<<< Назад

На рынке грузовой автотехники

В. Салыгин

Ставший традиционным в начале года спад на отечественном рынке грузовиков в нынешнем году оказался более глубоким и затяжным. В феврале объём продаж и выпуск машин были ниже аналогичных показателей 2004 г. Рыночные цены на грузовые автомобили в течение первых двух месяцев постепенно росли, но темпы их роста были незначительными (1–2% ежемесячно), поскольку спрос оставался неустойчивым.

Заметное насыщение внутреннего рынка грузовых автомобилей и сезонное колебание спроса вынудили основных российских производителей снизить выпуск своей продукции. Лишь к середине февраля большинство предприятий нашего автопрома стали восстанавливать прежний темп производства. Однако в целом выпуск оставался ниже объёма производства того же периода прошлого года. Объём продаж был несколько выше уровня производства и составлял, оценочно, в январе-феврале 15–16 тыс. грузовиков ежемесячно.

По мнению ряда экспертов, ситуация, складывающаяся на рынке грузовых автомобилей, неотложно требует государственного вмешательства в целях защиты отечественного производителя. При этом в качестве основной меры предлагается повышение таможенных пошлин на импортируемые в Россию грузовики как новые, так и подержанные. В частности, в обращении руководителей грузового автопрома России и Белоруссии к Председателю Правительства РФ М. Фрадкову предлагается установить таможенную пошлину на бывшие в эксплуатации импортные грузовики в размере 50% (но не менее 3 евро 1 см3 рабочего объёма двигателя) и до 22% на новые. При этом к новым автомобилям следует относить лишь грузовики текущего года выпуска, а к подержанным те, с момента производства которых прошел год и более, а не 3 года и более, как это принято считать в настоящее время. Кроме того, предлагается отменить введенные с начала 2004 г. льготные условия на приобретение седельных тягачей и прицепов к ним иностранного производства, т.е. безналоговый временный ввоз импортных магистральных тягачей, используемых на международных перевозках.

Ожидается, что радикальное повышение на постоянной основе ввозных пошлин на импортируемые грузовики создаст благоприятные условия для стабильного развития российского, а вместе с тем и союзного (Белоруссия–Россия), автопрома и будет способствовать привлечению в отрасль инвестиций, в том числе из дальнего зарубежья. Представленные предложения по мерам тарифной защиты находят твёрдую поддержку у Минпромэнерго РФ. Поскольку обострение ситуации на рынке грузовиков связывают, прежде всего, с резким ростом импорта подержанных автомобилей, а именно: они более конкурентоспособны по ценам с отечественными, изменение таможенного режима в первую очередь, видимо, ударит по ним.

Возражать против защиты отечественного производителя грешно. Заметим лишь, что возросшие трудности в реализации отечественной грузовой автотехники вызваны рядом причин. Кроме значительного притока в страну подержанных иномарок насыщению рынка способствуют ускоренный рост выпуска грузовиков (в 2003 г. – 11,8%, в 2004 г. – 4,5%), и медленное расширение ёмкости рынка, связанное с замедлением темпов развития российской экономики, а также и снижение конкурентоспособности отечественных грузовиков. Их основное преимущество перед автомобилями зарубежного производства – низкая цена, при условии недостаточно высокого качесства, постепенно, но необратимо сокращается. Рыночные цены из месяц в месяц уверенно растут и их годовой индекс не опускается пока ниже 15%.

В течение февраля текущего года рыночные цены на грузовики по большинству марок и моделей выросли на 1–2%. Наиболее быстро дорожала техника Горьковского автозавода. При этом по малотоннажным автомобилям прирост составил 1–2%, по среднетоннажникам – 1,5–2,5%. Несколько медленнее росли цены на машины АМО ЗИЛ (прирост 1–1,5%) и ОАО «КАМАЗ» (0,5–1%). Незначительно изменились цены на грузовые автомобили повышенной проходимости АЗ «Урал» (прирост 0,3–0,5%). Рыночные цены на технику РУП «МАЗ» колебались, а на наиболее «ходовые» модели подросли (0,5–0,7%).

