Цены на рынке грузовой автотехники
Летом ситуация на рынке грузовой автотехники стабилизировалась. Ежемесячные объемы продаж грузовых автомобилей отечественного производства были близки к уровню предыдущего года. В июле они составили, оценочно, около 17 тыс. единиц. Рост рыночных цен замедлился, а по ряду моделей ведущих российских производителей грузовой автотехники они остались неизменными, что способствовало реализации автотранспортных средств.
Существенное снижение темпа производства грузовых автомобилей в начале 2005 года привело к тому, что общий выпуск первых четырех месяцев составил лишь 87,2% к соответствующему периоду предыдущего года. В последующие месяцы значительная часть предприятий отечественного автопрома скорректировала выпуск своей продукции с учетом как внутреннего спроса, так и возможного экспорта. Можно ожидать, что отставание по итогам первого полугодия текущего года, в сравнении с аналогичным периодом 2004 года, будет незначительным.
Негативное воздействие на рынок грузовых автомобилей, впрочем, как и легковых, продолжает оказывать неопределенность в сроках ввода экологических стандартов Euro 2, переносимых уже в течение пяти лет. К очередному заседанию Правительства РФ, посвященному обсуждению программы развития отечественного автопрома, необходимые документы вновь не были готовы. По словам представителя Минпромэнерго, проект специального технического регламента «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации» после внесения всех поправок находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Вступление в силу указанного регламента можно ожидать лишь в будущем году. Фактически все российские автозаводы готовы перейти полностью на выпуск автмобилей, удовлетворяющих требованиям Euro 2. Однако на рынок продолжает поставляться автотехника с двигателями класса Euro 0 и Euro 1, в том числе грузовики «Урал» и автобусы «ЛиАЗ». В проигрыше оказались те предприятия, которые инвестировали значительные средства в НИОКР, подготовку и производство экологичных двигателей и автомобилей. В частности, не окупившиеся затраты ОАО «КАМАЗ» составляют на сегодня 1,5 млрд. рублей. Кроме того, срываются сроки исполнения совместных с зарубежными партнерами проектов по разработке и производству перспективной автотехники, в том числе грузовиков с двигателями Euro 3.
Введение более жестких экологических норм оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию на автомобильном рынке, поскольку ведет к заметному удорожанию как двигателей, так и других систем автомобилей. Это тотчас сказывается на спросе. Наглядный пример этому – ранее предпринятая ОАО «АЗ «Урал» попытка перехода на производство автомобилей с двигателями Euro 2. По словам директора департамента внешних связей «РусПромАвто» Владимира Торина, оснащение грузовиков экологически чистыми двигателями привело к заметному удорожанию продукции уральского автозавода и сокращению спроса на нее. Компания оказалась в ситуации, когда инициатива наказуема. Иными словами, при отсутствии необходимых стимулов и продуманной мотивации потребитель, а вместе с тем и экономика страны в целом пока к такому переходу не подготовлены.
По мнению специалистов, проблема экологизации двигателей требует вовлечения в общий процесс предприятий других отраслей, в первую очередь нефтепереработки, из-за низкого качества дизельного топлива российского производства. Повышенное содержание в дизельном топливе серы (в настоящее время 0,2...0,5%), твердых частиц, полициклических ароматических углеводородов создает для автопроизводителей дополнительные трудности, а по мнению некоторых экспертов, вообще ставит под сомнение реализацию отечественных программ перспективного дизелестроения.
Что касается цен на рынке грузовой автотехники, то в июне–июле их динамика была замедленной. Ежемесячный темп роста по большинству марок (моделей), за исключением цен на автомобили столичного АМО «ЗИЛ», не превышал 1,5%. Сложное финансовое положение на московском автозаводе (согласно отчету предприятия, чистые убытки в первом квартале 2005 года выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 98%, убытки от продаж – на 74,5%) вынуждает АМО «ЗИЛ» вновь поднимать отпускные цены, а вслед за ними растут и рыночные. В июле их прирост составил, в зависимости от модели, 1,5...3,5%. Достаточно уверенный сбыт грузовиков Камского автозавода позволяет дилерам по-прежнему постепенно повышать цены. На успешно продаваемые модели, в том числе на бортовой КамАЗ-53215, новые большегрузы КамАЗ-65111, КамАЗ-65115 прирост цен составил 1...1,7%. Заметное насыщение отечественного рынка малотоннажных автомобилей осложняет их сбыт. В этой связи дилеры, реализующие автомобили ГАЗ-3302 «Газель» и ее различные модификации, пока воздерживаются от повышения цен. Автотехника АЗ «Урал» подорожала на 0,3...0,8%. Достаточно долго (с апреля текущего года) фактически постоянными остаются цены на большинство моделей Минского автомобильного завода. Их колебания как в сторону снижения, так и роста, не превышали 1%. Цены на автомобили Кременчугского автозавода, длительное время остававшиеся неизменными, несколько подросли. В июле автомобили «КрАЗ» подорожали на 1...1,5%.
