<<< Назад

Грузовые автомобили (анализ цен на рынке – итоги 2003 года)

В.Салыгин

Основные показатели истекшего года дают основание говорить о некотором оживлении на рынке грузовиков. Так, выпуск грузовых автомобилей в 2003 г. заметно превысил выпуск предыдущего года – по предварительной оценке, рост составил около 5%. Объем продаж грузовых автомобилей отечественного производства вырос более чем на 3% и достиг 185 тыс. шт. (с учетом автомобилей на шасси отечественных предприятий). При этом уровень продаж автомобильной техники был несколько выше объема ее производства, что свидетельствует о достаточно устойчивом спросе на отечественные грузовые автомобили. Рыночные цены возрастали монотонно, с темпом, несколько меньшим, нежели в предыдущем 2002 г.

К факторам, способствующим оживлению на рынке грузовиков, прежде всего, следует отнести улучшение общего состояния российской экономики, в том числе заметный рост в 2003 г. валового внутреннего продукта (5,9%), увеличение инвестиций в основной капитал (свыше 10%), рост промышленного производства (более 6%) и грузооборота транспорта (более 7%).

Потребности внутреннего рынка по-прежнему удовлетворяются преимущественно отечественным производством автомобилей. Хотя конкурентоспособность продукции российского автопрома, как и прежде, обеспечивается главным образом за счет низких цен, в истекшем году отечественные предприятия стремились упрочить свое положение на рынке путем расширения модельного ряда, улучшения качества продукции и приведения ее к европейским стандартам, в частности, по токсичности.

ОАО «ГАЗ» выпустило более 103 тыс. грузовиков (рост более 3%). При этом производство автомобилей ГАЗ-2752 «Соболь» увеличилось в 1,5 раза, ГАЗ-3302 «Газель» почти на 20%. Значительно выросло и производство грузовиков среднего класса ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309. Производство цельнометаллического фургона ГАЗ-2705 «Газель» осталось на прежнем уровне. В общей сложности на «Газели» пришлось около 80% годового выпуска. Доля Горьковского автомобильного завода в объеме продаж отечественных грузовых автомобилей осталась на уровне 56%.

Обновление модельного ряда автомобилей ОАО «ГАЗ» происходило преимущественно за счет модернизации малотоннажных грузовиков и расширения гаммы двигателей, соответствующих нормам Euro-2. Расширение модельного ряда нижегородских малотоннажников планируется за счет семейства автомобилей ГАЗ-3310 «Валдай» (пока с минским дизелем ММЗ-245.7 или итальянским IVECO-8140.43С).

После двухлетнего спада производство грузовиков на Ульяновском автозаводе вернулось к уровню 2000 г. и превысило 21 тыс. (рост более 20%). Доля «уазиков» в общем объеме продаж отечественных грузовиков выросла с 9,7 до 11%. Основной прирост выпуска дало возросшее в 1,5 раза производство спецавтомобилей семейства УАЗ-3909. На них приходится более 60% производственной программы. Существенно, более чем на треть, возросло и изготовление базовой модели – бортового УАЗ-3303, производимого с 1988 г. На него приходится до 20% выпуска. Производство фургона с цельнометаллическим кузовом УАЗ-3741 увеличилось почти на 10%. Серийный выпуск нового грузовика УАЗ-2360, который должен заменить устаревший УАЗ-3303, планируется начать летом 2004 г.

ОАО «Иж-Авто» также нарастило производство грузовиков особо малого класса Иж-2717 до 14 тыс. (рост более 10%). Заметим, что при повышении объема производства (более 16 тыс. шт.) сбыт ижевских легкогрузов начинал испытывать трудности – уровень продаж снизился до 93%. С уменьшением выпуска (до 12,5 тыс. шт.) уровень продаж заметно превышал объем производства. Видимо, емкость рыночного сегмента, в котором идет реализация «каблучков», составляет 13...14 тысяч легких грузовиков. Его увеличение возможно либо за счет роста экспорта, либо за счет расширения модельного ряда выпускаемых автомобилей и повышения их качества.

Годовой выпуск грузовых автомобилей ОАО «КАМАЗ» составил около 23 тыс. шт. (рост превысил 14%). Уровень продаж в течение года был близок к объему производства. Доля Челнинского автозавода в объеме продаж отечественных грузовых автомобилей выросла с 11,3 до 12,2% (в секторе отечественных большегрузов она превышает 75%). Если в предыдущие годы упор делался на разработку и внедрение в производство семейства автомобилей повышенной грузоподъемности, базовым образцом которого стал трехосный КамАЗ-6520, то теперь акцент делается на двухосные автомобили.

В марте 2003 г. с конвейера начал сходить новый седельный тягач КамАЗ-5460 (полная масса 18 т, двигатель мощностью 360 л.с., Euro-2), в ноябре завершены сертификационные испытания городского развозного грузовика КамАЗ-4308. Автомобиль разработан в двух вариантах – в бортовом исполнении и с фургоном грузоподъемностью 5,5 и 5 т соответственно. Двигатель – импортный Cammins B180 20 мощностью 178 л.с., Euro-2. На опытно-промышленную партию, изготовленную в ноябре – декабре 2003 г. (до 50 машин), уже есть заказчики. В 2004 г. планируется изготовить 1000...1200 среднетоннажников. Руководство предприятия считает, что КамАЗ-4308 востребован рынком и будет конкурентоспособным. Основным его соперником является минский «Зубрёнок» МАЗ-4370.

