На рынке грузовой автотехники
В январе наступившего 2006 года рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным, несмотря на спад производства. Традиционное снижение общего выпуска автотранспортных средств в начале года усугубилось длительными праздниками. Остановка заводских конвейеров в период с 30 декабря истекшего года по 9 января нынешнего года привела к тому, что выпуск большинства отечественных автосборочных производств в начале 2006 года снизился более чем на одну треть. Тем не менее резкое снижение темпа работы отечественного автопрома не привело к значительным изменениям ситуации на автомобильном рынке.
Необходимые для нормального функционирования рынка поставки с заводов обеспечивались в начале года за счет значительных остатков готовой продукции, не реализованной в прошедшем году. Так, в ОАО «КАМАЗ» в последние месяцы 2005 года они составляли более 70% ежемесячных продаж, в ОАО «АЗ «Урал» – более 80%, в ОАО «УАЗ» – более 20%. Кроме того, первые месяцы, по крайней мере последних трех лет, характеризуются снижением деловой активности в стране. Вследствие этого ежемесячный объем продаж обычно снижается на 15...20%.
Ценовая ситуация на рынке грузовых автомобилей в наступившем 2006 году существенных изменений не претерпела. Динамика рыночных цен на грузовики оте-чественного производства в течение января была сдержанной, несмотря на повышение большинством предприятий отпускных (заводских) цен. В частности, в ОАО «ГАЗ» избирательно на различные типы автотранспортных средств цены поднялись на 1...2%, а на отдельные модели – до 4%. Наличие на рынке значительного количества автомобилей выпуска предыдущего года сдерживало рост цен. При этом разница между новыми грузовыми автомобилями производства текущего и прошедшего года не превышала в зависимости от марки и модели 3...5%. Повышению цен на грузовые автомобили отечественного производства по-прежнему способствует ряд факторов: рост цен на металл и материалы, горючие и смазочные материалы; увеличение тарифов на энергоносители, а также переход автосборочных предприятий на выпуск автомобилей, удовлетворяющих экологическим требованиям Euro 2.
При общей тенденции постепенного роста рыночных цен на грузовые автомобили разница в темпе подорожания автотранспортных средств отечественных марок и моделей весьма существенна. Годовой индекс цен находится в пределах от 1,05 по большинству автомобилей миасского автозавода до 1,25 – по грузовикам АМО ЗИЛ. Вследствие неравномерного роста цен заметно изменились стоимостные показатели, характеризующие, в частности, первоначальные затраты и окупаемость автотранспортных средств. Оценка стоимости грузовых автомобилей по критерию «удельная цена» (см. таблицу) показывает, что в зоне невысокой цены от 60 до 80 (рублей на килограмм грузоподъемности) по-прежнему находятся автомобили средней грузоподъемности Горьковского автозавода, значительная часть челнинских большегрузов, в том числе семейство КамАЗ-6520. Не случайно эти автомобили оказались, по мнению заводских маркетологов, самыми востребованными на рынке машин. Если в 2004 году автомобилей семейства КамАЗ-6520 было изготовлено и реализовано 65 единиц, то в завершившемся 2005 году – более 2200 единиц. Их доля в общем выпуске автозавода составила свыше 8%. В этой области (невысокой удельной стоимости) находится и бо’льшая часть автомобилей РУП «МАЗ», пользующихся достаточно высоким спросом на российском рынке.
В зону повышенной удельной цены – до 120 единиц – попадают среднетоннажники АМО ЗИЛ, часть грузовиков Минского автозавода, кроме магистральных тягачей МАЗ–МАN. В область высокой удельной цены перешли вследствие ускоренного подорожания малотоннажные автомобили семейства ЗИЛ-5301 «Бычок». В этой зоне по-прежнему находятся комфортабельные ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 «ГАЗель», ГАЗ-2752 «Соболь», коммерческие автотранспортные средства малой и особо малой грузоподъемности на базе легковых автомобилей, в том числе ВИС-2345, Иж-2717.
В условиях усиливающейся конкуренции на рынке грузовых автомобилей предприятия отечественного автопрома принимают меры по совершенствованию системы сбыта своей продукции. К настоящему времени фактически все основные производители грузовой автотехники завершают реформирование дилерских сетей. При этом особое внимание уделяется развитию региональных дилерских центров. Основные направления работы с центрами включают совершенствование договорной основы, упорядочение условий расчетов, технический аудит дилеров. Совершенствование дилерской сети позволяет автозаводам точнее планировать объем производства (с учетом дилерских заявок), способствует укреплению финансовой дисциплины, повышает качество предпродажной подготовки и гарантийного обслуживания.
Реформирование дилерских сетей, как правило, сопровождается сокращением числа официальных дилеров. Так, за последние два-три года количество дилеров у ведущего отечественного производителя автомобилей ОАО «ГАЗ» сократилось вдвое, у ОАО «УАЗ» – на треть. В то же время «АЗ «Урал» стремится расширить свою сбытовую сеть. К настоящему времени на территории страны работает 35 фирменных представительств, осуществляющих поставки миасских внедорожников в регионы, запасных частей к ним, а также гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Устойчивым продажам способствует централизованная доставка автомобилей в регионы. С 2005 года вслед за Горьковским автозаводом ОАО «КАМАЗ» взяло на себя обязательства по централизованной доставке дилерам продукции компании.
Оценивая нынешнее состояние отечественного автопрома, правительственные эксперты признают, что преодолеть возникшую неопределенность в развитии отрасли в стране можно только «повышением качества государственного регулирования и частно-государственного партнерства». Правительством РФ выделены четыре основных направления, по которым уже сделаны и в дальнейшем будут предприниматься важные шаги:
– введение экологических стандартов;
– переход автосборочных предприятий на выпуск автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro 2, а затем и Euro 3;
– таможенно-тарифные меры, включающие запрет на ввоз автомобилей старше 7 лет, снижение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды зарубежного оборудования, аналоги которого в России пока не производятся, снижение пошлин на автокомпоненты для сборки автомобилей;
– разработка и реализация программ дизелестроения, в том числе на базе наработок Заволжского моторного завода, а также реализация соответствующих программ Союзного российско-белорусского государства;
– разработка специальных технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Ориентация Правительства РФ на реализацию так называемого целевого сценария, предполагающего создание максимально благоприятных условий для позиционирования на рынке автомобилей внутрироссийских производителей как отечественных, так и зарубежных марок, способствует приходу иностранных инвесторов. К четырем предприятиям («Автомобили и моторы Урала», ЗАО «ВТС Зеленоград», СП ТОО «Ивеко–УралАЗ» и ООО «ТагАЗ»), осуществляющим производство грузовых автомобилей иностранных моделей в России, в первом квартале текущего года прибавится новое совместное предприятие. Сборочное производство, создаваемое на базе ОАО «Елабужский автомобильный завод» при участии южнокорейской фирмы Hyundai, ориентировано на изготовление малотоннажных грузовиков и городских автобусов. В течение пяти лет планируется довести его мощности до 12 тысяч грузовиков и 800 автобусов в год.