<<< Назад

На рынке грузовой автотехники

В. Салыгин

В последние месяцы истекшего года отечественный рынок грузовых автомобилей оставался достаточно оживлённым, несмотря на его заметное насыщение. Ежемесячный объём продаж грузовиков, производимых предприятиями страны, снизился до 14–15 тыс. ед. Рост рыночных цен на грузовую автотехнику замедлился. Их месячный прирост по большинству марок коммерческих автомобилей не превышал 2%. На ряде предприятий российского автопрома существенно вырос остаток нереализованной продукции.

Насыщению рынка грузовых автомобилей способствует, в первую очередь, продолжающийся второй год существенный подъём в производстве российской автотехники. Выпуск предыдущего, 2003 г., вырос, по данным «АСМ-холдинга», на 11,7%, объём продаж отечественных грузовых автомобилей – на 9,1%. По предварительной оценке, выпуск 2004 г. превысит уровень 2003-го (194 714) и может составить более 208 тыс. ед.

Наращивание темпов производства большинством отечественных автозаводов, по мнению экспертов, подтверждает выход из кризисного состояния, в котором российские предприятия оказались в перестроечный период. Стабильная работа предприятий стала результатом продолжительной эволюции, включившей акционирование, смену собственников, объединение в группы и холдинги, реструктуризацию производства и сбыта. Для крупных российских автозаводов экономически оправданным стал переход от машиностроительного производства полного цикла к крупноузловой сборке конечной продукции и выделению смежных предприятий в самостоятельные дочерние компании.

Ставшее очевидным отставание платёжеспособного спроса на отечественные грузовые автомобили от их производства (предложения), видимо, обусловлено рядом факторов, в том числе недостаточно высокими темпами экономического роста, неустойчивым финансовым положением некоторых групп основных потребителей грузовой автотехники (в частности, крупных транспортных, сельскохозяйственных предприятий, государственных ведомств и учреждений, включая Минобороны). Кроме того, существенно возросла конкуренция со стороны зарубежных производителей автотехники. При этом ухудшению рыночной конъюнктуры для российских автозаводов в значительной мере способствовал резкий рост импорта подержанных автомобилей, поскольку именно они лишают отечественные автомобили их основного преимущества – низкой цены.

Что касается динамики рыночных цен на грузовую автотехнику, то в декабре сохранилась тенденция их постепенного роста, но темп роста был незначительным и по большинству марок (моделей) составил 1–2%. Быстрее дорожали автотранспортные средства АМО ЗИЛ (1,5–2,5%). За 10 месяцев 2004 г. столичным заводом изготовлено 10 862 грузовика (на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). За этот период, по сообщению пресс-службы предприятия, реализовано 11 803 автомобиля (на 12,35% больше , чем в январе–октябре 2003 г.). При этом экспортные поставки АМО ЗИЛ составили 1 255 автомобилей.

Несколько медленнее (1–2%) росли цены на большегрузы ОАО «КАМАЗ». При этом рост рыночных цен по бортовым автомобилям составил 1–1,5%, по седельным тягачам 1,5–2%. Опережавший ранее прирост цен на самосвалы замедлился, в частности, на КамАЗ-55111 и КамАЗ-55102 он составил лишь 0,4–0,6%. В октябре КАМАЗ изготовил 2 731 грузовик и продал 2 274. Таким образом, с начала года реализовано 23 900 грузовых автомобилей (против 19 347 ед. за 10 месяцев 2003 г.). За пределами России продано 5 167 машин, в том числе в октябре – 619.

Почти 40% экспорта идет в Казахстан. В течение последних 5 лет продажи челнинских автомобилей в Казахстане увеличились в 8 раз. За 9 месяцев 2004 г. здесь было реализовано 2 032 КамАЗа. По оценке заводских маркетологов, ОАО «КАМАЗ» к настоящему времени принадлежит 36% отечественного рынка большегрузов. Основную конкуренцию в этом сегменте рынка ему составляют иномарки, на долю которых приходится 32%. Для закрепления на российском авторынке Камский завод осваивает ряд новых фирменных услуг, в том числе предлагает модернизацию эксплуатируемых автомобилей с полной заменой узлов и агрегатов на новые.

