Рынок автомобильного бензина и дизельного топлива
Одна из ведущих отраслей российской промышленности – нефтеперерабатывающая – последние годы демонстрировала устойчивый рост, хотя темпы в 2005 году несколько снизились. Потенциал роста, базирующийся на доставшейся от прошлого материально-технической базе, практически исчерпан. В настоящее время отрасль удовлетворяет существующим параметрам спроса, но в ближайшем будущем могут наступить кризисные явления.
Нефтеперерабатывающая отрасль включает 27 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), из них 19 входят в вертикально-интегрированные компании (ВИНК). Географически большая часть предприятий (почти 50%) сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале. Второе место по обеспеченности НПЗ занимает Сибирь (19%), третье – центральные российские области (16%). В Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах – наиболее привлекательных с точки зрения возможностей экспорта нефтепродуктов – находится только около 15% НПЗ. Большинство российских НПЗ (за исключением «Киришинефтеоргсинтез» и Туапсинского) расположены вдали от портовой инфраструктуры. Такое размещение соответствует структуре существующего внутреннего спроса. Однако он будет меняться, в связи с чем целесообразно строительство новых НПЗ в увязке с магистральными трубопроводами. Расширению же экспорта нефтепродуктов препятствуют высокие транспортные расходы, обусловленные географическим расположением российских НПЗ, и низкое качество их продукции. Так, дополнительные затраты на экспорт нефтепродуктов с заводов европейской части России составляют $20...30 с тонны, а с Омского, Ачинского, Ангарского заводов – до $80. Из-за низкого качества отечественные нефтепродукты на европейском рынке продаются в основном лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки.
Для отрасли характерна высокая степень изношенности основных фондов. Средний уровень самортизированного оборудования на НПЗ достигает 80%, а срок службы превысил все возможные пределы (из 27 НПЗ, расположенных в России, шесть были пущены в эксплуатацию до войны, еще шесть – построены до 1950 г. и восемь введены в строй до 1960 г. Таким образом, 20 из 27 заводов работает по 40...50 лет). Средний выход светлых нефтепродуктов в совокупности не превышает 55%, глубина нефтепереработки в 2005 г. составила 71,3%. Этот показатель на российских НПЗ в среднем в 1,3 раза ниже, чем в США и Западной Европе. Доля углубляющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, по России составляет всего лишь 20,3% против 73,3% в США, 42,9% – в Западной Европе и 32,6% – в Японии. В результате российские НПЗ из тонны сырой нефти получают примерно 140 л бензина, в США – свыше 450 л. Таким образом, в товарной структуре российской нефтепереработки доминируют продукты с низкой добавочной стоимостью, основной причиной чего является техническое отставание предприятий и изношенность фондов.
В настоящее время нефтепереработка ориентирована на низкокачественную продукцию, структура выпуска соответствует структуре спроса, которая была во времена строительства этих НПЗ в 1960-е годы. В целом при достаточно высокой доле выхода мазута и дизельного топлива в нефтепереработке эти продукты не находят достаточного спроса на внутреннем рынке. Внутреннее потребление основных нефтепродуктов в 2005 г. от его производства составило:
• автомобильный бензин – 83,4%;
• дизельное топливо – 44,6%;
• мазут топочный – 45,5%.
Первый квартал 2006 г. характеризовался следующими показателями деятельности отрасли. Объем первичной переработки нефтяного сырья составил 52,8 млн. т, или 106,9% к соответствующему периоду 2005 г. Увеличение переработки нефти вызвано снижением эффективности экспорта нефти железнодорожным транспортом и направлением дополнительных объемов добытой нефти на внутренний рынок. Доля переработки нефти в объеме добычи увеличилась до 45,4% (в январе–марте 2005 г. – 43,2%).
Выпуск автомобильного бензина составил 8,1 млн. т, или 104,5% к соответствующему периоду 2005 г., дизельного топлива – 15,4 млн. т (106,9%), топочного мазута – 15,4 млн. т (108,9 %). Глубина переработки нефтяного сырья в январе–марте 2006 г. составила 69,7% (в 2005 г. – 70,2%). К лидерам, имеющим темпы роста объемов переработки нефти выше средневзвешенного по России, относятся ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР».
В структуре выпуска продолжает оставаться высокая доля мазута и дизельного топлива, спрос на которые на внутреннем рынке ограничен. В результате эти нефтепродукты экспортируются не только как топливо, но и как сырье для дальнейшей переработки. За январь–март текущего года на внутренний рынок поставлено 6,7 млн. т автомобильного бензина (104,6% – к соответствующему периоду 2005 г.), 8,3 млн. т дизельного топлива (113,0%) и 7,6 млн. т (107,8%) топочного мазута.
В период с декабря 2005-го по март 2006 г. средние потребительские цены и цены производителей на автомобильный бензин и дизельное топливо по отдельным субъектам Российской Федерации менялись следующим образом.
В марте потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,9...2,2 раза (в марте 2005 г. – в 2,2...2,3 раза).
К маю сложился следующий уровень цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Перспективы развития рынка моторного топлива связаны с переходом на европейские стандарты. Так, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который устанавливает базовые требования к топливу для автомобильной техники на соответствие требованиям Евросоюза. В перспективе в структуре потребления моторного топлива увеличится спрос на высококачественные сорта, соответствующие стандартам Euro 4 и Euro 5.
Требования к топливу класса Euro 2 вступили в силу на территории России с апреля 2006 г., Euro 3 вступит с 1 января 2008 г., Euro 4 – с 1 января 2010 г., Euro 5 – с 1 января 2014 г.