Стремясь сохранить свою долю рынка в нынешних условиях, ведущие отечественные производители грузовой автотехники разрабатывают и внедряют новые модели, пытаются расширить диапазон грузоподъёмности выпускаемых машин и закрепиться в новой рыночной нише.

ОАО «ГАЗ», увеличившее в истекшем году выпуск грузовиков на 8,1% (с 10 8317 ед. в 2003 г. до 117 043 в 2004 г.), в конце декабря 2004 г. начало серийное производство нового среднетоннажника ГАЗ-3310 «Валдай». Низкорамный развозной городской автомобиль в комплектации ГАЗ-33104 с бортовой платформой полной массой 7 300 кг (грузоподъёмность 3 500 кг) оснащается минским двигателем ММ3-245.7 (дизель 4,75 л с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 90 кВт), а в комплектации ГАЗ-33106 – импортным Cummins 3.9 140 CIV (мощность 104 кВт). Предусмотрены другие варианты установки двигателя, в том числе ГАЗ-562 (М-16 Steyr), IVECO-FIAT 8040.45, IVECO-SOFIM 8140.43 и IVECO-TECTOR (TCA) мощностью соответственно 150, 136, 122 и 129 кВт. Кроме базовой бортовой модели будут выпускаться и другие модификации ГАЗ-3310 «Валдай», в том числе с удлинённой до 4 000 мм базой (шасси под фургон и различное оборудование, борт возможно с двойной 6-местной кабиной). По словам генерального директора ОАО «ГАЗ», отпускная цена ГАЗ-3310 составит $13 тыс. без НДС. В этом случае по критерию удельная цена автомобиля новый грузовик попадает в зону высокой стоимости. А его реальные отечественные конкуренты, в том числе КамАЗ-4307, ЗИЛ-5301АО, ГАЗ-3307, находятся в более выгодных условиях. Видимо, рынок уточнит позиционирование новинки ГАЗа и определит спрос на него, который помимо грузоподъёмности автомобиля учитывает и многие другие показатели. В текущем году Горьковский автозавод планирует выпустить 7–10 тыс. грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а в 2006 г. – до 30 тыс. Вложенный в данный проект объём инвестиций ($29,9 млн.) предприятие надеется окупить в течение 3 лет.

Кроме того, в этом году ОАО «ГАЗ» начнёт серийное производство автомобиля высокой проходимости ГАЗ-2330 «Тигр» (полная масса 6 800 кг, двигатель Cummins B-180 мощностью 132 кВт). Новое многоцелевое транспортное средство будет выпускаться в гражданском и армейском исполнении. Предусмотрены различные версии кузова, в том числе пикап с 2- и 5-местной кабиной, 4-дверный 8-местный универсал, 2-дверный 10-местный грузопассажирский фургон (возможно бронированный).

Очередным шагом на пути интеграции отечественного автопрома в мировой можно считать принятие Объединения автопроизводителей России (ОАР) в Международную организацию автопроизводителей (UICA), членство в которой (официально с 1 января 2005 г.) даёт российским производителям техники и компонентов возможность более активно отстаивать свои интересы на мировых рынках, в частности, участвовать в организации автосалонов, в определении их статуса. ОАР было создано в 2003 г. Его учредителями стали ведущие российские автомобильные заводы. К настоящему времени действительными членами объединения являются восемь российских компаний, в том числе ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Автотор-холдинг», ОАО «Ижмаш-Авто», АМО ЗИЛ, ОАО «КАМАЗ», ОАО «РусПромАвто», ОАО «Северсталь-Авто», ЗАО «GM-АвтоВАЗ». Кроме того, в состав ОАР входят 10 ассоциированных членов крупных отечественных производителей комплектующих и запасных частей к автомобильной технике.


Комментировать ... >>
Loading...