Цены на рынке грузовой автотехники
За весенним оживлением на рынке грузовых автомобилей к началу лета последовал спад. Ежемесячный объем продаж опустился ниже 15 тыс. единиц, рост рыночных цен замедлился, а некоторые модели грузовиков даже незначительно подешевели.
Для российских производителей грузовой автотехники ежегодный майский спад в производстве и сбыте готовой продукции стал за последние пять лет явлением привычным. Однако в текущем году «проседание» основных показателей было более значительным, поскольку оно обусловлено не только многодневными национальными праздниками, но и рядом макроэкономических факторов.
К ним, по мнению экспертов, относится прежде всего снижение темпов роста промышленного производства. Если в первом квартале 2004 года темп роста в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 7,4%, то в нынешнем году – лишь 3,9%. Спад производства в первые три месяца текущего года по сравнению с итогами четвертого квартала 2004 года достиг 7,6% (в 2004 году – 4,4%). Кроме того, негативное влияние на рынок грузовых автомобилей продолжает оказывать высокий уровень инфляции в стране. По данным Росстата, годовой индекс цен на март 2005 года составил: на энергоносители – 1,28; продукцию металлургической промышленности – 1,29; тарифов на грузоперевозки – 1,2. Цены на нефтепродукты в стране выросли более чем в 1,5 раза (точнее на 52,1% по сравнению с мартом 2004 года).
К неблагоприятным объективным предпосылкам добавились специфические для рынка грузовой автотехники факторы – насыщение рынка за счет ускоренного производства отечественных грузовиков, рост импорта как новых, так и подержанных автотранспортных средств.
Ценовая ситуация на рынке грузовой автотехники в мае вступила, видимо, в фазу относительной устойчивости, характерной для летнего периода. Наметившийся в апреле заметный рост цен, вызванный сезонным оживлением спроса и повышением отпускных (заводских) цен, приостановился. В мае текущего года подорожание грузовых автомобилей по большинству марок и моделей составило 0,5...1,0% (см. таблицу). Несколько быстрее дорожала автотехника АЗ «Урал». Рыночные цены на автомобили миасского автозавода подросли на 1,0...1,5%. Их ускоренный рост, видимо, компенсировал некоторое отставание, наблюдаемое в начале года. В динамике цен на автотранспортные средства ОАО «ГАЗ» наметилось очевидное расхождение: если рыночные цены на среднетоннажные автомобили продолжали расти, то на малотоннажные грузовики семейства ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-2752 «Соболь» оставались прежними. Что касается среднетоннажных автомобилей, то быстрее дорожали грузовики ГАЗ-3307 и специальная автотехника на шасси ГАЗ-3307, медленнее – автомобили ГАЗ-3308 «Садко», ГАЗ-3309 и фургоны на шасси ГАЗ-3309. Повышение рыночных цен на автотехнику РУП «МАЗ» не превышало 0,6%, а по ряду моделей было отмечено их незначительное (до 1%) снижение. Цены на автомобили Кременчугского автозавода практически остались неизменными.
Разница в ценах на грузовые автомобили выпуска текущего года и предыдущего с «нулевым» пробегом по большинству марок и моделей не превышала 5...7%. Дальнейшему снижению цен на грузовики выпуска 2004 года, а также на подержанные автомобили препятствует сохраняющийся высокий уровень инфляции в стране.
Развитие рыночных отношений в России и связанный с ними рост конкуренции производителей автотехники заставляет предприятия отечественного автопрома разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства, снижение себестоимости продукции и проведение более эффективной ценовой политики. В частности, руководство холдинга «РусПромАвто», в который входит ряд крупных заводов-производителей отечественной автотехники, приняло решение о выделении в дочерние компании сборочных производств. ОАО «ГАЗ» создало компанию ООО «Автозавод ГАЗ» (99,8% уставного капитала принадлежит ОАО «ГАЗ»). Новому предприятию передаются производства, осуществляющие штамповку, сварку, окраску и сборку автомобилей, а также производственно-технологические функции, обеспечивающие современный уровень изготовления автотранспортных средств.
Отличительной чертой развития отечественного автомобильного рынка в последние годы стала экспансия зарубежных автотранспортных средств, преимущественно за счет их ввоза в страну. Количество иностранных моделей, производимых на территории России, пока невелико. По итогам прошедшего года на долю легковых автомобилей российской сборки приходилось 12% общего выпуска в стране, а грузовиков – лишь 3%. По мнению экспертов, как отечественных, так и зарубежных, наш автомобильный рынок фактически готов к поступлению значительно большего количества зарубежных моделей и легковых, и грузовых автомобилей.
Наибольший интерес у производителей иностранных моделей грузовой автотехники вызывают сегменты рынка малотоннажных автомобилей и большегрузов. В первом пытаются закрепиться калининградский ЗАО «Автотор», производящий грузовики KIA К2700, К3000, К3600 (грузоподъемность от 1150 до 2695 кг) и новоуральский ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), осуществляющий сборку индийских автомобилей ТАТА-613, а в перспективе и ТАТА-407 (грузоподъемность 3450 и 3150 кг соответственно). В сегменте автомобилей большой грузоподъемности изготовление грузовых автомобилей на шасси иностранных моделей осуществляют миасский «Ивеко-УралАЗ», подмосковный «ВТС-Зеленоград» и санкт-петербургский «Яровит Моторс».
Продукция миасского предприятия – трехосные шасси Ивеко-УралАЗ-6329 (колесная формула 6х4 и 6х6), используемые для монтажа специальных кузовов, различных установок и технологического оборудования (грузоподъемность до 23 т), седельные тягачи Ивеко-УралАЗ-63291/632911/632913 (нагрузка на седельно-сцепное устройство до 22,7 т) и самосвалы Ивеко-УралАЗ-6529/652001/653901 (грузоподъемность до 24 т). Ежегодные продажи автомобилей «Ивеко-УралАЗ» – на уровне 100 единиц. Завод ориентируется преимущественно на корпоративных клиентов, в основном это предприятия нефтегазового и лесного комплексов.
Совместное предприятие «ВТС-Зеленоград» (66% акций принадлежит Volvo Trucks Corporation) специализируется на изготовлении седельных тягачей Volvo FH12 (4х2) – для международных перевозок, Volvo FM12 (4х2) – для региональных перевозок, а также шасси Volvo FM12 (6х4 и 8х4) – для строительных работ в тяжелых условиях. В текущем году предприятие намерено вдвое (до 400 единиц) увеличить выпуск автомобилей. Росту производства и продаж должны способствовать активные маркетинговые мероприятия, в том числе запущенный с осени 2004 года пакет «Регион», предлагающий российским покупателям более выгодные условия. Названный пакет предусматривает, в частности, возможность приобретения седельного тягача Volvo FM12 в лизинг и бесплатное сервисное обслуживание в течение первого года эксплуатации.
Санкт-Петербургский «Яровит Моторс» в текущем году начинает производство тяжелых многоосных грузовиков гражданского назначения. Семейство автомобилей «Яровит» включает трехосное шасси повышенной проходимости (грузоподъемность – до 24,7 т) для монтажа установок промышленного назначения, а также трех- и четырехосные самосвалы (6х6, 8х8 и 8х6) грузоподъемностью до 32,7 т. В 2005 году планируется собрать до 250 автомобилей, а в дальнейшем довести ежегодный выпуск до 1800 единиц. Руководство компании предполагает, что тяжеловозы «Яровит» займут нишу между обычными дорожными грузовиками и тяжелыми карьерными самосвалами. Расчет делается преимущественно на корпоративных клиентов и изготовление автомобилей «под заказчика».