| Сегодня нет-нет, да и встретишь молоковоз или хлебовозку с надписью, сделанной масляной краской с помощью кисточки или трафарета. Все это от бедности, от жадности или от глупости. Что ни говори, все-таки такой подход к нанесению логотипов и надписей – уже атавистичен. Большинство современных коммерсантов на колесах, как правило, оформлены самоклеящейся износостойкой лентой. Но, несмотря на похожесть материалов для наружной рекламы, их срок службы, плотность, качество и цена различаются, и порой весьма существенно. Рост числа юридических лиц мелкого и среднего бизнеса, укрупнение транспортных предприятий привело к тому, что на российском рынке вырос спрос на нанесение бортовой наружной рекламы. Вырос он и в странах Содружества и, прежде всего, в Белоруссии и Украине. Для одних перевозчиков это просто маркировка видов перевозимых грузов: хлеб, молоко, пиво, продукты. Для других – логотип собственной фирмы, декларирование услуг по транспортировке. Третьи находят возможность «возить» чужую рекламу, зарабатывая себе на хлеб с маслом. В желающих разбогатеть от нанесения наружной рекламы на тентах фур, бортах фургонов и пикапов недостатка не наблюдается. Но одни делают это профессионально и добросовестно, а другие откровенно халтурят. Есть новоиспеченные рекламные агентства, где за исполнение заказа возьмут приличные деньги, а работу выполнят, мягко говоря, некачественно. Дело даже не в самих логотипах и цветных картинках: в конце концов, на компьютере можно изобразить что угодно. Да и специальный станок нанесет картинку на самоклеящуюся основу безупречно. Тот же аппарат плуторной резки воспроизведет исходник как положено. Другой вопрос – как это будет держаться. Ведь одно дело, когда подвижной состав брался с иголочки, и в его борта не успела въесться уличная грязь с солью и зимними химреагентами; в этом случае задача упрощается. А вот владельцам подержанного транспорта угодить сложнее. Правда, современные технологии позволяют наносить логотипы и изображения практически на любую поверхность, будь она мягкой или твердой, ровной или изогнутой, новой или потрепанной. Любопытно, что размещение рекламы на бортах грузовиков и автобусов началось еще на заре автомобилестроения. Тогда купцы и торговцы писали на боковинах названия своих акционерных обществ и товариществ, рекламировали услуги компаньонов и сообщали важную для потребителей информацию. Однако в начале ХХ века не было ни синтетических пленок, ни специальных красок. Нужную надпись, как правило, набивали обычной краской через трафарет, который заказывали у художников. Со временем краски стали влагостойкими, не выгорающими, но отнюдь не вечными. Даже в XXI веке использование современных красящих составов по сроку годности уступает использованию пленок на клейкой основе. Если максимальный предел сохранения свойств спецкрасок составляет три года, то для пленок полная утрата заданных свойств наступает к шести-семи годам. Между тем, эффективность транспортной рекламы доказана многолетней практикой. Реклама не обязательно должна быть собственной – от перевозчика или его делового партнера. В экономически развитых странах принято зарабатывать (и неплохо зарабатывать) на социальной рекламе, оплаченной из муниципального бюджета. Для получения такого престижного заказа проводятся тендеры и открытые конкурсы, и здесь в выигрыше те, у кого большой автопарк и новый подвижной состав. Кстати, зарабатывать на размещении рекламы на транспортных средствах могут не только хозяева грузового состава или автобусных парков. Теоретически это не возбраняется и владельцам легковых автомобилей. Правда, при большой площади изображения придется оформлять паспорт регистрации наружной рекламы на транспортное средство. Визуальная информация в виде фирменных логотипов, картинок и лозунгов на грузовом автотранспорте очень популярна в Европе. Впрочем, и мы не лаптем щи хлебаем. Одно из PR-агентств Санкт-Петербурга реализует проект по использованию в качестве рекламных носителей тентов большегрузов, курсирующих между Москвой и городом на Неве. Привлекательным для авторов идеи стал сам факт передвижения рекламы из одной столицы в другую и площадь нанесения изображения на одном