующих изделий, в текущем году отличается большей стабильностью. Тем не менее не всем заводам удаётся превысить темп прошлого года.

Существенно нарастили производство основные российские предприятия-изготовители – ставропольский «Автоприцеп-КамАЗ» и нефтекамский «НЕФАЗ», входящие в группу ОАО «КАМАЗ». На долю этих двух предприятий приходится 63,4% производства и 61,1% продаж отечественных трейлеров. ОАО «Автоприцеп-КамАЗ», изготавливающее прицепы и полуприцепы бортовые, прицепы самосвальные и полуприцепы-контейнеры грузоподъёмностью до 34 т, в текущем году почти в 1,5 раза увеличило темп производства. Его выпуск по итогам первых шести месяцев составил 2 060 ед. (рост на 42,3%). Доля завода в общем объёме продаж отечественных трейлеров выросла до 29,6%. Преимущест-во отдаётся производству прицепов – на них приходится две трети выпуска.

ОАО «НЕФАЗ» в I полугодии текущего года увеличило производство прицепной техники на 65,6% (выпущено 2 250 ед.). Его доля в общем объёме продаж отечественной прицепной техники выросла до 31,5%. Более половины выпуска приходится на прицепы-самосвалы НефАЗ-8560 (грузоподъёмностью 7 т в комплектации 8560-010 и грузоподъёмностью 10 т в комплектации 8560-010-02). Треть выпуска составляют полуприцепы большой грузоподъёмности, в том числе бортовые НефАЗ-9334-10 для перевозки крупных грузовых единиц (грузоподъёмность до 20 т) и полуприцеп-самосвал НефАЗ-9509 под седельный тягач КамАЗ-6460 (грузоподъёмность полуприцепа 28,5 т). Нефтекамский завод осваивает выпуск модификации прицепа НефАЗ-8332 (облегченный, с односкатной ошиновкой осей, грузоподъёмность 7,9 т) под полноприводные тягачи, в том числе КамАЗ-43114, КамаЗ-43118, «Урал»-4320.

Вновь ожил Красноярский завод прицепной техники (ОАО «КЗПТ», Сосновоборск). Преодолев резкий спад производства в прошлом году (было выпущено лишь 96 прицепов, т.е. 8% от 1 200 шт., изготовленных в 2002 г.), в I полугодии 2004 г. завод изготовил 174 ед. прицепной техники. Вдвое увеличил темп производства Тавдинский машиностроительный (ранее механический) завод. По итогам I полугодия выпуск завода составил 239 ед. (против 105 в I полугодии 2003 г.).

На 13% выросло производство Саранского завода автосамосвалов (165 ед. за шесть месяцев 2004 г. против 146 за тот же период 2003 г.). На прежнем уровне сохранилось производство прицепной автотехники на Орском «ОЗПТ-Сармат». Несколько снизился темп производства на челябинском «Уралавтоприцепе» (по итогам I полугодия 93,9% от выпуска соответствующего периода 2003 г.), более значительно – на новгородском «Новтраке» (75,7% от выпуска в I полугодии прошлого года).

Весьма стремительное развитие рынка прицепной автотехники – за последние 3 года выпуск отечественных трейлеров увеличился в 1,4 раза (с 8 тыс. ед. в 2001 г. до 11,2 тыс. в 2003 г.) сопровождалось ускоренным ростом числа предприятий, производящих прицепы и полуприцепы. Если в 2001 г. их насчитывалось в стране менее 20, то сейчас их число перевалило за 30. Среди относительно молодых предприятий можно отметить Машиностроительный завод «Тонар» (Орехово-Зуево, Московская обл.). Его выпуск полуприцепов в I полугодии текущего года вырос в 2,5 раза и составил, по уточненным данным, 180 ед. Модельный ряд производимых им полуприцепов существенно расширился и включает к настоящему времени тентовые полуприцепы объёмом от 85 до 107 м3, шторник со сдвижным тентом, изотермические полуприцепы, а также рефрижераторы и тушевозы (с собственной заводской холодильно-обогревательной установкой «Белый медведь»), контейнеровозы мод. 97462 и полуприцеп-самосвал мод. 9523 грузоподъёмностью до 36 т. Покупателями прицепной автотехники подмосковного завода являются не только отечественные перевозчики, но и зарубежные фирмы. В частности, заключен контракт по тентовым полуприцепам с турецкой фирмой на 150 ед. и первые 40 полуприцепов уже поставлены, при этом цены вполне «российские».

