<<< Назад

Цены на рынке грузовой автотехники

В. Салыгин

Российский рынок грузовых автомобилей в ноябре оставался достаточно стабильным. Объем продаж грузовиков отечественного производства несколько снизился (оценочно до 18 тыс. единиц), рост рыночных цен был незначительным и по большинству марок (моделей) не превышал уровня инфляции в стране.

Предприятия отечественного автомобилестроения, не получая необходимой поддержки со стороны Правительства РФ, пытаются самостоятельно укрепить свое положение. Продолжается лоббирование интересов российского автопрома на различных уровнях, в том числе совместно с белорусскими машиностроителями в союзных структурах. В частности, настойчивый призыв создать необходимые условия для развития автомобильной отрасли прозвучал на Белорусско-Российском экономическом форуме. Особую тревогу у отечественных автомобилестроителей вызывает растущий импорт и, в первую очередь, фактически неконтролируемый ввоз подержанных грузовиков.

По итогам предыдущего года на долю бывших в эксплуатации импортных грузовых автомобилей, по оценкам заводских экспертов, пришлось более 30% реализованных в стране коммерческих автомобилей. Предварительные данные по продажам в текущем году свидетельствуют о том, что импорт грузовиков и новых, и подержанных, продолжает расти и может составить в общей сложности более 40% общего выпуска грузовых автомобилей в стране. Поскольку подержанные грузовики предлагают российскому потребителю по рыночным конкурентным ценам, сопоставимым с ценами на новые отечественные автомобили, именно они существенно ухудшают позиции отечественных производителей. В качестве защиты предлагается ряд мер, в том числе совершенствование таможенно-тарифного регулирования, обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов российского авторынка, а также снижение налоговой нагрузки на предприятия машиностроения, недопущение необоснованного роста цен на продукцию (работы, услуги) естественных монополий.

Динамика цен на рынке грузовой автотехники в ноябре была более активной, нежели в предыдущем месяце (см. таблицу), тем не менее рост рыночных цен на отечественные автомобили, за исключением автотехники АМО ЗИЛ, не превышал 3%. Столичный автозавод, а вместе с ним и дилеры, настойчиво поднимают цены на автомобили ЗИЛ, продажи которых продолжают сокращаться, несмотря на заявленные руководством предприятия планы увеличения производства и продаж. В частности, за январь–июль в результате неоднократного повышения отпускные (заводские) цены на основную заводскую модель ЗИЛ-5301 АО (с июля ЗИЛ-5301 ВЕ) выросли с 323 тыс. до 386 850 руб. (+19%). Рост рыночных цен на автомобили ЗИЛ за последний месяц составил в зависимости от модели 6...9%. В целом за истекшие месяцы 2005 года автотехника АМО ЗИЛ подорожала более чем на 20%. Стабильными в октябре–ноябре текущего года оставались цены на автомобили КамАЗ и «Урал». Их ежемесячный прирост не превышал 1...1,5%. Горьковский автомобильный завод, корректируя периодически цены на свою продукцию, вновь избирательно поднял цены на коммерческие автомобили. Последнее заметное подорожание коснулось грузовиков «ГАЗель» и среднетоннажника ГАЗ-3307. Так, если в сентябре автомобиль ГАЗ-3302 в комплектации 0014 (двигатель ЗМЗ-4063) можно было приобрести в Нижнем Новгороде за 233 тыс. руб., а ГАЗ-3302 в комплектации 0415 (двигатель инжекторный ЗМЗ-405) – за 245 тыс. руб., то в ноябре те же дилеры предлагали названные автомобили за 255 и 265 тыс. руб. (+9,4% и 8,2% соответственно). Цена автомобиля ГАЗ-33023 «Фермер» с двигателем ЗМЗ-4063 выросла с 245 до 260 тыс. руб. (+6,1%). В то же время полноприводный ГАЗ-33027 остался пока в прежней цене, промтоварный и изотермический фургоны на базе ГАЗ-3302 подорожали на 3...4%. Бортовой автомобиль ГАЗ-3307 вырос в цене на 2,3% (с 259 до 265 тысяч руб.), в то время как цены на другие среднетоннажники, в том числе ГАЗ-3308, ГАЗ-3309 не изменились. В ноябре подорожали и автомобили из Белоруссии. В России рыночные цены на грузовики РУП «МАЗ» увеличились на 1...3%. Цены на автомобили Кременчугского автозавода в ноябре практически оставались прежними.

В условиях нарастающей конкуренции отечественные предприятия-производители автотехники стремятся укрепить свое положение на рынке как за счет разработки и производства новых образцов автотранспортных средств, так и путем модернизации и разнообразия комплектаций выпускаемых автомобилей. Новинкой рынка станут миасские грузовики: самосвал с трехсторонней разгрузкой «Урал-55572» и самосвал с комфортной кабиной капотной компоновки «Урал-55571-44». Новая прямоугольная самосвальная платформа «Урал-55572» с разгрузкой на три стороны (объем ковша – 9 м3), по мнению заводских специалистов, существенно расширяет возможности автомобиля. Ожидается, что повышенным спросом он будет пользоваться у предприятий нефтегазодобывающей и строительной отраслей. На новых автомобилях АЗ «Урал» устанавливают двигатель ЯМЗ-236НЕ2 (Euro 2, мощностью 169 кВт).

