Опубликовано: ГП 05-2005

Цены на рынке грузовой автотехники

В. Салыгин

Весенний рост деловой активности в стране способствовал некоторому оживлению на рынке грузовых автомобилей. Объем продаж грузовиков отечественного производства в марте превысил 16 тысяч единиц. Колебания уровня рыночных цен стали менее заметными. Вслед за стабилизацией ценовой ситуации вновь следует ожидать возобладания тенденции их монотонного роста. Оживление рынка грузовых автомобилей вселяет определенный оптимизм в прогнозах на 2005 год, несмотря на неутешительные итоги первого квартала текущего года. По предварительным данным, выпуск грузовых автомобилей основными отечественными производителями снизился на 5...7% в сравнении с первым кварталом прошлого года.

По мнению руководителей ведущих предприятий отечественного автомобилестроения, 2005 год будет более сложным, нежели предыдущий. Такая оценка вызвана наличием ряда причин, в том числе ухудшением в целом конъюнктурной среды, непрекращающимся ростом цен на материалы и сырье, удорожанием энергоносителей и транспортных перевозок, а также повышением нормативных требований по экологии и безопасности. В этих условиях автозаводы стремятся сократить издержки по всем направлениям, не ухудшая при этом потребительских качеств своих автомобилей, сохранить, а по возможности и нарастить выпуск готовой продукции.

Что касается рыночных цен на отечественные грузовые автомобили, то в марте текущего года по большинству марок и моделей их рост составил 1...2%. Несколько быстрее дорожали коммерческие автомобили Горьковского автозавода (1,5...2,5%), медленнее росли цены на автомобили АМО ЗИЛ (1...1,5%), ОАО «КАМАЗ» (0,5...1,5%). Фактически прежними остались цены на автотехнику АЗ «Урал» (0,3...0,5%), а также на грузовые автомобили РУП «МАЗ» (0,2...0,5%). С началом весны сезонное замедление роста рыночных цен отмечено на полноприводные большегрузы, в том числе КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, Урал-5557.

По мере насыщения отечественного рынка грузовых автомобилей, колебания цен становятся более эластичными. И первый квартал текущего года был весьма показательным в этом отношении – повышение рыночной цены, даже незначительное, тотчас сказывалось на объеме продаж. Чтобы сохранить уровень продаж, дилеры и автосборочные предприятия были вынуждены более внимательно отслеживать спрос и чаще корректировать цены. Несмотря на это, разброс рыночных цен по отечественным грузовым автомобилям остается значительным. Так, по «КамАЗам» разброс составляет в зависимости от модели автотранспортного средства 6,5...8% (наибольший – 7,8...8% по новым большегрузам КамАЗ-5460, КамАЗ-6460).

Вновь увеличилась разница в цене челнинских автомобилей с «камазовским» (КамАЗ-740.13) и «ярославским» (ЯМЗ-238М2) двигателями. Если в январе стоимость аналогичных моделей с «ярославским» двигателем была выше на 1,5...3%, то в апреле – на 4...6%. По автомобилям ОАО «ГАЗ» и АМО ЗИЛ разброс цен составляет 5...7%. Вдвое возросла разница цен ГАЗ-3302 «Газели» с инжекторным и карбюраторным двигателями. Так, если в январе цена грузовика ГАЗ-3302 в модификации 0415 (двигатель ЗМЗ-40522.10) была выше цены аналогичного автомобиля в модификации 0014 (двигатель ЗМЗ-4063.10) на 8...10 тысяч руб., то в марте эта разница составила 15...18 тысяч руб. Различие в цене автофургона ГАЗ-2752 «Соболь» с вышеуказанными двигателями увеличилась с 20 до 35 тысяч руб. Цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 «Газель» с дизельным двигателем ГАЗ-560 по-прежнему на 80...90 тысяч руб. дороже аналогичного семиместного автомобиля с бензиновым инжекторным ЗМЗ-405.

В феврале текущего года Горьковский автомобильный завод приступил к производству коммерческих автомобилей семейств «Газель» и «Соболь», оснащенных дизельным двигателем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха ГАЗ-5602, удовлетворяющим экологическим требованиям Евро 3. Автомобили с новым двигателем, производство которого освоено по лицензии австрийской фирмы Steyr, будут поставляться преимущественно на экспорт.

Предприятия отечественного автомобилестроения всё более широко используют комплектующие иностранного производства. Так, ОАО «КАМАЗ» и немецкая фирма Zahnrad Fabrik подписали договор о создании совместного предприятия «ZF-Кама» по производству современных коробок передач для челнинских седельных тягачей. В 2004 году Камский автозавод приобрел более 2 тысяч немецких коробок передач. В частности, все поставляемые на рынок седельные тягачи КамАЗ-5460 комплектуются механической 16-ступенчатой КП ZFS 151. Такая же коробка передач устанавливается на полноприводном тягаче КаМАЗ-65225 (колесная формула 6х6). Помимо коробок передач в дальнейшем в Набережные Челны намечены поставки импортных раздаточных коробок, сцеплений, мостов и других компонентов. Различные возможности закупок комплектующих для своих автомобилей изыскивает ОАО «УАЗ». В частности, ведутся переговоры с руководством Государственной китайской корпорации автомобильной промышленности» (CAIEC) о поставках ряда деталей и оборудования, в том числе подшипников, электрооборудования. ОАО «АЗ «Урал», отдавая предпочтение отечественным комплектующим, в текущем году переходит на тендерные закупки. Договоры между автозаводом «Урал» и его основными поставщиками будут заключаться по итогам специализированных тендеров.

Вопрос использования комплектующих изделий, отечественных или импортных, становится весьма актуальным в связи с намерением Правительства РФ снизить, а на ряд автокомпонентов и отменить ввозные пошлины. Рекомендации межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предусматривают снижение импортных пошлин до 3...5% на автокомплектующие для промышленной сборки. При этом автокомпоненты, ввозимые для реализации на внутреннем рынке в качестве запасных частей, будут облагаться ныне действующими ставками пошлин. Консультации, проводимые Минэкономразвития РФ с представителями других министерств, ведомств и ведущих российских автопроизводителей, пока не дали желаемых результатов. Против принятия мер, способствующих значительному расширению поставок в страну импортных комплектующих, активно выступает ряд организаций, в том числе «Объединение автопроизводителей России». По мнению президента этой организации Е. Левичева, снижение импортных пошлин негативно скажется на развитии производства отечественных автокомплектующих и будет способствовать сокращению рабочих мест в стране.

Согласно статистике, рост парка грузовых автомобилей, достигшего, по данным ГИБДД, к настоящему времени 4,62 млн. транспортных средств, сохраняет свою структуру по видам используемого топлива. В последние годы автопарк пополняется в значительной мере за счет малотоннажных грузовиков Горьковского автомобильного завода. Так, автомобили семейства ГАЗ-3302 «Газель» ежегодно прирастают на 12...14%, семейства ГАЗ-2752 «Соболь» – на 8...12%. И те и другие оснащены преимущественно бензиновыми двигателями. В то же время сокращение отечественного грузового автопарка происходит главным образом за счет выбывания устаревших автомобилей, также работающих на бензине, в том числе ГАЗ-52, ЗИЛ-130, УАЗ-3101 и их модификаций. Количество коммерческих автомобилей, использующих сжиженный нефтяной или сжатый природный газ, не превышает по-прежнему 1,5%.


Комментировать ... >>