На рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – май 2004 года)
В мае текущего года рынок грузовой автотехники существенных изменений не претерпел. Объемы продаж остались на прежнем уровне, рыночные цены монотонно продолжали расти. Основная причина подорожания грузовых автомобилей – повышение отпускных (заводских) цен заводами-производителями в марте-апреле текущего года. Сами автопроизводители ссылаются на значительный рост цен в начале года на продукцию поставщиков сырья, комплектующих изделий, увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию. По данным Госкомстата РФ, в частности, в течение трех месяцев текущего года цены на черные металлы выросли в среднем на 8,3%, на цветные металлы – на 6,8%, продукцию химической промышленности – на 6,6%. Скачок тарифов на электрическую энергию составил 22%, а на тепловую – 30%.
В целом в мае текущего года рыночные цены на грузовики по большинству марок и моделей выросли на 1,5–3%. Быстрее росли цены на автомобили РУП «МАЗ» (на 3–5%). Медленнее дорожали автотранспортные средства АМО ЗИЛ (1,5–2%) и ОАО «КАМАЗ» (1–2%). Незначительно (на 0,5–1%) подросли цены на малотоннажники ОАО «ГАЗ». Практически неизменными оставались рыночные цены на технику Уральского автозавода. Цены на автомобили КрАЗ увеличились на 0,2–0,5%.
Опережающий рост цен на белорусские МАЗы вызван, прежде всего, переходом на более экологичные двигатели (в том числе ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-7511.10), отвечающие Euro-2. Кроме того, темп роста рыночных цен на автомобили РУП «МАЗ» ранее был ниже, чем темп подорожания отечественных грузовиков. Увеличение заводских цен Минским автозаводом (по большинству моделей на 5,3%) привело к значительному подорожанию белорусской автотехники в России. Так, если в апреле у московских дилеров можно было приобрести седельные тягачи МАЗ-543240-2120 и МАЗ-543205-20 по 770 и 830 тыс. руб. соответственно, то в мае их предлагали уже по 830 и 895 тыс. руб. (прирост в цене 7,8%). Непосредственно у завода (на условиях РСА г. Минск, предоплата, денежный расчет) эти автомобили можно приобрести с учетом НДС за 804,878 и 870,368 тыс. руб. соответственно.
В связи с постоянным подорожанием грузовых автомобилей в последние годы заметно повысился спрос на подержанную автотехнику как зарубежного, так и отечественного производства. Рынок бывших в употреблении грузовых автомобилей, в отличие от аналогичного рынка легковых машин, носит менее упорядоченный характер. Если найти дилера, занимающего перепродажей подержанного отечественного легкового автомобиля, сейчас не представляет особого труда, то сделка re-sale грузовика, даже в крупных городах, происходит обычно случайно. При этом цена на подержанный грузовик устанавливается фактически субъективно и не всегда соответствует реальной стоимости автомобиля.
В этих условиях определенный интерес, на наш взгляд, представляют некоторые закономерности, выявленные при анализе имеющейся статистики, в частности, зависимости цены автомобиля от его возраста. Анализ показывает, что цена подержанного автомобиля снижается в зависимости от срока эксплуатации неравномерно. В первых два года эксплуатации уменьшение цены от первоначальной стоимости грузовика составляет 8–10% ежегодно. Наибольшие потери в цене отмечены для автотранспортных средств со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. В этот период темп снижения цены для большинства отечественных грузовиков составляет 13–17% от цены предыдущего года. В последующем цена подержанного автомобиля снижается значительно медленнее (10–12% ежегодно). На заключительном этапе эксплуатации грузовик может даже подорожать, вследствие крупного ремонта, переоборудования или установки дополнительного оборудования. Сравнительная оценка зависимости цены от возраста для разных автомобилей показывает, что быстрее падают в цене машины (из числа рассматриваемых): развозной ВИС-2347, малотоннажник ЗИЛ-5301 «Бычок», медленнее – ГАЗ-3302 «Газель», полноприводный УАЗ-3303.
По мерее развития автомобильного рынка в стране отечественные производители совершенствуют свою товаропроводящую сеть, более настойчиво продвигают на рынок новую продукцию, стремятся повысить эффективность своей ценовой политики.
Так, вслед за АвтоВАЗом, ОАО «ИЖ-Авто» в апреле текущего года ввел единые розничные цены на свои автомобили. Завод намерен оплачивать расходы по доставке автомобилей по всей стране и координировать через своих дилеров уровень цен в регионах России. Одновременно проводится аттестация посредников с учетом их соответствия корпоративным требованиям (в том числе по качеству технического обслуживания, маркетинговой деятельности, наличия необходимой материально-технической базы и квалифицированного персонала).
Активную работу по маркетингу продолжает вести отечественный лидер по производству большегрузов ОАО «КАМАЗ». Очередное его мероприятие – участие в автопробеге Лиссабон – Владивосток. Стартовав в Лиссабоне 24 мая, в нем участвуют автопоезда Volvo с полуприцепом «Тонар», Merсedes-Benz с полуприцепом «Новтрак». Автопоезд КамАЗ-5460003 со специально изготовленным в Ставрополе полуприцепом с пневмоподвеской является единственным «стопроцентным» представителем отечественного автопрома.
Седельный тягач из Набережных Челнов оснащен 360-сильным двигателем (Euro-2), коробкой передач ZF, АБС шведской фирмы Wabko. Цель участия в автопробеге, по мнению заводчан, – презентация международным перевозчикам перспективного тягача, доказательство наличия реальной альтернативы иномаркам в России, демонстрация технических возможностей и укрепления бренда «КАМАЗ». С наступлением зачетного финиша автопробега 15 июля во Владивостоке мы узнаем, насколько именитому экипажу удалось выполнить эти задачи.
К концу текущего года на Камском автомобильном заводе планируется завершить сборку первой опытно-промышленной партии капотного КамАЗ-4355 (грузоподъемность 10 500 кг, полная масса 20 190 кг, двигатель КамАЗ-740.30-260, 191 кВт, Euro-2). Первыми заказчиками новых трехосных полноприводных автомобилей стали предприятия Урала и Сибири, в том числе нефтегазодобывающие фирмы. В настоящее время на Посевнинском машиностроительном заводе (Новосибирская обл.) успешно, по словам главного конструктора Анатолия Жабина, проходит опытную эксплуатацию один из образцов капотного КамАЗа.