ОАО «АЗ «Урал» изготовило в 2003 г. менее 7 тыс. автомобилей (спад более 15%). Доля «Уралов» в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей снизилась с 4,65% в 2002 г. до 3,6% в истекшем 2003 г. Тем не менее руководство предприятия с оптимизмом смотрит в будущее. Учитывая ограниченный рост емкости рыночного сегмента внедорожников, АЗ «Урал» намерен перейти к выпуску и автомобилей дорожного класса. Предполагается начать производство таких автотранспортных средств в 2005-2006 гг., а через 4...5 лет занять 10...15% рынка грузовиков дорожного класса. Кроме того, дальнейшее расширение модельного ряда планируется за счет освоения выпуска большегрузов полной массой до 33,5 т в сотрудничестве со своим стратегическим партнером – концерном «ИВЕКО». Одним из перспективных направлений считается разработка многоцелевого автомобиля для Минобороны РФ.

Семейство новых грузовиков повышенной проходимости должно заменить устаревшие «Уралы», находящиеся сейчас на вооружении армии. В 2003 г. АЗ «Урал» вдвое увеличил поставки автотехники Министерству обороны. Однако их объем не превышал нескольких сотен машин. Наряду с производством значительное внимание уделяется совершенствованию сбытовой сети. В рамках холдинга «РусПромАвто» выделены средства на развитие торговых и сервисных центров как на территории России, так и стран СНГ. В частности, близка к завершению товаропроводящая сеть в Казахстане, насчитывающая 15 центров.

АМО «ЗИЛ» сохранил производство грузовиков на уровне прошлого года – около 12 тыс. автомобилей. При этом несколько сократился объем продаж, что свидетельствует о наличии трудностей в сбыте готовой продукции. Малотоннажники ЗИЛ-5301 «Бычок» по-прежнему составляют основную часть (57%) выпуска, среднетоннажники, преимущественно ЗИЛ-43336, – 42%.

В настоящее время завод предлагает потребителям более 80 модификаций грузовиков и продолжает расширять модельный ряд ЗИЛов. В частности, перспективным считается показанный на «Автосалоне-2003» двухосный низкорамный ЗИЛ-334362 грузоподъемностью 4,5 т с минским двигателем ММЗ-Д260 Еuro-2. Не оставляет без внимания московское предприятие и нишу большегрузов – разработан бортовой автомобиль ЗИЛ-433180 грузоподъемностью до 8 т.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в течение 2003 г. была спокойной, без скачков и значительных колебаний. В целом, как и в последние годы, сохранилась общая тенденция постепенного роста цен. Ежемесячные их изменения находились в пределах 1...2% в зависимости от марки и модели автомобиля. Одной из отличительных особенностей прошедшего года было отсутствие новогоднего спада рыночных цен. Основной причиной этому, видимо, стало отсутствие остатков нереализованной продукции у предприятий-производителей автотранспортных средств.

Рост цен несколько ускорился в апреле-мае. При этом быстрее дорожала самосвальная техника (в частности, прирост цен на КамАЗы составил 3...5%), медленнее – бортовые автомобили и седельные тягачи. Летний период отличался относительной стабильностью – колебания цен находились в пределах 0,5...1%. Осенью рост цен вновь несколько оживился, а на некоторые марки машин был значительным. Так в октябре-ноябре заметно подорожали автомобили ОАО «ГАЗ» (в том числе ГАЗ-3302 – на 13%, ГАЗ-3307 – на 8%), а также ввозимые грузовики Минского автозавода (прирост 4...5%).

В итоге годовой индекс рыночных цен на грузовые автомобили оказался в довольно широком интервале: от 1,33 для бортовой «Газели» до 1,05 для развозного «Бычка». Умеренным был рост цен в 2003 г. на челнинские грузовики (годовой прирост 8...12%). Значительно выросли они на миасские полноприводные автомобили (15...20%). Основной причиной подорожания «Уралов» стал переход на новые двигатели ярославского завода, соответствующие нормам Euro-2. При этом автомобили и с прежним ЯМЗ-238 М2 также поднялись в цене. Меньше подорожали «зарубежные» МАЗы (прирост 7...10%). Практически неизменными остались цены на автомобили Кременчугского автозавода.

Структура продаж грузовых автомобилей по классам грузоподъемности сущест-венных изменений не претерпела. Как и прежде, основную часть реализованных автомобилей составляют грузовики особо малого класса грузоподъемностью до 2,0 т. На их долю приходится 65,4% от общего объема продаж грузовых автомобилей в стране. Несколько выросла доля грузовиков грузоподъемностью от 2,1 до 5 т (с 8,7 до 12%). Незначительно сократилась доля среднего класса (5,1...8 т) и практически неизменными остались продажи большегрузов (11,9%).

В текущем году при сохранении сегодняшних темпов роста валового внутреннего продукта и некоторого увеличения объема рынка транспортных услуг, а также дальнейшего роста доли автомобильного транспорта можно ожидать повышения уровня общего объема продаж, оценочно, до 190 тыс. грузовых автомобилей.

Комментировать ... >>
экономист ООО "Нотис"
(16.03.05)
отличная статья
Loading...