ак, московское ОАО «МОТЕК-Ц», специализирующееся на изготовлении изотермических кузовов и авторефрижераторов, начало выпуск собственных прицепов. Модель JF80 (двухосный прицеп полной массой 18 т с центральным расположением осей) рассчитана на работу с тягачом Scania R114 GB (колесная формула 6х4). Общая грузоподъёмность автопоезда 27 т. Комплектующие прицепа – импортные. Цена прицепа на 15–20% ниже аналогичных ему импортных.

Динамика рыночных цен на прицепы и полуприцепы в III квартале текущего года была более подвижной, чем в I полугодии. Цены на большинство марок и моделей отечественной прицепной техники выросли на 6–10%. При этом быстрее дорожали полуприцепы-цистерны (прирост цен за 3 месяца составил 10–13%), а также самосвальные прицепы и контейнеровозы (8–12%). Медленнее росли рыночные цены на бортовые прицепы и полуприцепы (увеличение цен 3–7%). Ускоренный рост цен на цистерны связан с повышенным спросом на прицепы и полуприцепы-цистерны, а также автоцистерны-топливовозы и автопоезда-топливовозы для перевозки светлых нефтепродуктов и нефти.

Как зарубежные, так и отечественные производители, стремясь закрепиться на рынке или освоить новые его сегменты, используют новейшие технологии и материалы, совершенствуют конструкцию прицепов. В этом можно выделить несколько основных направлений. Прежде всего, предприятия-изготовители настойчиво добиваются снижения собственной массы прицепа. Это достигается за счет применения деталей из высококачественной стали, алюминия, а также пластмасс, армированных стекловолокном. При этом вместо сварки используются болтовые соединения.

Другим направлением является повышение вместимости трейлера путём более эффективного использования внутреннего пространства. Так, применение двухъярусных систем крепления грузов позволяет увеличить вместимость прицепа на треть. Увеличению полезного объёма способствует максимальное использование допустимых нормативами габаритных величин. Значительное внимание по-прежнему уделяется повышению безопасности транспортировки грузов. Для её увеличения разрабатываются и запускаются в производство электронные системы управления и контроля. Ряд западноевропейских фирм устанавливает, в частности, систему стабилизации поперечных колебаний кузова для предотвращения опрокидывания полуприцепа в аварийных ситуациях.

Кроме шоссейных версий прицепов, по предложению крупных экспедиторских компаний, обеспечивающих интермодальные перевозки, созданы морские и железнодорожные варианты трейлеров. В случае перевозок с использованием морских паромов конструкция прицепа предусматривает специальный крепёж, усиленные пол и переднюю стенку, повышенную защиту от коррозии, лампы во влагозащитном исполнении, дополнительную защиту отдельных агрегатов. В качестве железнодорожной версии может быть использован тентовый прицеп «шторник», оборудованный вспомогательными элементами, в том числе приспособлениями, обеспечивающими безопасность при перегрузке прицепа краном.

Конечно, модернизация прицепной техники неминуемо ведёт к росту стоимости продукции и увеличению рыночных цен, но, по мнению экспертов, большая часть осуществляемых производителями ново-введений на практике даёт ощутимый экономический эффект. Кроме того, создание и функционирование цивилизованного рынка транспортных услуг в России и странах СНГ требуют наличия современных транспортных средств, в том числе прицепной техники прогрессивной конструкции.


Комментировать ... >>
Loading...