<<< Назад

На рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – июль 2004 года)

В. Салыгин

Рынок грузовой автотехники в июле текущего года в отличие от летних месяцев прошлых лет был более динамичным – продажи несколько увеличились, а цены по многим маркам и моделям заметно подросли. Наблюдаемый темп их роста был явно выше уровня инфляции в стране, оцениваемого Госкомстатом РФ.

Лидерами ускоренного роста цен стали ОАО «КАМАЗ» и РУП «МАЗ». Если в течение месяца подъем рыночных цен на продукцию АМО ЗИЛ не превышал 1%, а грузовики ОАО «ГАЗ» остались практически в прежней цене, то КамАЗы подорожали в зависимости от модели на 2–4%. Быстрее в цене росли самосвалы, в том числе КамАЗ-65115-011 и КамАЗ-55102-50 (3,8%), КамАЗ-65111-12 (3,6%), а также седельные тягачи КамАЗ-5460 и КамАЗ-54115-010 (3,8%). Несколько медленнее дорожали бортовые КамАЗ-53215-050, КамАЗ-43118-011 (соответственно 2,5 и 1,8%). Цены на полноприводные «Уралы» выросли незначительно. Их рост в июне-июле не превышал 1–2%.

Что касается белорусской автотехники, то цены поднялись на 8–12% по грузовикам, пользующимся в России устойчивым спросом, и несколько меньше (3–6%) по остальным автомобилям. Так, в конце мая – начале июня двухосный самосвал МАЗ-555102-2120 (грузоподъемность 9,5 т) можно было приобрести со склада в Москве за 520 тыс. руб., а 20-тонник МАЗ-551605-2130 за 1 120 тыс. руб., а в июле эти самосвалы предлагались уже по 560 тыс. руб. и 1 265 тыс. руб. соответственно. Седельный тягач МАЗ-543240-2120 (двигатель ЯМЗ-238ДЕ, 330 л.с., Euro-1) подорожал на 9,6%, трехосный МАЗ-642290-2120 с тем же двигателем – на 8%, бортовой МАЗ-533702-2120 (ЯМЗ-236НЕ, 230 л.с., Euro-1) – на 9,1%. Всплеск рыночных цен на белорусские автомобили стал следствием значительного повышения заводских цен. Увеличение Минским автозаводом отпускных цен в мае-июне в общей сложности составило 20–25%. В России автотранспортные средства РУП «МАЗ» дорожали с некоторым запозданием, по мере реализации имеющихся запасов. Новые поставки вели к новым, более высоким ценам.

Незначительно (1–2%) подорожали и коммерческие автомобили особо малой грузоподъемности: фургоны с цельнометаллическим кузовом Иж-2717 и пикап ИЖ-27171 (двигатель ВАЗ-2106/21067, 1,6 л или ВАЗ-21213, 1,7 л). Рыночные цены на них находятся в диапазоне $3 900–4 600 в зависимости от комплектации. Практически в прежней цене остались полноприводные малотоннажники УАЗ.

Относительно стабильными остаются цены на импортные грузовики. Ведущие зарубежные фирмы, стремясь закрепиться на российском рынке, изыскивают возможности не только сдержать уровень цен, но и даже снизить их по ряду моделей. Удешевлению автомобиля, в частности, способствует предложение его в упрощенной комплектации (менее мощный двигатель, более простой тип кабины и т.д.). Некоторым европейским фирмам, в частности, Scania и Volvo Trucks, удается существенно увеличить поставки своей техники в Россию, используя лизинг. Наиболее широко сегодня лизингом пользуются корпоративные клиенты. Стандартными условиями лизинга коммерческих автомобилей, импортируемых в Россию, становятся следующие: авансовый платеж 15–30% от цены растаможенного автомобиля (франко-склад Москва), срок лизинга 3–4 года, процентные ставки 5–7% в год. В результате стоимость машины для владельца возрастает на 18–20%. Однако ряд покупателей находит лизинг выгодным, поскольку автомобиль с момента оформления начинает эксплуатироваться, т.е. приносит прибыль, и в то же время находится на балансе лизингодателя (снимается часть обязательных налогов). Кроме того, по истечении срока лизинга покупатель может по низкой остаточной стоимости взять автомобиль в полную собственность.