Наименьший рост рыночных цен в конце 2004 г. отмечен на фургоны и пикапы особо малой грузоподъёмности – УАЗы и ИЖ (0,1–0,3%), а также по малотоннажным автомобилям ОАО «ГАЗ». Ежемесячный прирост цен на малотоннажники в ноябре-декабре составил 0,3–0,5%. В то же время нижегородские среднетоннажники дорожали значительно быстрее. Так, пользующиеся спросом ГАЗ-3307 (в том числе шасси, поставляемые под фургоны) подорожали почти на 2%. В период январь–октябрь Горьковским заводом изготовлен 96 951 грузовик, т.е. на 6,3% больше чем за тот же период предыдущего года.

Пройдут дорожные испытания внедорожника ГАЗ-2330 «Тигр», оснащенного новой собственной коробкой передач, к опытному производству которой предприятие уже приступило. Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-2330 (полная масса до 6 500 кг, грузоподъёмность до 1 500 кг, двигатель импортный: Cummins В-180, 180 л.с. или Cummins В-215, 215 л.с., либо отечественный) является специальным многоцелевым грузопассажирским транспортным средством. Предусмотрены различные его модификации, в том числе 4-местный автомобиль с грузовым отделением, 8-местный с однообъёмным корпусом (универсал), с однорядной кабиной и грузовой платформой, бронированный автомобиль и шасси с 2-местной кабиной. Производственные мощности ОАО «ГАЗ» позволяют выпускать ежегодно до 1 000 «Тигров».

Прирост рыночных цен по автотранспортным средствам Минского завода в последние месяцы года был незначительным (ежемесячно 0,5–1,5%). По ряду моделей, в том числе седельным тягачам, удовлетворяющим требованиям Euro-2 (МАЗ-543203-220, МАЗ-543205-020), отмечено даже снижение цен. Крупные дилеры в России, с тем, чтобы ускорить реализацию автотехники в конце года, стали предлагать минские автомобили фактически по заводским ценам. По итогам 9 месяцев 2004 г. РУП «МАЗ» увеличил по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. производство грузовиков на 21,3%, прицепов и полуприцепов – на 30,3%. Общий выпуск минских грузовиков в 2004 г. – около 20 тыс.

Согласно статистике, растёт число оте-чественных потребителей, отдающих предпочтение импортным машинам, произведенным на территории России, а также в Белоруссии. В частности, каждый третий грузовик, выпущенный СП «МАЗ-МАN» находит покупателя в России. ЗАО «МАЗ-МАN», созданное в декабре 1997 г. (41% акций принадлежит МАЗу, 10% – компании МAN Nutzfahrzeuge, 6% – белорусскому Информбанку и 43% – австрийской инвестиционной компании), намеревалось в 2004 г. увеличить выпуск автотехники до 500 ед. (против 194 ед. в 2003 г.). За 10 месяцев 2004 г. предприятием произведено 237 автомобилей (рост 68,1%).

Большегрузы «МАЗ-МАN» (седельные тягачи с колёсной формулой 4х2 и 6х4, автопоезда большой вместимости с автомобилем-тягачом 6х2, самосвалы 6х4), конкурирующие преимущественно с КамАЗами, в 1,5 раза дороже отечественных аналогов. Если седельный тягач КамАЗ-5460-002 (двигатель КамАЗ-740.32 мощностью 265 кВт) у московских дилеров можно приобрести за 1 090 тыс. руб., то МАЗ-МАN-543268 (двигатель МАN D 2866 LF31 мощностью 301 кВт) предлагают за 1 640 тыс. руб. Более чем на 50% дороже и самосвал МАЗ-MAN-651668 по отношению к отечественному КамАЗ-6520 (соответственно 2 155 тыс. и 1 385 тыс. руб.). С увеличением спроса в стране на современную автотехнику ЗАО «МАЗ-МАN» может существенно нарастить выпуск и поставку в Россию, поскольку его производственные мощности составляют 3 тыс. машин в год.

Меры Правительства РФ, направленные на защиту отечественного автопрома и сохранению окружающей среды, способствуют росту ввозимых новых автомобилей, как легковых, так и коммерческих, а также снижению возраста импортируемых подержанных грузовых автомобилей. Анализ возрастной структуры продаж подержанных импортных грузовиков показывает, что наибольшим спросом в предыдущие годы пользовалась ввозимая техника со сроком эксплуатации 6–7 лет. Так, в 2003 г. на большегрузы этого возраста приходилось до 40% продаж. В 2004 г., по предварительной оценке, максимум продаж сместится на грузовики выпуска 1998–1999 гг., т.е. возраста 5–6 лет.


Комментировать ... >>
Loading...