автопоезде – 48 м2. На стратегически важной транспортной артерии России должно появиться до 500 трейлеров в утвержденной рекламной раскраске. Таким образом, одна фура обеспечит за год более миллиона визуальных контактов. Столь массовая аудитория важна для любого производителя, и потому авторы проекта рассчитывают на коммерческий успех. Реклама на бортах дальнобойных автопоездов ориентирована, прежде всего, на водителей – кому, как не им, наблюдать за коллегами. Неудивительно, что в списке деловых партнеров рекламного агентства стали компании с «автомобильным уклоном». В их числе – шинные бренды Bridgestone, Fulda, GoodYear, «Нижнекамскшина». Идея оказалась привлекательной для производителей автохимии и, в частности, для компании «Тосол-Синтез». Не забыты и предприятия, выпускающие импортные автомобили на территории России, среди которых первый претендент – Hyundai. У организаций более скромного масштаба болит голова о том, как с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки заменить тенты на поголовье «ГАЗелей», к кому обратиться за консультацией и реальной помощью, и т.д. Кто-то решает проблемы сам, кто-то ищет посредника, а кто-то обращается в специализированные агентства. Единого рецепта, как лучше поступить в данном случае, нет. Но прежде чем обращаться в рекламное агентство, нелишне изучить конъюнктуру рынка по печатной информации и сведениям в Интернете. Затем, обратившись к мастерам наружной рекламы, всю смету работ разумнее «запротоколировать» в письменном виде – тем самым вы убережете себя от дополнительных расходов. Искать самый дешевый вариант нанесения, например, трафаретной рекламы можно только в крупных регионах вроде Московского или Северо-Западного, где сильна конкуренция. В отдельно взятых федеральных образованиях, как правило, цены у конкурентов выдержаны «в одной духовке» и различаются незначительно. При этом стоимость работ в нескольких фирмах чаще всего оказывается одинаковой, а разница заметна лишь в стоимости используемых материалов, поскольку поставщики и «аппетиты» у фирмачей разные. Независимо от того, наносите вы на автомобиль или полуприцеп трафаретную или полноцветную рекламу, нужно четко отдавать себе отчет в том, на какой срок ее использования вы рассчитываете. Чем он продолжительнее, тем больше придется тратить. Выполненная «подешовке» работа, простите за тавтологию, дешовкой может и обернуться. Не нужно забывать, что реклама на бортах транспорта будет находиться в агрессивной среде: под воздействием ветра и солнца, дождя и снега, вибраций и механического трения (например, при мойке или о ветви деревьев). Опытные перевозчики давно пришли к выводу, что экономить – все равно, что выбрасывать деньги на ветер, и потому выбирают лучшее. Но некоторые транспортные компании считают каждый цент, что тоже резонно: зачем заказывать дорогую пленку стойкостью 5–7 лет, если через 3 года, к моменту окончания договора лизинга, техника будет продаваться. Конечно, не все перевозчики могут позволить себе использовать тот же полуприцеп 3 года – его гоняют и 5, и 7 лет, пока он исправно служит. А нередко бывает и так, что транспортная компания приобретает трейлер с пробегом и продолжает его гонять с чужой рекламой. Кто-то пытается стереть старые надписи, но удалить следы былого присутствия наружной рекламы непросто. Наносить свежие картинки и надписи на видавшую виды «подложку» тоже нерентабельно: на пропитанных пылью и грязью, капельками битума и моторного масла, дорожными химреагентами поверхностях краска и пленка держатся плохо. В таком случае попытка добиться желаемого результата – сизифов труд. И особенно это характерно для мягких поверхностей. Поэтому если вы задумали нанести на борта своих транспортных средств наружную рекламу, лучше всего делать это на новых тентах. А вот с панелями ПВХ, на изотермических и рефрижераторных кузовах, совсем другое дело: современные технологии и составы позволяют очистить и обезжирить поверхность до нужного состояния. В конце концов, можно использовать подложку, которая станет фоном для будущего изображения. В любом случае перед тем, как воплощать в жизнь новую затею, нелишне все семь раз отмерять и только потом один раз отрезать. |