Согласно имеющейся статистике, за последние 3 года импорт новых коммерческих автомобилей в Россию увеличился более чем в 1,5 раза (по данным представительств фирм, с 3 528 шт. в 2001 г. до 5 939 шт. в 2003 г.). Прирост произошел в основном за счет легких коммерческих автомобилей (на базе легковых). Их импорт вырос почти вдвое, с 1 720 шт. в 2001 г. до 3 360 шт. в 2003-м.

Заметные изменения произошли и в структуре импорта грузовиков. Так, доля автомобилей полной массой до 16 т (без учета фургонов на базе легковых) сократилась с 6,3 до 4,8%, а большегрузов (полная масса более 16 т) значительно выросла (с 43,6 до 67,5%). Почти в 2 раза уменьшилась довольно многочисленная группа внедорожников (с 50,1% в 2001 г. до 27,7% в 2003 г.). В текущем году поступающие от представителей фирм данные свидетельствуют о росте импорта грузовиков в страну. Этому способствуют введение вновь 5% пошлины на седельные тягачи и автопоезда, соответствующие нормам Euro-3, а также освобождение от таможенных пошлин и налогов (кроме оформления) при ввозе большегрузных тягачей и полуприцепов при условии использования их на международных перевозках.

К новинкам отечественной техники, находящимся в стадии активного продвижения на рынок, можно отнести полярные по грузоподъемности автомобили ОАО «КАМАЗ». В сегменте большегрузов – это самосвал КамАЗ-6522, в сегменте малотоннажных машин – городские развозные КамАЗ-4308 и КамАЗ-4307. Трехосный полноприводный КамАЗ-6522 (полная масса 33,1 т, двигатель КамАЗ-740.51-320, Euro-2) комплектуется по желанию заказчика как отечественными узлами и агрегатами, так и компонентами западных фирм, в том числе 16-ступенчатой коробкой передач ZF, раздаточной коробкой ZF Steyr. Рыночная цена нового самосвала с отечественными компонентами 1 690 тыс. руб.

Базовое шасси семейства самосвалов повышенной грузоподъемности КамАЗ-6520 активно используется для обширного ряда спецавтомобилей. В частности, в дополнение к совместной разработке Туймазинского завода и ОАО «КАМАЗ» – бетоносмесителя СБ-581451 (заводская цена 1 728,7 тыс. руб.) появился новый СБ-581453 с компонентами из Германии и Италии. Двухосный КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т выпускается партиями по заказам потребителей, начать выпуск малотоннажника КамАЗ-4307 (грузоподъемность 3,2 т) планируется во II полугодии. На шасси этих автомобилей создается гамма спецтехники. В частности, на выставках в Москве и Казани были представлены автоподъемник телескопический АПТ-18 (высота подъема 18 м, грузоподъемность люльки 200 кг, вылет стрелы 10 м) и эвакуатор модели «4350» (грузоподъемность 5 т, длина эвакуируемого АТС до 6 м).

К новинкам рынка, поставляемых АМО ЗИЛ, можно отнести двухосное шасси ЗИЛ-433182 (полная масса 14,5 т, двигатель – 6-цилиндровый ММЗ Д-26011Е2) и бортовой ЗИЛ-433180 (грузоподъемность 8 т, полная масса автопоезда 26 т). Рыночная цена шасси ЗИЛ-433182 – 487,25 тыс. руб., бортового автомобиля – 508,4 тыс. руб. Вскоре можно ожидать появления на рынке трехосных полноприводных ЗИЛ-433440 (грузоподъемность 4,2 т, полная масса автопоезда 15,37 т) с дизелем ММЗ-245.30Е2 (156 л.с.), устанавливаемым вместо карбюраторного ЗИЛ-508. Готовится новый дизайн для семейства ЗИЛ-5301 «Бычок». На нем планируется ставить модифицированный минский мотор ММЗ Д-2459Е2, удовлетворяющий требованиям Euro-2.


Комментировать ... >>
Loading...