После успешного завершения войсковых эксплуатационных испытаний Камский автомобильный завод готов приступить к поставкам в пограничные войска России двухосного полноприводного автомобиля КамАЗ-4326 в специальной комплектации. В конце октября ОАО «КАМАЗ» завершил выполнение очередного заказа на изготовление 40 грузовиков КамАЗ-4326 в Бахрейн.

Новинками на рынке все чаще становятся иномарки, в том числе российской сборки. Так, Таганрогский автомобильный завод, начав в июне продажи легкого коммерческого грузовика «Хендэ Портер», за четыре месяца текущего года отгрузил 844 автомобилей. Рыночная цена развозного городского грузовика «Хендэ Портер» находится в диапазоне 330...360 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Сравнительная оценка удельной стоимости показывает, что таганрогский грузовичок (полная масса 2880 кг, грузоподъемность 1000 кг, дизельный двигатель мощностью 59 кВт) занимает верхнюю ценовую позицию, т. е. по критерию удельной стоимости «Хендэ Портер» уступает не только отечественным маллотонажным грузовикам, но и ряду иномарок, в том числе появившимся на российском рынке китайским коммерческим автомобилям фирмы Anhui Jianhui Automotive Corporation (торговая марка JAC).

Что касается продаж грузовых автомобилей иностранных моделей, производство которых организовано в России, то их объем по-прежнему остается незначительным. По данным «АСМ-холдинг», в первом полугодии их выпуск составил всего 341 единицу, в том числе «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) – 52 единицы, ЗАО «ВТС Зеленоград» – 156, СП ТОО «Ивеко–УралАЗ» – 47 и ООО «ТАГАЗ» – 86 грузовиков. Если сравнить итоги первых шести месяцев текущего года с аналогичным периодом предыдущего года, то видно, что рост производства грузовых иномарок в стране вырос вдвое. Можно ожидать, что увеличение их сборки в России будет расти. Этому будет способствовать ряд факторов, в том числе и законодательные инициативы Правительства РФ, в частности вышедшие в 2005 году постановления о режиме промышленной сборки, о снижении пошлин на ввозимые автокомпоненты.

Следует заметить, что трудности в производстве и сбыте своей продукции в текущем году испытывают не только автосборочные заводы, но и другие предприятия отечественного автопрома. В частности в первом полугодии снизили производство дизельных двигателей ОАО «КАМАЗ» на 1,8%, «Тутаевский моторный завод» на 22,4%; бензиновых двигателей «Заволжский моторный завод» – на 21,9%. В то же время ярославский «Автодизель» увеличил изготовление дизельных двигателей на 8,1%, преимущественно за счет устаревших ЯМЗ-238. Успешно выполняется программа производства дизельных двигателей ГАЗ-560 (Euro 2 и Euro 3, по лицензии австрийской фирмы Steyr). За девять месяцев текущего года их изготовлено более 6 тыс. – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Двигатель ГАЗ-560 устанавливают на различные модификации автомобилей Горьковского автозавода. Рыночная цена автомобиля с дизельным двигателем ГАЗ-560 на треть выше аналогичного грузовика с бензиновым инжекторным ЗМЗ-405.

О переживаемых отечественным автопромом трудностях свидетельствует и сокращение численности занятых на большинстве автосборочных предприятий, выпускающих грузовые автомобили. По состоянию на июнь 2005 года число занятых уменьшилось (в сравнении с июнем 2004 года) в ОАО «УАЗ» на 30,2% (с 21 870 до 15 260 чел.), на «ИжАвто» – на 17,3% (с 12 130 до 10 020 чел.), на Автомобильном заводе «Урал» – на 13,5% (с 14 880 до 12 870 чел.), на АМО «ЗИЛ» – на 11,2% (с 12 150 до 10 780 человек). Но есть и положительный момент – средняя заработная плата на предприятиях грузового автопрома увеличилась на 10...25%. Наибольший рост отмечен на Автомобильном заводе «Урал» – за год она выросла с 4765 до 5942 руб. (рост 24,7%). А самый высокий уровень заработной платы – 8812 руб. оказался в столичном АМО «ЗИЛ». Конечно, оплата труда российских автостроителей не идет ни в какое сравнение с заработной платой в автомобильной отрасли европейских стран или США. Вместе с тем считается, что дешевая рабочая сила – одно из условий, обеспечивающих низкую себестоимость выпускаемых изделий, невысокую рыночную цену продукции и позволяющее предприятию выжить в конкурентной среде.



Комментировать ... >>
Loading...