Значительное влияние на развитие ценовой ситуации на отечественном рынке грузовых автомобилей как в ближайшей, так и среднесрочной перспективе могут оказать меры, предпринимаемые Правительством РФ по правовому и техническому регулированию автомобильного рынка. Похоже, что ныне сложившееся положение не устраивает ни производителей российской автотехники, ни кабинет министров (основной игрок рынка – покупатель по-прежнему немногословен и на происходящее реагирует рублем). По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, для успешного развития отечественного автомобилестроения, а вместе с тем и рынка грузовых автомобилей необходимо утвердить четкие нормы по техническому регулированию рынка, а также понятные требования по переходу на новые экологические стандарты, вплоть до Еuro 5. Со своей стороны ведущие автопредприятия страны выступают с предложениями и рекомендациями. Так, ОАО «КАМАЗ» передало на рассмотрение правительства пакет взаимосвязанных предложений по проблемам грузового автомобилестроения. В нем затронуты основные проблемы:
• охрана окружающей среды (предлагается, в частности, пересмотреть сроки введения очередных экологических стандартов Еuro 3, 4 и 5, узаконить их и обеспечить жесткое соблюдение всеми производителями и импортерами автомобильной техники, ввести меры по стимулированию приобретения экологичной автотехники);
• защита отечественного рынка (ввести таможенную пошлину на ввозимые автомобили старше трех лет в размере 50% от таможенной стоимости; установить импортные пошлины на ввоз автотранспортных средств и прицепной техники на территорию России в соответствии с уровнем стран ЕС, то есть 22%);
• ликвидация технологического разрыва (в том числе по аналогии с Китаем создать льготные условия предприятиям, осваивающим новые продукты и технологии);
• поддержка отечественных экспортеров (увеличить срок действия нулевой ставки НДС до трех лет; подготовить и принять документы, предусматривающие возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам для экспортных поставок);
• импорт уникального оборудования (в частности, снизить импортную пошлину; отменить начисление НДС на импортное технологическое оборудование).
Предложения заводчан находят понимание в кабинете министров. По мнению Виктора Христенко, уточнения требуют таможенные тарифы как метод регулирования рынка. Ввозимым иномаркам не могут предъявляться более низкие экологические требования, нежели автомобилям отечественного производства. Должны быть ужесточены и требования к подержанным иномаркам по сроку их эксплуатации. Пора, считает министр, относить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к категории производственных и соответственно включать их в себестоимость конечной продукции. Можно ожидать, что переданные предложения будут учтены в программе, которую готовит российское правительство.
Рынок грузовой автотехники не изобилует новинками отечественных производителей. Отметим уже поставляемые региональным дилерам автомобили, которые Челнинский автозавод в текущем году активно продвигает на рынок. Цена бортового тягача КамАЗ-65117-029 (колесная формула 6х4, грузоподъемность – 14 т, полная масса автопоезда – 38 т, двигатель КамАЗ-740.30-260 мощностью 260 л.с., Еuro 2) находится в интервале 1015...1117 тыс. рублей. При такой рыночной цене большегруз попадает в зону невысокой удельной стоимости и, по-видимому, востребован рынком. Среднетоннажный бортовой КамАЗ-4308-010 (колесная формула 4х2, грузоподъемность – 6,5 т, полная масса автоприцепа – 19,5 т, двигатель Cummins B180 мощностью 178 л.с., Еuro 2) предлагается по цене от 740 до 790 тыс. рублей. По показателю «удельная стоимость» автомобиль менее привлекателен для отечественного покупателя (область повышенной удельной стоимости). В то же время автомобиль, укомплектованный импортным двигателем, имеет и ряд преимуществ: расход топлива снизился до 14 л на 100 км, ресурс до капитального ремонта увеличился до 800 тыс. км.